Воскресенье, 24 ноября
Меню

Как можно, владея убыточными предприятиями, стать миллионерами?

  • Салауат Темирболат-улы
  • 641
Как можно, владея убыточными предприятиями, стать миллионерами?
фото и видео: Салауат Темирболат-улы

Жители Павлодарской области недоумевают: почему в регионе, где сконцентрированы основные генерирующие мощности страны, и которая добывает больше половины от всего объема угля, вырабатывает свыше 40% электричества, — монополисты постоянно поднимают тарифы, а не вкладывают собственные деньги в модернизацию. А что случись — перекладывают всю ответственность на других, мол, тарифы низкие, или должников много, и это, по их заявлениям, тормозит своевременный ремонт. Как говорят независимые эксперты, клубок проблем с каждым годом только нарастает. Взять, к примеру недавнюю аварию в Экибастузе. Единственной ТЭЦ в городе угольщиков и энергетиков владеют не самые бедные в стране люди, почему же тогда они довели свои энергохозяйства до ручки? А после аварии акционеры имели наглость заявить, что готовы за 1 тенге продать разваливающуюся ТЭЦ государству.

«Говорят, бедные, бедные. Скажите пожалуйста: как можно владеть убыточными, разваленными предприятиями, и стать миллионерами? Вот это чудеса нашего государства. Мы вносим инвестиционные программы, вдумайтесь только в это слово: «инвестиционные». И кто инвестор? То есть, в конечном итоге инвестирует народ через тариф. А где наши акции? По сути, во всем мире разрабатывают программы, собственник выпускает акции, их продаёт и поднимает предприятие, строит. Почему у нас это не делается? Он применяет все методы, чтобы извлечь выгоду. Каким образом? Даже срыв пломбы — это уже штрафные санкции. А вы вдумайтесь, ведь это имущество создано народом. Статья 487 Гражданского кодекса говорит, что если потребителем является физическое лицо и потребляет энергию для собственных нужд, то содержание этих сетей, и содержание приборов учета в надлежащем технически исправном состоянии, — является обязанностью продавца. То есть, он либо должен платить, арендовать имущество, либо должен содержать это имущество. А у нас наоборот: мы имущество передали, и сами же платим за аренду. Это нонсенс», — высказал своё недоумение председатель общества защиты прав потребителей «САВАР» Юрий Страхов.

Простой обыватель много лет слушает от компаний производителей и поставщиков тепла и воды одну и ту же песню, что инфраструктура изношена, а на капремонт средств нет.

«Загляните в свои квитанции, мы все платим отдельной строчкой за воду. А снизу ещё одной строчкой еще одно начисление: за питьевую воду. То есть платим дважды. В водоканале на наши возмущения ответили, что это за потери воды. Почему за задвижки, которые отключаем — тоже платим мы, как обслуживающая организация. То есть это опять ложится на плечи потребителей. Делали на доме капитальный ремонт, написала письмо, две недели ждала отключения воды, — не отключили. Обещали, что всё сделают, а воз и ныне там. Страдают жители от подпора канализации, там серьезные проблемы. Водоканал их не прочищает. Ни на одном совещании на которых бывала, руководителя горводоканала в глаза не видела, приходят только представители. Почему? Он что у нас, царь и бог, почему такое творится на казахстанской земле? Если он житель другой страны, пусть там делает беспредел. У нас уже крик души, уже не знаем, куда обращаться. Если честно, даже сегодняшнему совещанию верить людям никак нельзя. Потому что с горводоканалом никто ни разобраться, ни сказать, ничего сделать не может, с горводоканалом все становится всё хуже и хуже», — пожаловалась на непомерные аппетиты монополиста директор обслуживающей организации «Вера-ПВ» Евгения Шквира.

На балансе её КСК — 17 многоэтажек в густонаселенном Усольском микрорайоне, она недоумевает, почему при таком раскладе дел водоканал ещё просит поднять тариф до 86%, и в будущем году еще на 62%, то есть с нынешних 76 тенге за куб. до 176 тенге за кубометр воды.

«Людям тогда придется платить в два раза больше, чем сейчас. На сегодня жители в полном замешательстве, почему за все их расходы платим мы. Почему несем денежные средства горводоканалу за отключение задвижек. Почему никто не может разобраться? А чуть что людям, которым итак непросто при нынешних ценах на все и вся, предъявляют штрафы. Обдирают народ на каждом шагу», — заявляют представители обслуживающих организаций.

На драконовские тарифы и баснословные штрафы пожаловались и представители МСБ. Как заявил адвокат областной коллегии адвокатов Мухтар Батырбаев, для того, чтобы решить все вопросы, нужны изменения на законодательном уровне.

«Возьмем «Правила пользования электрической энергией, которые действуют от 2015 года. Здесь метод начисления штрафов какой? Ранее, до 2015 года, перерасчет проводился по другой системе, там учитывалось, какие мощности подсоединены, какое электрооборудование подключено. Могла проводиться энергетическая экспертиза, максимальная мощность, и все считалось. И считалось на рабочие часы. Когда предприятие работает. Но ведь не все предприятия круглосуточно работают. А сейчас правила, что перерасчет производится, исходя из фактически подключенных приборов, с учетом 24 часа в сутки, но не больше разрешенных мощностей согласно техусловий. Берутся 24 часа в сутки, семь дней в неделю, и умножаются на ту сумму, которая указана в техусловиях. И представляете, какие выходят суммы? У меня было в практике, что начислили МСБ более 150 млн тенге. И насчитали 11 млн КВт. К примеру, 11 млн КВт — это город Аксу потребляет за два месяца со всеми предприятиями. То есть эту сумму обязали выплатить. Он чуть не обанкротился. Поэтому нужно менять правила, это в рамках министерства можно решить, и на уровне правительства», — указал на одну из актуальных проблем со штрафами адвокат Батырбаев.

Плевал на народ, когда «крыша плотная»

В Павлодарской области почти не осталось объектов, которые, начиная с 90-х годов прошлого столетия, разными путями вывели из государственной собственности. Ладно бы если это касалось только магазинов, рынков, утопающих в долгах заводов и угольных разрезов. В частные руки по непонятным схемам ушли и главные стратегические предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность населения (читай — национальную безопасность). Речь, прежде всего о том же горводоканале, тепловых станциях и множестве наземных и подземных инженерных коммуникаций.

Приватизация разве что не коснулась только канала им. Каныша Сатпаева (ранеее — «Канал Итрыш-Караганда»), и то благодаря легендарному первостроителю этого уникального комплекса, обеспечивающего центр страны живительной влагой, ныне покойного Леонида Баталова. При жизни он рассказывал нам, что, лично зная Нурсултана Назарбаева еще из партийного прошлого, «доставал» того телефонными звонками, письмами, телеграммами, и неожиданными визитами, чтобы защитить от разбазаривания важнейшую для страны искусственную водную артерию.

«Все хотели прибрать канал к своим рукам. Очередь была такая, что пыль столбом стояла. Олигархи высосали бы все соки из него. А не стало бы канала, не было бы сегодня ни Экибастуза, ни Караганды и даже Астаны», — говорил в беседе с нами Леонид Иванович. Первопроходца крупнейшего гидротехнического сооружения в СНГ не стало в июле этого года. Он скончался на 87-м году жизни, и до последнего работал на канале им. К.Сатпаева.

Было бы больше таких людей, как Баталов на других важных объектах страны, глядишь, и не случилось бы то, что произошло прошлой зимой в Экибастузе и Риддере. Ведь теплостанции этих моногородов находятся в частной собственности не первый год, а проблемы все те же, что 10 или 20 лет назад.

«Во всём мире к монополиям относятся очень внимательно и настороженно, потому что в отсутствии конкуренции она не даёт выбора. Поэтому должен быть механизм, компенсирующий отсутствие конкуренции, жёстко контролирующий обоснованность и целевое назначение затрат, что в силу публичности и прозрачности, если они, конечно, особенно это касается публичности, вызывает доверие у населения. Но именно здесь и по самому механизму, и по прозрачности, особенно по публичности есть большие вопросы. Сама частная собственность на стратегические инфраструктурные объекты вызывает большие сомнения», — заявил на встрече общественный деятель, политик и ученый Владимир Дворецкий.

Он рассказал, что в свое время пытался остановить незаконную приватизацию водоканала в Павлодаре, так как считает, что нельзя передавать подобный стратегический объект частникам, но его никто и слушать не стал.

«Я на личной встрече с первым президентом попросил его, чтобы он вернул водоканал в коммунальную собственность. Он сказал: «нет проблем, я переговорю с акимом, и мы вернем». Но когда я сказал, что его брат вмешался, он в доле, пятое-десятое, тогда, к сожалению, этот вопрос решен не был. Вообще, если честно сказать, я сильно поражаюсь алчности  этой семьи. Вот они присвоили огромное количество активов и денег. А какую благотворительность с личных своих денег для страны сделали? Я считаю, никакую. Поэтому алчность, — это такое неистребимое качество. И когда в таком виде проявляется, единственный механизм борьбы — это тюрьма. В Китае даже более радикально решают этот вопрос», — заявил на встрече в филиале «Атамекена» экс-депутат мажилиса II созыва, избранный на выборах в 1999 году, как самовыдвиженец Владимир Дворецкий.

Заручились поддержкой депутатов

На сегодняшней встрече свои взгляды и мнения предложили высказать всем. Например, Олег Щемель, приехавший не так давно из Минска и ставший по предложению акционеров «Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации» генеральным директором «Павлодарэнерго», пожаловался на острый дефицит кадров. По его словам, молодежь не идет работать на ТЭЦ. А ещё он почти слово в слово повторил то же самое, что и его шеф Александр Клебанов после ноябрьской аварии в Экибастузе, что хозяйство слишком устарело. А денег едва хватает на текущие ремонты. Напомним, что казахстанская версия журнала Forbes в 2022 году оценила состояние Клебанова в 580 миллионов долларов и отвела ему 15 место среди богатейших людей в Казахстане. А еще новый гендиректор «Павлодарэнерго» вдруг заступился за акима области. Хотя ни его, ни вновь назначенного после ЧП в Экибастузе главу региона никто из спикеров особо не трогал.

«Я в финансах меньше понимаю, я понимаю в железе, в технике, и в людях. И вот, когда мы разговаривали с акционером, именно такая задача и стояла: как сделать для вас, для населения, для страны, для предприятия лучше. Это я к вопросу о незаинтересованности монополиста, акционера, в том, чтобы работалось лучше, и лучше оказывать услуги. Что касается акима области, скажу, мое видение, — это человек не по верхам. Для жителей Экибастуза скажу, он два раза, и я три раза в неделю в Экибастузе сидим и проводим совещания. Понимаем всю ответственность, что вся страна смотрит на этот город, мы не забываем, конечно, за Павлодар. Это большая ответственность с нашей стороны, и как мы пройдем эту зиму, мы будем понимать, хорошо мы или нет подготовились. Скажу за свой опыт, что на Экибастузской ТЭЦ объем работ такой, что я собственно в Белоруссии таких объемов нигде не видел. Грубо говоря, это, скажем, почти новая станция. Наверное, только Маленков такие объемы переворачивал в 58-м году. Очень большие объемы», — поделился своими мыслями Олег Щемель.

Он также заявил, что ему понравились выступления спикеров, которые много лет работают в сфере энергетики, и что методика начисления тарифов и штрафов нуждаются в совершенствовании.

«В Белоруссии энергетики вообще нет частной. Только государственная. Но, поверьте мне, я руководил «Минскэнерго», это республиканское унитарное предприятие, где основной деятельностью было —  получение прибыли, как и у частников. И также мы садились с властью, там губернаторы, здесь акимы, и разговаривали, все сосредоточены на одну цель — для жителей, и для предприятия, но берега у нас разные. Здесь говорят монополисты, там просто энергетики, и все проблемы, тарифы, счетчики, домовые сети, управление, — вопросы одинаковые. Что я вижу здесь? То, что здесь методики несовершенны. Любой здравомыслящий человек не может об этом не сказать», — отметил гендиректор «Павлодарэнерго».

Высокопоставленных руководителей от «Павлодар-Водоканала» на встрече не было. По онлайн связи от лица монополиста подключилась их представитель, но она призналась, что некомпетентна отвечать на заданные вопросы. Зато организаторы встречи заручились поддержкой депутатов мажилиса от Павлодарской области.

«Все какие-то изменения, предложения мы готовы рассмотреть. Пользуясь этим собранием, можно инициативы в наш адрес вносить. Что касается законодательства, готовы внести изменения. Есть вопросы, которые здесь отмечали, они чисто министерские.  По счетчикам, по правилам — они согласны и готовы внести изменения. Вопрос лишь в том, когда они внесут изменения. Поэтому такие вопросы общественности надо держать на контроле. Если эти правила устарели, нужно вносить изменения. В целом по монополистам очень много вопросов возникает», — пояснил мажилисмен Нуржан Ашимбетов.

Он признался, что еще в 2018 году, когда он был акимом Экибастуза, тогдашний глава «Павлодарэнерго» заявил, что монополист готов за 1 тенге передать тепловые сети государству.

«Мы обсудили с местным советом, ветеранами отрасли, со специалистами и тут же в течение недели дали ответ, что готовы принять сети. Я ни с кем не согласовывал этот вопрос, ни с областью, ни с республикой. Мы готовы были принять эти сети, потому что понимали, что реально они работы не проводят. И вот прошло четыре года, и получили, что получили. А в итоге все равно передали эти сети в коммунальную собственность. Возможно, тот же водоканал, на сегодня мы готовы изменить собственность, предложить государству, если у них не получается. Или сложности в работе. По «Павлодарским тепловым сетям», я думаю, здесь сети, и мощность централей позволяют, что действующим собственникам выгодно заниматься, и они будут складываться. По «Горводоканалу», я вижу по этой встрече, возникает масса вопросов, в том числе, что руководство проигнорировало, не участвует, участвуют на уровне специалиста. Мы вас поддерживаем, дорогие земляки. Надо объединяться, создать действующую группу, не так как наскоком, а системно отработать вопрос, они наиболее актуальны сегодня», — считает мажилисмен Ашимбетов.

Говоря о водоканале и его собственнике, политик Дворецкий так же указал, что масса жалоб поступает от населения и по точечной застройке, которую бизнесмен Шпейзер ведет в Павлодаре не первый год. При этом ему выделяются участки в самом центре города под многоэтажки из красного кирпича, производимые на его же кирпичном заводе. Дворецкий намерен добиваться возвращения водоканала в госсобственность.

«Одним из пунктов моего предложения в итоговую резолюцию нашей встречи будет обращение в Высшую аудиторскую палату на предмет доскональной проверки всей истории, всех инвестиционных обязательств и целевого назначения всех затрат. Почему в Высшую аудиторскую палату? Потому что ее возглавляет человек, который напрямую работает исключительно с президентом. И никаких других механизмов влияния на него не существует, это уже доказано. А также в Генеральную Прокуратуру как в уполномоченный орган на предмет применения Закона «О возврате незаконно приобретённых активов». Есть огромное количество жалоб от предпринимателей. В частности, речь о непонятных начислениях, которые в сотни раз превышают среднемесячное потребление услуг, которые предоставляет монополист. И мы покажем эту цепочку, которая приводит к этому. Я лично считаю эту цепочку мошеннической. И здесь речь уже идет не просто о какой-то финансовой, экономической ответственности, а здесь речь уже идёт об уголовной ответственности. По сути,  мы имеем классический пример олигополии, поддерживаемой членом семьи первого президента, а именно его братом Болатом Назарбаевым. Отсюда и точечная застройка, и попытка приватизировать трамвайное управление, отнять школьный стадион, устроить столпотворение и парковку на месте горсада, который в историческом плане дорог каждому павлодарцу. Мама меня водила в этот горсад, который сейчас застраивается этим парнем, который строит аквапарк. Во всем мире аквапарки строятся за пределами города. Потому, что они сопровождаются привлечением огромного количества народа, машин и так далее. Мы это устроили в центре города. И кто все это разрешил? Если бы не было такой «крыши» в виде Болата Назарбаева, разве такое могло произойти? Я думаю, что нет», — заявил Дворецкий.