Четверг, 5 декабря
Меню

Будут ли приватизировать ПНХЗ?

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 287
Будут ли приватизировать ПНХЗ?
Коллаж редакции «НЖ»

В начале весны в социальных сетях и прессе стала появляться информация о возможной приватизации нефтеперерабатывающих заводов в Атырау и Павлодаре в пользу российских компаний. В нацкомпании «КазМунайГаз», которая ими владеет, это опровергли. Но, тем не менее, чиновники о возможности передать крупные активы в частные руки все-таки думали. Кому, когда и на каких условиях – попробуем разобраться.

Впервые за долгое время упоминание о возможной приватизации двух крупных казахстанских НПЗ появилось в конце марта. Тогда несколько изданий сообщили со ссылкой на международное агентство Argus, которое, в свою очередь, ссылалось на собственные источники, о деталях потенциальной приватизации. Так, пишет Ratel, якобы долю государственного участия в Павлодарском НХЗ и в Атырауском НПЗ предполагается снизить с текущих 99-100% до 49-51%. В социальных сетях даже указывались потенциальные покупатели – российские «Лукойл» и «Газпром».

Также издание сообщило, что этот процесс якобы поддерживает Агентство по защите и развитию конкуренции, где считают, что «приватизация обусловлена необходимостью повышения эффективности управления заводами». Это подкрепляется информацией, что только за последние три года на двух заводах произошло 115 внеплановых остановок, в то время как на Шымкентском НПЗ с частным управлением аварийность была в два раза ниже.

Так будет ли приватизация?

В этой связи важно понять мнение всех участников процесса – непосредственного владельца в лице «КазМунайГаза», курирующего нефтепереработку Министерства энергетики, и упомянутого АЗРК.

«КазМунайГаз», владеющий заводами, информацию о потенциальной приватизации сразу опроверг. В комментарии заместителя председателя правления КМГ Дмитрия Макеева подчеркнуто, что она «не соответствует действительности», переговоров подобного рода не проводилось и все производственные процессы на нефтеперерабатывающих заводах компании идут в штатном режиме.

В тот же день новость прокомментировал и министр энергетики Алмасадам Саткалиев. По его словам, в ведомство за согласованиями никто не обращался и в целом «преждевременно говорить о каких-то коммерческих сделках».

«С точки зрения Минэнерго, здесь не только форма собственности, а эффективность управления, выполнение инвестиционных программ, стабильная работа являются приоритетом. Что касается продажи активов «КазМунайГаза», то это относится к компетенции данной компании», – прокомментировал министр журналистам.

Что касается антимонопольного АЗРК, то в середине мая его председатель Марат Омаров в комментарии для журналистов отметил: агентство считает, что присутствие частного инвестора в числе собственников благоприятно скажется на работе казахстанских НПЗ. По информации Омарова, пишет журналист Айнур Коскина, анализ АЗРК показал более высокое качество управления на Шымкентском НПЗ, которым совместно владеют китайская CNPC и «КазМунайГаз». Это приводит к меньшему количеству простоев оборудования завода и более эффективной работе.

Поэтому АЗРК вносило предложения по привлечению частных инвесторов в структуру собственности Атырауского и Павлодарского НПЗ. Однако кто станет частным инвестором, должен решать сам владеющий заводами КМГ или его материнская компания – фонд «Самрук-Қазына».

Если подытожить все эти комментарии, то становится ясным – в настоящее время о приватизации ПНХЗ речи не идет, хотя среди чиновников мнение о «плюсах» такого процесса и присутствует. В целом важно понимать, что нефтеперерабатывающие заводы – это стратегические активы, которые почти полностью снабжают моторным топливом внутренний рынок Казахстана, а потому передача их в частные руки – это тема для большого изучения рисков.

Тем более, когда речь идет о компаниях из России, находящейся под большим санкционным давлением. Это само по себе уже является большим риском для проведения крупных сделок.

С другой же стороны, пример Шымкентского НПЗ показывает большую эффективность, хотя бы в части снижения числа аварий, а значит, и простоев в выпуске важного товара – бензина и дизеля. Ведь они нужны не только для личного транспорта, но и отраслей сельского хозяйства и транспорта и логистики, как минимум.

Как себя чувствует ПНХЗ?

Тем временем, ПНХЗ продолжает работать, снабжая внутренний рынок моторным топливом. Главным образом он перерабатывает российскую нефть – на нее приходится 4,3 млн тонн из общих 5,3 млн переработки. Остальное – нефть казахстанская. Как пояснили в Минэнерго в ответе на наш запрос, поставки сибирской нефти регулируются Соглашением между правительствами РК и РФ о транспортировке российской нефти через территорию РК в КНР от 24 декабря 2013 года.

Также в министерстве энергетики сообщили, что никаких проблем с обеспечением аграриев Павлодарской области топливом с ПНХЗ и других заводов нет:

«Министерство ежедневно проводится мониторинг оплаты, заявки, отгрузки дизтоплива в адрес СХТП. Отгрузка в адрес СХТП осуществляется на приоритетной основе и находится под постоянным контролем. В период весенне-полевых работ в Павлодарскую область предусмотрено 25,7 тыс.тонн, в настоящее время отгружено 3,9 тыс.тонн или 15%», – отметили в Минэнерго в ответ на запрос «Наша жизнь».

Данные КМГ

Если же говорить в целом о ситуации на НПЗ «КазМунайГаза», то в прошлом году объем переработки нефти на них сократился на 1,5% – до 19,6 млн тонн в совокупности. Причем на румынском заводе «Вега» показатель увеличился на 0,4%, до 374 тысяч тонн, и на Атырауском НПЗ – на 4,8%, до 5,5 млн тонн. На остальных же НПЗ объемы снизились – на ПНХЗ на 0,9%, до 5,434 млн тонн, на Шымкентском НПЗ – на 7,5% до 2,87 млн тонн и на румынском «Петромидия» – на 4,7%, до 5 млн тонн.

В настоящее время обеспечение внутреннего рынка моторным топливом почти полностью остается за перерабатывающими активами «КазМунайГаза» с долей импорта бензина, дизеля и авиатоплива – в основном из России.

Автор: Юрий Масанов, экономический обозреватель

Примечание: Мнение автора не отражает позицию редакции.

От редакции:

Неподтвержденная информация о продаже ПНЗХ россиянам может иметь под собой основания. Ведь завод, в основном, перерабатывает легкую сибирскую нефть, поступающую по построенному еще в советское время трансграничному нефтепроводу из Омска. Его технологическая цепочка «заточена» на это, более тяжелое по химическому составу казахстанское сырье он переработать без существенной модернизации не сможет. А если на том конце нефтепровода решат перекрыть вентиль? Маловероятно, но не невозможно.

А месяц назад в СМИ появилась информация о приходе ЛУКОЙЛа на розничный рынок Казахстана в качестве продавца франшиз для открытия АЗС. Отмечалось, что, по подсчетам самой компании, она — самый крупный инвестор из России в РК. ЛУКОЙЛ занимается добычей и транспортировкой сырья, производством масел. Он входит в крупные нефтегазовые проекты страны — «Тенгиз», «Карачаганак», «Кумколь», обеспечивая до 10% добычи нефти в республике. И вполне логично предположить, что желание приватизировать ПНХЗ у них имеется.

Но что на это ответят казахстанские власти? Перетянет ли риск попадания под вторичные санкции желание заработать?

Вас заинтересует