Воскресенье, 28 апреля

• Салауат Темирболат-улы
  • 3503
Тайну Кимакской цивилизации археологам Павлодара помогают раскрыть насекомые
фото автора и Института археологии Маргулан университета

В Институте археологических исследований педагогического университета под руководством Тимура Смагулова кипит работа. Здесь впервые в СНГ запустили интереснейший научный проект. Помочь изучить неизведанное в Павлодар приехала группа экспертов-палеоэнтомологов из соседнего Новосибирска. Какая связь между археологией и древними насекомыми? Об этом нам рассказали в лаборатории.

Впервые на просторах СНГ

Павлодарские археологи не первый раз успешно апробируют и внедряют последние достижения науки и техники. Например, когда ещё только появились квадрокоптеры, они активно стали использовать их во время полевых выездов для разведки местности. Справедливо решив, что это дешевле и практичнее, чем заказывать вертолет или самолет для фото- и видео аэросъемки. Да и дроны оказались намного мобильнее.

А сегодня ученые крутятся вокруг объектов, которые нашли во время летних экспедиций. Все это благодаря специальной технологии, которую применяет экспедиция Тимура Смагулова. Любые важные находки они изымают единым блоком, чтобы обеспечить максимальную сохранность всего, что находится внутри. А это может быть несколько тонн песка, камня вперемешку с фрагментами керамики, вооружения, останками людей и животных. Потом, в условиях лаборатории, не спеша и крайне аккуратно разбирают «кусок» земли, изучая его содержимое. И вот теперь настала очередь насекомых.

Как рассказал Тимур Смагулов, не так давно на базе археологического института Маргулан университета и Института зоологии Казахстана открылся научный центр «Биоархеологии». Если в двух словах, то это коллабарация ученых из разных стран. Первые гости – палеоэнтомологи из Новосибирска. Как раз недавно в этом российском городе науки открылся институт систематики и экологии животных.  Приехав в Павлодар они принялись изучать материалы с Кимакских курганов. Подобные совместные исследования археологов и экспертов по древним насекомым из курганов кимаков в СНГ никогда не проводились.

«Мухи, короеды, жуки с точки зрения истории, очень интересны. В Западной Европе уже изучают насекомых из древних городищ, стоянок и захоронений. Но такого никогда раньше в СНГ не делали, и это впервые происходит в Казахстане. То есть, абсолютно новое направление», – ввел нас в суть дела заместитель директора Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН, доктор биологических наук Андрей Легалов.

С ним в Павлодар приехали еще несколько ведущих специалистов. Они отбирали пробы грунта, просеивали, промывали, высушивали и под самым современным микроскопом разглядывали материалы. Как признался профессор Легалов, они были наслышаны об успехах павлодарских археологов, и считает, что им крайне повезло, что ученые двух соседних регионов наконец встретились и нашли точки соприкосновения.

«Оказалось, что есть уникальный научный центр, который находится у нас рядом, в Павлодаре, и где благодаря инновационной методике достают цельные блоки, в которых сохраняют все что было в погребении. Это безумно интересно. И это очень важно, потому, что мы сейчас вместе можем получить результаты, которые будут первыми в мире», – говорит ученый.

По его словам, после предварительных исследований, часть проб отправят в лабораторию филогении и фауногенеза при их научном центре в Новосибирске.

Истина где-то рядом

В 2016 году близ аула Байдала была найдена кимакская колесница. Услышав эту новость, в Павлодар прилетел знаменитый знаток древней истории, реставратор Крым Алтынбеков. Экспедиция Тимура Смагулова изъяла огромный блок с помощью спецтехники и в целости и сохранности доставила его в Павлодар. Потом просканировали с помощью магнитно-резонансного томографа. Объект уже изучили антропологи, другие специалисты, которые определили пол, возраст человека, погребенного вместе с колесницей. Именно ее сейчас исследуют и палеоэнтомологи.

«Очень известная в мире археологической науки находка. А вот перед нами хозяин той самой колесницы, важный для своего времени был человек. Что об этом человеке, и что, вероятно, происходило до и после его погребения вообще можно сказать? Вот много флажков, которые показывают, в каком именно месте нашли насекомых. А найдено много насекомых, которые связаны именно с сухой кожей. Плюс личинки мух, то есть, пупарии мух. Они найдены только возле головы. Это говорит о том, что хоронили уже мумию. Представляете, это нам рассказывают насекомые! Получается, что этот человек был захоронен не сразу. Почему? Это уже другой вопрос. Либо его везли сюда откуда-то, либо ждали родственников, или важных персон издалека, или были другие какие-то обстоятельства, чтобы сделать торжественное захоронение, – говорит Андрей Александрович.

Сама колесница сейчас на реставрации в Алматы в лаборатории эксперта Крыма Алтынбекова. Как говорят историки, чем дольше и тщательнее длятся исследования, тем только интереснее. А насекомые в этой работе — как важный индикатор новых открытий.

«Эти данные чрезвычайно важны для того, чтобы понять, в какой же природной ситуации развивалась история, культура в конце первого — в начале второго тысячелетия нашей эры. И это напрямую связано с историей «Страны Кимаков». Ведь до сих пор неизвестно, почему произошла миграция кочевых племен с территории Прииртышья в Восточно-Европейские степи? Кыпчаки, половцы двигались из восточных степей, из Восточного Дешт-и-Кыпчака, попали в Причерноморье, в Паннонию на территории Венгрии, достигли Балкан. Есть различные предположения, что происходили природные катаклизмы, иная гипотеза, что было это сопряжено и с военными столкновениями. Но на самом деле, нет достоверных данных о том, почему же рухнуло столь развитое и сильное Кимакское государство?» — поясняет директор Института археологических исследований Павлодарского педагогического университета им.Алькея Маргулана Тимур Смагулов.

Новосибирские специалисты тщательно осматривают грунт и по частичкам, собирают останки жучков и мух. Если другим экспертам эти крылышки и ножки ничего не скажут, то палеоэнтомологи найдут в них массу ценной информации.

«Фрагменты насекомых, которые мы выбрали принадлежат двум группам: это мухи и жуки рода Trox. Также хочется посмотреть, были ли какие-то, может быть, паразиты, те же клопы, вши и другие, которые сейчас мешают жить людям. А может их тогда и вовсе не было в этих краях, или у людей была высшая культура гигиены. Это такая группа, которая может открыть нам глаза на многие важные вещи, которые мы не знаем», – рассказывает старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных, кандидат биологических наук Анна Гурина.

По ее словам, помимо тех насекомых, чей жизненный цикл связан непосредственно с телом, туда случайно попали и другие виды: долгоносики, листоеды, и другие группы. А ведь они могут сказать о климатических особенностях тех времен на этой земле. И какие были взаимоотношения у кимаков с древесиной, откуда они брали, как обрабатывали. Все-таки, если попадаются какие-то интересные короеды, то это тоже уникально. Если водолюбивых больше, значит, тут было много источников воды. В общем, каждое насекомое как зеркало отображает картину минувших столетий и эпох.

Павлодарские археологи ранее предположили, что тело человека с колесницы до погребения подверглось мумификации. И вот их коллеги из Новосибирского центра находят подтверждение гипотезе. Но зачем, каким способом, что за средство использовали кимаки – большая загадка. Совместный проект двух больших групп ученых только начался. Но даже на этом этапе они уже получают невероятно интересные данные и делают по-настоящему уникальные открытия.