Почему путинская армия так и не смогла дойти до Киева и отступила, неся большие потери в живой силе и технике? Наш сегодняшний герой – сын казахстанских степей, казах, наш земляк Даулет Бейсембаев, решившийся поменять гражданство на украинское перед лицом опасности, объясняет, как это случилось: простые люди взялись за подручные средства, чтобы не пропустить оккупантов дальше. Потому что отстаивали Родину.
Редакция «НЖ» совместно с украинскими коллегами подготовила видеорассказ очевидца и участника полномасштабной войны России против Украины с многочисленными жертвами среди мирного населения. Ранее о том, что существует многовековая связь между Казахстаном и Украиной, и о том, как историки оценивают увиденное своими глазами, нашим читателям рассказала археолог из Чернигова Алёна Черненко.
«Это (украинцы – ред.) гордый народ, которой стоит за свои права, за своих людей, за своих детей, за свое будущее. Если бы не Украина, то агрессор дальше пошел бы на запад. И на Польшу, и на Чехию, и на Словакию, и на Прибалтику. То есть, он бы не остановился.
Это абсолютно военная техника Российской Федерации, которая пришла с агрессией — убивать украинцев. И мы это увидели, когда освободили Бучу, Гостомель, Иванковичи. Увидели эту злость, вот эту жестокость российской армии, которая пришла в Украину».
Даулет Бейсембаев родился в 1966 году в Семипалатинске. Отец был хирургом-гинекологом, мама — акушером. Самые яркие детские воспоминания связаны у него именно с моментами рождения.
«Когда ребенок родился, и его первый крик, и когда он в юрте кричит на всю вселенную, что он родился».
Украинцев Даулет видел в родном городе с детства. Многие приехали туда поднимать целину. А кого-то сюда отправили в ссылку.
«В моей семье даже есть такая история, что бабушка приняла украинскую семью из Киевской области, которая была в ссылке. Их просто в степи выбросили из поезда. С тремя детьми. Помню бабу Аню — мы ее так называли — бабу Аню.
Я спрашивал бабушку, кто такая баба Аня? Ой, говорит, сынок, это длинная история. Они приехали к нам издалека. То есть они много не рассказывали об этом. Это потом уже начинаешь понимать, откуда бабушка Аня, блондинка, появилась у нас в семье».
Даулет замечает, что судьбы казахского и украинского народов похожи.
Даулет Бейсембаев:
«В 30-х годах прошлого века, когда в Украине был Голодомор, в тот же период Голодомор постиг и казахские степи. И около шести миллионов казахов погибло. Мы называем Ашаршылық. Это был искусственно созданный дефицит зерна, еды. И мы об этом помним в Казахстане, знаем, и потомкам всем рассказываем».
Первый раз в Украину Даулет Бейсембаев попал во время школьной экскурсии в Киев.
Даулет Бейсембаев:
«И я с того времени влюбился в Киев. В его златоверхие купола, то, что это был зеленый город. Ну, для казаха, для казахского парня, который жил в степи, такое количество деревьев — это поразительно».
В 1983 году Даулет поступил во Львовское высшее военно-политическое училище.
Даулет Бейсембаев:
«Но ехал я туда с целью, опять же, экскурсии».
После выпуска и до распада Советского Союза служил в армии. В конце 90-х переехал во Львов, а позже в Киев. Там получил украинское гражданство.
Даулет Бейсембаев:
«Я до 2020 года был гражданином Казахстана. А в 20 году принял гражданство Украины. Сознательно, потому что знал, что будет война».
Начало полномасштабной войны Даулет встретил в Киеве.
Даулет Бейсембаев:
«24 февраля я проснулся в пять утра от взрывов, которые раздавались по городу. Я так понял, что началось. У жены истерика: «Что делать?». Я говорю: «Ну что, будем защищаться».
Когда я приехал на железнодорожный вокзал и увидел то количество людей, желающих покинуть Киев, я понял, что железнодорожный транспорт не справится. А когда начали рассчитывать на автомобильный транспорт, трасса была уже перекрыта оккупантами».
С 2014 года Даулет активно помогал воинам в АТО и участвовал в различных инициативах. Теперь, находясь в эпицентре войны, Даулет продолжил оказывать помощь.
Даулет Бейсембаев:
«Мы в своем ЖК сформировали такое добровольное формирование. Начали помогать нашим военным, начали помогать обустраивать блиндажи, обустраивать окопы.
Мы разместили основную базу, ее называли «бар», на территории нашего жилого комплекса. И туда нам привезли 200-литровую бочку напалма, и мы делали коктейли Молотова и развозили по всем опорным точкам обороны, по направлению Бучи, Ирпеня.
Был казусный случай, что мы доехали до российского блокпоста в лесу. Выскочили, а там стояли уже оккупационные войска. Ну и убегали, как могли. До нас дошло, что могли же шмальнуть и… убить, и застрелить — все, что угодно».
Также ловили в Киеве диверсантов.
Даулет Бейсембаев:
«Он стоял, снимал геолокацию на своем мобильном телефоне. Когда мы его остановили и сказали: «Что ты делаешь?», он говорит: «Да я здесь пейзаж снимаю, здесь такие дома, хочу показать внукам».
«Паспорт покажи!». Он показывает загранпаспорт, который был выдан в 21-м году. Когда я его ударил по внутреннему карману куртки, оттуда вывалились еще два паспорта. Один паспорт приднестровский. И третий паспорт автономной республики Крым Российской Федерации.
Ну, конечно, на меня тоже реагировали на блокпостах. Я же казахской национальности. И говорили: «Скажи — паляныця». Не каждый «москаль» выговорит это слово — паляныця.
Это было танкоопасное направление. Если они бы прошли этот отрезок, то они были бы уже на Крещатике. Из всех ракетных атак самый уязвимый, стрессовый был, когда ракета прилетела на телевышку».
В конце ноября 2022 года Россия нанесла массированный ракетный удар по энергетическим объектам Украины. По всей стране начались отключения света. Украинцы оказались в блэкауте, не имея возможности сварить еду, погреться или зарядить гаджеты.
В это время инициатива казахстанцев — установление «Юрт несокрушимости» — помогла многим украинцам.
Даулет Бейсембаев:
«Это была частная инициатива. Есть в Казахстане Даулет Нуржанов, СЕО компании крупнейшей. Ну, мы собрались здесь. Диаспора казахстанская, которая собирала это дело, помогала, потому что ее устанавливали два дня. Вот эту юрту».
Татьяна Захарченко, волонтер:
«Именно когда был блэкаут, здесь и генератор на улицу выносился каждый день, он работал, по кругу стояли лавочки, столики. Здесь было людей очень много. И переносок много, у каждого была розетка. Все заряжались, реально очень спасало. И грелись».
Даулет Бейсембаев:
«Самая массированная атака была 19 мая, когда на Киев одновременно 60 ракет летело. Это ужас. Вот здесь было боевое столкновение. Здесь все летало, взрывалось, здесь четыре машины подбитых было. И 200-е здесь лежали, семь двухсотых было, вот на этом месте».
Киев выдержал оборону. В оккупированные населенные пункты российские военные принесли разрушение и смерть.
Даулет Бейсембаев:
«Ну, они уничтожали людей, которые настроены были проукраински. Сначала пытали, пыточные были у них там. Мне командир одной из бригад, которая освобождала Изюм, рассказывал, что когда проводили эксгумацию, ему показывали, где люди были там похоронены с отрезанными ушами, носами, выколотыми глазами.
То, что было в Буче, то, что было в Ирпене, в Иванковичах, в Бородянке — весь мир видел.
Те ребята, которые шли в тероборону, это были сугубо добровольцы, которые с первых дней встали на защиту Украины. И это были первые ребята, которые пошли сознательно. Не дожидаясь никакой повестки. Пошли защищать Киев и Родину. Но, к сожалению, многие из них погибли. Если мы будем их помнить, то они будут жить».
Даулет Бейсембаев поддерживает связь с родственниками из Казахстана. Рассказывает им правду о войне в Украине
Даулет Бейсембаев:
«Пишут мне SMS-поддержки. Держитесь! И очень надеются, что война скоро закончится».