Пока мир сотрясают ужасные события, в которых гибнут реальные люди, ежечасно происходят человеческие трагедии, в мирном Казахстане тоже идут нешуточные войны — на информационном поле. Крикливые ток-шоу «продвигают» различные идеи, далеко не все из которых продуктивны и несут хоть какое-то рациональное зерно. Так как можно отличить пропаганду и не стать ее жертвой? И бывает ли хоть одно государство в мире, не занимающееся пропагандой? Об этом мы поговорили с Шалкаром Нурсеитовым — казахстанским политологом, экспертом по политическим коммуникациям, исполнительным директором Центра Политических Решений.
— Шалкар, давайте начнем с самого определения пропаганды. Что это такое и давно ли она появилась?
— Пропаганда — это распространение манипулятивной информации и идей с целью влияния на эмоции, действия, поведение целевой аудитории. То есть, в пропаганде всегда есть некая цель и есть автор пропаганды, который преследует конкретные цели. И, конечно, получатель, то есть аудитория, которая на основе этой информации будет действовать, принимать решения или эмоционально реагировать на это сообщение, исходя из своих ценностей, исходя из своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей.
Вообще, пропаганда существует с античных времён, и ее приёмы, которые использовались в Античности и Средневековье, во время Первой и Второй мировых войн, и в эпоху социальных сетей, мессенджеров и искусственного интеллекта, практически не изменились. Они до сих пор актуальны, только меняются технологии, меняются методы использования приёмов и, конечно же, обновляются инструменты пропаганды. Пропагандисты пытаются идти в ногу со временем, с современными технологиями.
— Всегда ли пропаганда – это плохо?
— Строго говоря, пропаганда — это неотъемлемая часть нашей жизни, её можно встретить везде: в повседневности, политике, экономике и других сферах. И не всегда она имеет отрицательную коннотацию, потому что, к примеру, в пропаганде здорового образа жизни, против курения и так далее – нет ничего плохого. То есть, у пропаганды могут быть положительные цели. Лично для меня это вполне безобидное понятие. Но, к сожалению, во время и после мировых войн, во время холодной войны из-за влияния милитаристской пропаганды это слово получило негативную коннотацию, и не только в нашем обществе. Многие не приветствуют это слово и сразу воспринимают его негативно. Поэтому я бы хотел отметить, что пропаганда, если она не причиняет вред здоровью, сознанию, благополучию людей, то это слово без всякого негатива. Потому что можно пропагандировать и здоровые идеи, такие как права человека, равенство между гендерами, демократические ценности, здоровый образ жизни. Можно пропагандировать очень много важных, нужных, правильных вещей.
— Со времен ковида мы получаем в мессенджерах, чатах, группах фейковую информацию. И большинство тут же ее пересылает, не задумываясь о последствиях, не перепроверяя ее. Что можно этому противопоставить?
— К сожалению, если эта информация соответствует их предпочтениям, их убеждениям, они сразу готовы дальше распространять эту ложь, неосознанно становясь частью этой пропаганды. Тем самым становятся «сообщниками» этих авторов.
— Есть ли приемы, позволяющие отличить пропаганду от информации?
— Да, конечно, существует большая разница между профессиональной журналистской работой и продуктом пропаганды. Журналисты не будут использовать оценочные суждения, свои эмоции, чтобы донести информацию. Пропагандистские сообщения используют слабые места человеческой психологии, психологии массы, ведь людям комфортно воспринимать уже «пережеванную» информацию, не прилагая усилий, и плыть по течению, принимая на веру все, что говорят по разным каналам традиционных и социальных медиа. Хотя мы должны воспринимать любую информацию критически, анализировать и перепроверять ее.
— К сожалению, в современном мире людям всегда не хватает времени, да и желания перепроверять информацию. Поэтому, как минимум, будет здравым хотя бы не распространять то, что вы лично не перепроверили. К примеру, услышала я некую информацию по телевизору, в соцсетях, и у меня нет возможности проверить её, или некогда, будет правильнее не делать скоропалительных выводов. Как говорила Скарлетт, я подумаю об этом завтра, или я приму решение об этом тогда, когда я проверю эту информацию.
— Это правильное решение. Повторю, что мы должны воспринимать любую информацию критически, и задавать несколько основных вопросов.
Вначале мы должны обратить внимание на сам материал, есть ли там факты, доказательства и учтены ли мнения всех сторон. А ещё надо обратить внимание на саму платформу, где была опубликована информация, заслуживает ли она доверия? Нужно обратить внимание и на автора этого материала, является ли он или она, или редакция надёжным источником информации, и самое главное, надо проверить другие источники, как минимум, два-три. Что они пишут, какие доказательства и аргументы приводят.
Если вы видите, что некие факты не сопровождаются доказательствами, сразу «навешиваются ярлыки», используются оценочные суждения, приводятся однобокие аргументы, заранее делаются выводы – это явные признаки пропаганды, а не объективного и профессионального материала. И если вы это слышите «из любого утюга», особенно на сегодняшний день это касается российских СМИ, то лучше отказаться от их просмотра.
Во второй части нашей беседы мы поговорим о том, как разные государства используют пропаганду, что такое «грузовик с оркестром» и «пожарный шланг» пропаганды. Еще о том, как важно уметь различать пропаганду, можно прочитать здесь.