Вторник, 7 мая
Меню

Как контрразведчик испугался страшного Жакиянова

  • Ольга Воронько
  • 481
Как контрразведчик испугался страшного Жакиянова
Фото: скрин из Youtube.com

Десять старых уголовных дел двадцатилетней давности в отношении Жакиянова, возобновленные прокуратурой Павлодарской области, прекращены, возможно, навсегда, сообщает Ratel.kz.

Заместитель прокурора Павлодарской области Марлен Сламбеков прислал Ratel.kz ответ на запрос про ряд уголовных дел, возбужденных КНБ на экс-акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова в 2003 – 2004 годах, когда он сидел в колонии и властям нужно было добиться от него покаяния. Напомним, эти дела со временем были приостановлены, а в августе этого года внезапно возобновлены. Среди них, как нам стало известно, есть расследование, начатое по заявлению тогдашнего мэра Павлодара Николая Чмыха (он кстати, настаивал, чтобы в прессе его фамилию не склоняли, но мы будем придерживаться правил русского языка), который написал, что Жакиянов, будучи акимом области, при помощи вымогательства завладел принадлежащим ему имущественным комплексом телерадиокомпании «Ирбис». И расследование по заявлению первого замначальника местного ДКНБ, который в материалах дела проходит под псевдонимом «Гарбер», уверявшего: «Жакиянов Г. Б., будучи акимом Павлодарской области, угрожая ему отстранением от занимаемой должности и увольнением с государственной службы путем вымогательства принудил дать взятку в завуалированной форме в виде четырёхкомнатной квартиры стоимостью 40 тысяч долларов США за оставление на работе и общее покровительство».

Между тем, как выяснил Ratel.kz, в миру «Гарбер» — это Мухаметкали Кинаятович Жантемиров.

До того как занять должность первого замначальника ДКНБ по Павлодарской области, Жантемиров был заместителем начальника Главного управления контрразведки КНБ РК, представителем КНБ РК в представительстве Интерпола в РК. Вот, оказывается, кого мог в свое время запугать опальный политик. Квартиру бывший контрразведчик продал Карлыгаш Жакияновой 15 апреля 1998 года, в отставку по возрасту и выслуге лет ушел в июне 2000 года, заявление на Жакиянова написал 19 марта 2004 года. Сейчас на нем числится крестьянское хозяйство в Железинском районе Павлодарской области.

Есть подозрение, что из-за этой квартиры, собственно говоря, расследования и возобновились. Незадолго до того, как снова стать обвиняемым, Галымжан Жакиянов попросил уже снять с нее ограничения, наложенные 19 лет назад, чтобы он мог распорядиться жильем по своему усмотрению. А когда благодаря Ratel.kz история с возобновлением дел получила огласку, от этого расследования все начали энергично открещиваться. Так, в воскресенье, 20 августа, готовя первый материал, мы связались со следователем антикоррупционной службы Павлодарской области Замиром Садыком, который подтвердил, что все десять возобновленных дел у него. После выхода нашей статьи 23 августа в 10 часов 33 минуты и на сайте «Информбюро» появилось сообщение: «Департамент по противодействию коррупции по Павлодарской области принял из КНБ к производству досудебное расследование в отношении бывшего акима Павлодарской области Галымжана Жакиянова». Спустя 7 с половиной часов, в 18 часов 8 минут центральный аппарат Антикора сообщил редакции КазТАГ: «У нас в производстве и в производстве департамента нет этого дела».

А сегодня, 29 августа, в ответе на запрос Ratel.kz зампрокурора Павлодарской области Марлен Сламбеков сообщил, что дело, оказывается, и вовсе вел департамент полиции, который прекратил его практически сразу после получения прокуратурой нашего запроса: «На ваш запрос от 22.08.2023г. (ЗТ-К-13000-23-03965) сообщаем, что Департаментом полиции Павлодарской области принято возобновленное производством уголовное дело в отношении должностных лиц акимата Павлодарской области и других лиц по факту мошенничества, растраты вверенного имущества и вымогательства. 23.08.2023г. по делу принято окончательное процессуальное решение о прекращении уголовного дела на основании ст.35 ч.1 п.2 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, то есть за отсутствием состава уголовного правонарушения. В целях недопущения нарушений прав и законных интересов участников уголовного процесса, сведения по иным вопросам разглашению не подлежат».