Мы продолжаем рассказ нашей коллеги-землячке, уехавшей в Чехию более 10 лет назад, о том, как там встречали переселенцев после начала боевых действий в Украине. Начало читайте здесь. Цикл материалов о релокантах в разных странах мира читайте по ссылке.
Миграционная лихорадка
Многим Чехия кажется привлекательной в экономическом и социальном плане. Но сами чехи не всегда готовы встречать с распростертыми объятьями всех приезжих.
К примеру, огромная диаспора вьетнамцев живет здесь фактически в социальном вакууме. Выходцы из Юго-Восточной Азии заняли определенную нишу в сфере торговли и услуг, но они по-прежнему «изгои» в чешском обществе. Это значит, что их могут не пустить в определенные развлекательные заведения или на некоторые мероприятия. Хотя, судя по их финансовому благополучию, подобное отношение их не слишком беспокоит.
Главной головной болью чехов, да и словаков тоже, является огромная диаспора безработных цыган. Часть их живет на две страны: Англию и Чехию. Другая часть перебивается местными пособиями.
При этом можно сказать, что государство создало вполне приемлемые условия для ассимиляции мигрантов. Здесь огромный выбор языковых школ, дешевого жилья и бесконечный список мест, где можно подработать без вычета налогов.
Стоит заметить, что Чехия — единственная страна, которая отказалась от жирного куска дотаций Евросоюза, лишь бы только не принимать многотысячную толпу беженцев из Сирии. И сейчас чехи проводят специальные проверки на границах, чтобы избежать незаконного проникновения беженцев с Ближнего Востока. Количество выявленных нелегалов варьируется от 50 до 200 человек в день. Год назад их было гораздо больше – до тысячи в сутки.
Держать миграцию под контролем – один из главных лозунгов чешских властей. У соседей по Евросоюзу все совсем по-другому: за несколько десятилетий Францию, Германию, Австрию, Швейцарию этнически «разбавили» турки, албанцы, иракцы, сирийцы. Поэтому говорить о нелюбви исключительно к русским, наверное, неправильно: богемцы без особой симпатии относятся к большинству иноземцев. При этом чехи слишком воспитаны, чтобы открыто показать свою неприязнь. Здесь это не принято.
Что касается беженцев из Украины, здесь их принимают довольно приветливо. Хотя с ростом экономических проблем настроения в чешском обществе стали заметно разделяться. Война войной, а обед по расписанию.
Только за последний год инфляция в стране достигла рекордных 25%. Произошло неслыханное подорожание всех жизненно необходимых продуктов питания, стала ощущаться и нехватка лекарств. Чехи во всем винят оппозицию, которая в прошлом году выиграла выборы и довела экономику до плачевного состояния.
Есть такое хобби в стране пива и кнедликов — ходить на митинги. Одни выходят на главную площадь страны в поддержку властей, а другие на следующий день — с антиправительственными лозунгами. Иногда, перепутав расписание, оппоненты встречаются, и тут в дело вступают полицейские, которые разнимают и успокаивают «крикунов».
Последние полгода участились случаи словесных перепалок и топтание национальных флагов. Чешские власти не на шутку обеспокоены межнациональными стычками. В нескольких городах даже начали патрулировать улицы. Но главное поле боя, конечно же, разворачивается на просторах социальных сетей.
Кстати, с дезинформаторами и разжигателями межнациональных конфликтов тут не хороводятся. Одно опасное высказывание — и тебя уже на следующий день ведут в суд. Можно получить от одного до трех лет в местах не столь отдаленных или, как минимум, несколько месяцев подметать улицы.
Пампушки под пиво
Процесс ассимиляции любого народа на чужбине очень непрост. Но украинцы достаточно быстро интегрируются, и не важно, в какой стране они находятся. Наглядным примером стали последние два года в Чехии. Беженцы в течение нескольких месяцев находили работу, и многие из общежитий переехали в арендованные квартиры. При этом они не торопятся учить язык, потому что прекрасно себя ощущают в своем этническом «пузыре» внутри Чехии. Это можно понять, если они намерены рано или поздно вернуться на родину. Кстати, так уже сделали примерно 30% украинских беженцев.
Надо заметить, что многотысячным потоком украинских беженцев чешская экономика закрыла «дыру» на рынке труда, а в налоговую копилку посыпалась дополнительная прибыль. Хотя в реалиях для среднестатистического чеха этот миграционный наплыв ощущается только в украинской речи, развешанных флагах на главных улицах страны и в очередях в детские сады и школы. Некоторое время назад образовательная система Чехии просто «лопалась» от напора переселенцев. Сейчас этот процесс пытаются урегулировать, но нехватка мест все еще актуальна.
Богемные богемцы
Но не хлебом единым жив человек. Город, вдохновлявший Достоевского, Гоголя и Чайковского – Прага — по-прежнему остается культурной столицей Европы. Но если раньше сюда ездили за творческим озарением и свободой, то теперь представители русской богемы скорее бегут на чужбину… с чемоданом разочарований и страхов.
Чехия стала пристанищем для многих изгнанных из России журналистов и писателей. Но — только на время. Следующим пунктом назначения для «иноагентов» чаще всего становятся Израиль или Америка. Однако и по сей день в Праге много российских художников, дизайнеров, писателей и модельеров, которые весьма успешно творят во благо чешской культуры.
Помимо всего, именно Прага славится своими концертами и шоу. Ни одна мировая звезда не пропустит эту географическую точку. Между тем, выступления многих русских артистов, поддерживающих путинский режим, были отменены. Пример тому Нетребко, которую посылали домой уже несколько раз. Но она упорно готовит программу, и каждые полгода собирается петь в Праге.
Точка невозврата?
Наступит ли «оттепель» во взаимоотношениях Чехии и России, неизвестно. Вернутся ли русские туристы в Чехию — тоже пока неясно. Наивно думать, что боевые действия в Украине не повлияют на наше общее будущее. Переломный момент наступил для всех — и не важно, кто в какой географической точке находится. Главное оставаться всегда и везде человеком — с любым гражданством и паспортом.
Алена Голубова, Прага, Чехия