Как мы уже не раз писали, как война в Украине напрямую влияет на экономику Казахстана в целом и на жизнь простых граждан в частности. Все уже привыкли, что самолеты изменили маршруты, облетая зону боевых действий. Это, конечно же, повлияло на цену билетов. Изменилась и логистика и стоимость грузоперевозок: многие пограничные пункты Евросоюза попросту отказались пропускать большегрузы не только из России и Беларуси, но и Казахстана. Однако жизнь продолжается, товары доставлять надо, и водители ищут обходные пути. Об этом можно прочитать здесь: «В объезд санкций: из жизни дальнобойщиков».
Северный путь
Сейчас «гайки санкций» закручиваются еще туже, и маршруты в Европу вынужденно проходят севернее, минуя Беларусь и Польшу, через Ленинградскую область, Литву, паромом из Лиепаи в Гамбург. Уже знакомый нашим читателям дядя Ваня, водитель-дальнобойщик со стажем, рассказал, как они добираются за многие тысячи километров с грузами, как находят общий язык с таможенниками и пограничниками, как живут в рейсе, которые длятся теперь месяцами.
— Расскажите, пожалуйста, как вы сейчас идёте в Европу? Какой километраж?
— Маршрут у меня был такой: Павлодар-Омск-Челябинск-Миасс-Пермь-Екатеринбург-Вологда -Питер-Псков-Латвия-Лиепая-Гамбург. Последняя часть – это паром по морю. Только по России где-то 3800 километров получается. А потом еще по странам Евросоюза, грузы могут быть в любую точку.
— Раньше маршрут был короче?
— Намного. Ездили через Беларусь, это ближе получается, да и просто тут привыкли: Польша, Германия. Ну а сейчас паромом по северным морям. А другого выхода нету, все равно возить надо, хоть и санкции эти дурацкие. Причем каждый раз не знаешь, пропустят груз или нет, сейчас ко всему претензии. Все под микроскопом рассматривают, придираются.
— А вот говорят, что Россия через Казахстан чуть ли не самолетные двигатели ввозит…
— Ну, про это я не знаю, может, через какие-то третьи страны, Турцию, например. Я такое не вожу. Знаю, что немецкие запчасти для лекговушек-иномарок в Россию как-то возят, хоть это тоже запрещено.
— И запчасти нельзя?
— Да, давно, ничего нельзя, санкции же! Но точно знаю, что таскают. Выкручиваются как-то, машины частникам надо ремонтировать, иначе на чем ездить? Сельхозтехника, я точно знаю, на Россию идёт, потому что, когда я стоял в очереди на таможне, на Москву из Германии везли негабарит, картофельный комбайн — на выставку якобы. А зачем выставки проводить, если в России их продавать нельзя?..
— Так вы сейчас вместо Беларуси с России на Литву идете, а как литовские таможенники на вас смотрят? Как на врагов или все-таки нет?
— Да нужны мы им, что ли, вообще? Как на каких-то назойливых просителей смотрят. Наши продукты питания из кабины выкидывают, все забирают — консервы, молоко, яйца, все. А нам чуть ли не неделями там стоять приходится, как ты без продуктов поедешь туда? Вот в последний рейс я оттуда выходил на пятые сутки. А отсюда на Каменном логу, это на Литву, ребята писали, что 20 дней ожидания!
— А если югом идти, через Турцию?
— Если только совсем прижмет, но это совсем плохой вариант.
— Что в Европу на этот раз повезете?
— Загрузился на Голландию микросферой, ее там хорошо покупают (это побочный продукт сгорания высокозольных углей на ТЭЦ, используется при изготовлении инновационных стройматериалов, бурении нефтяных скважин и т.д. – прим.ред.). Она сейчас культурно упакована: мешки, паллеты, в пленку затянуто. Проблем с ней нет.
— А как в России к казахским номерам относятся, часто тормозят?
— Да, бывает. Особенно на новом маршруте, мы там еще не примелькались. Под Питером тормознули и не поняли, куда и откуда я тут еду. Объясняю, что на Омск, там таможня, не понимают: Орск? Говорит, мол, в Омске нет таможни. Пришлось объяснять, договариваться…
Труба двойного назначения
— Что в этот раз из Европы привезли?
— Разные запчасти для наших сельчан. Сезон у них начался.
— Эти грузы возить можно, таможня не придирается?
— Ну, как не придирается? Придирается, конечно. Тут важно и документы правильно оформить, и даже упаковать. Если запчасть, допустим, редуктор для трактора, в сборе, то проблем не будет, маркировка завода, документы – все есть. А вот ленту транспортерную вез – придрались. Ее ж можно и не только в мирных целях использовать. Подшипники не в сборе вообще не провезешь. Приятель вез специальную фасованную соль для нашего Рубикома (павлодарский производитель колбас – прим.авт.), так тормознули. Якобы ее можно для чего-то еще использовать. Дополнительные документы требовали, разбирались. В конце концов пропустили, но нервы помотали, и время потерял.
У меня в этот раз трубу какую-то дважды проверяли, мозг весь вынесли.
— Что за труба?
— Вроде как она после сеялки идет, прикатывая грунт, как я понял. Два раза ее доставать пришлось, показывать. Фотографировали, документы сверяли, смотрели, можно ли ее еще как-то использовать. Так-то ножи для комбайна тоже при желании куда-нибудь приспособить можно, но к ним претензий не было. Развез все по области и уже в обратную сторону собрался.
Белорусы из Китая
— Сегодня в рейс выехал, так на посту Урлютобе из Павлодара в сторону Омска четыре часа простоял, очередь в километр. И это я еще удачно прошел, мог и больше проторчать.
— Откуда, в основном, были грузовые?
— Белорусы из Китая грузы таскают. И на Беларусь, и на Россию. Да и просто новые китайские грузовики разные, и карьерные, и миксеры строительные – все подряд. Вот, время потерял, наверстывать придется, в этот раз на Челябинск не пойду, в ту сторону уже все затопило, попробую верхом, через Тюмень проскочить. Иначе снова стоять придется, не будешь же спорить со стихией. Все же видели, чем это кончается. В кювете тонуть совсем не хочется.
Чемодан без ручки
— Чем нравится профессия?
— Трудно сказать. Я ж практически всю жизнь катаюсь по разным странам, как в Германии начал (служил в составе ограниченного контингента), так и до сих пор никак не остановлюсь. Не могу я долго дома. Хотя в дороге тоже тяжело уже, возраст берет свое. Попробуй зимой по трассам поездить: то гололед, то буран, нулевая видимость. Урал проходить особенно тяжко, горы все-таки. А спать в кабине? А питаться? Хотя готовить на походной плитке уже давно приспособился. И не только мясо, но и супы, и салаты строгаю.
— Романтика тянет?
— И это тоже, хотя какая в моем возрасте романтка? Тяжело, но и бросить не могу, привык, для меня это уже образ жизни, наверное.
— Как тот чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко?
— Ну, вы ж лучше меня все объясняете…
— А чем не нравится профессия?
— Да санкции эти, будь они неладны! Раньше за три-четыре недели обернуться можно было, а сейчас хорошо, если в полтора уложишься! Эти бесконечные простои на границах! Маршрут длиннее, опять же. То есть расходы на питание, дизель возросли в полтора раза минимум, а платят-то за рейс, фиксированную цену. Да и относятся к нам на этих таможнях как к врагам. Понять их можно, работа такая, но все равно, хотелось бы больше понимания с их стороны. В Литве, например, у нас всю еду из кабины вытряхивают. Мы ж ее не на продажу везем, сами едим, но нет. Нельзя! Покупайте тут.
— И что, доедаете припасы до границы?
— Да щаз, чтобы по европейским ценам питаться, это другие заработки иметь надо. Прячу, конечно.
— И что, не находят?
— Нашли бы, выбросили. Не так много, но провожу. На их хитрость мы свою имеем (смеется). Но ничего противозаконного, типа наркоты я никогда не возил, зачем это надо! Сразу не просто рабочей визы лишишься, но и посадят. Да и вообще, это плохие деньги, чужое несчастье. Вот бутылку-другую коньяка я провожу для знакомых. Или тому же таможеннику презентовать, чтобы волком не смотрел. Поляки раньше это дело уважали. Сейчас, правда, через Польшу не ходим, но надеемся, что все-таки откроют границу для нас, казахов. Невозможно же все время держать ее на замке, кому от этого легче?
— Думаете, что это закончится?
— Рано или поздно. Надеюсь, что еще до моей пенсии…