Часть 1. Един в двух лицах…
«Един в двух лицах» — так иногда говорят про одного писателя. Или, скорее, о двух, но как бы об одном. Многие их, конечно же, знают: это Илья Ильф и Евгений Петров.
Я, кстати, не в курсе, связывало ли их что-то с Азербайджаном. Вообще-то была в свое время азербайджанская комедия (производства Азерфильм) с названием «Директивный бант», и являлась она как раз экранизацией произведения Ильфа и Петрова. Снимали картину в 1932 году, однако до сегодняшнего дня фильм не сохранился, как и не сохранились и архивные фотографии. Так что судить о нем невозможно.
Да дело вовсе не в Ильфе и Петрове. Я невольно вспомнил эту фразу, приехав однажды в южный азербайджанский город с названием Астара.
Этот живописный городок на побережье Каспийского моря имеет довольно необычную историю. Около 200 лет назад здесь был единый населенный пункт, но сейчас их два и расположены они в разных государствах. Астара одновременно находится на самом юге Азербайджана и на северной границе Ирана. Границей город разделен на две неравные части по руслу реки Астарачай. В настоящее время в иранской Астаре проживает более 50 тысяч человек, в то время как в Астаре азербайджанской – около 18 тысяч.
Упоминания об этом поселении встречались еще в древних летописях и в заметках ученых, живших в самом начале нашей эры. А сегодня Астару часто называют настоящим курортом с необычным колоритом, так как находится город в одной из цветущих долин Талышских гор и утопает в зелени садов из цитрусовых, гранатовых и разных других деревьев. По одной из версий (которую в свое время озвучили П.В.Жило и А.Н.Косарев) само название «Астара» происходит от персидского слова «эстерахат» — отдых.
Климат тут влажный, субтропический и позволяет наслаждаться теплой погодой до поздней осени. Купальный сезон стартует в мае и заканчивается только к октябрю. Береговая линия протяженная и местами покрыта песком вулканического происхождения необычного черного цвета. Море теплое и чистое, мелководье простирается на десятки метров, а на дне редко встречаются камни или валуны.
Воздух в окрестностях Астары чист и свеж, наполнен ароматами цитрусовых. Поэтому люди сюда приезжают ради спокойного пляжного отдыха, оздоровления и обилия свежих фруктов. Кроме привычных для этого региона апельсинов, грейпфрутов, хурмы и мандаринов здесь также выращивают киви, фейхоа, бананы и авокадо. А еще тут раскинулись кофейные долины и чайные плантации.
В конце осени, когда весь урожай уже собран, те самые фейхоа, киви, авокадо, другие субтропические плоды (и, разумеется, великолепные ароматные лимоны) занимают свое место на местном базаре. В этом особенность Астары, где экзотические фрукты и, соответственно, витамины с летом отнюдь не заканчиваются; осеннего запаса вполне хватает до следующей весны.
Как я уже упоминал, всего пару сотен лет назад Астара была единым городом. Граница, разделившая страны, прошла по его территории только в 1828 году. И с тех пор уклад жизни здесь изменился настолько, что уже сложно сказать, является ли Астара одним городом, расположенным одновременно в двух государствах, либо это все же два разных города с одним названием, расположенные по разным берегам одной небольшой речки. Юридически, пожалуй, второй вариант более точный.
Местные автобусы, прибывающие в Астару из других городов, подвозят пассажиров почти к самой границе. Погранпереход соседствует с небольшим рынком, на котором продают как иранские, так и азербайджанские товары. Местами среди торговых рядов встречаются вывески на фарси, но азербайджанский язык тут, естественно, преобладает.
Астара расположена в очень интересной исторической области у юго-западного побережья Каспийского моря, которую называют Талышстан или же Талыш – это в том числе область компактного проживания народа талышей.
Стоит заметить, что Талыш не особенно похож на остальной Азербайджан. Здесь тёплый, влажный и, я бы сказал, очень «мягкий» воздух, а также необычайно буйная растительность. Плюс такие тучные почвы, что в царскую эпоху, говорят, их возили целыми баржами для садов в предместьях Баку. Отличается Талыш и лицами прохожих. Может быть, не всех – иногда здешних девушек мне легко представить в любом уголке страны, но лица большинства мужчин наводят на мысли то ли о Южной Европе, то ли о Персии…
Продолжение следует …