Понедельник, 4 ноября
Меню

Человек мира

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 300
Человек мира
Фото: pixabay.com

Информагентство «Наша жизнь» продолжает серию публикаций о судьбах релокантов. Мы узнаем о них разными путями, но наш сегодняшний герой, назовем его Дмитрий, написал нам после прочтения истории семьи, объехавшей несколько стран, прежде чем попасть в Павлодар. И предложил поделиться своей. Правда сейчас бывший павлодарец за полмира от нас, в Южной Америке. Почему так получилось, читайте в материале.

— Мои предки переселились в Казахстан в очень далекие времена, до Октябрьской революции, и жили здесь около ста лет. Но в середине 90-ых годов прошлого века настали такие сложные и неопределенные времена, что пришлось делать выбор: оставаться или уехать.

По большей части из-за меня. Я заканчивал школу, и было непонятно, дадут ли мне ее закончить на русском языке, разные слухи ходили. А старший брат к тому времени уже в Новосибирск переехал. Вот к нему меня и отправили – получать российский аттестат об образовании. И паспорт там же получил. Но не гражданство – тогда такая практика была. С гражданством вопрос решился уже позже, когда переехали мои родители. И оформлялись уже всей семьей.

И в России я уже 26 лет. Считаю, что у меня две Родины: Казахстан, потому что здесь родился, тут прошли мое детство, отрочество, и Россия, на которую пришлись юность и становление в профессиональном плане. Пока Россия не сошла с ума и мне не пришлось бежать…

Меня всегда привлекали естественные науки, поэтому я закончил геологический факультет. Это очень интересная, но сложная профессия. Где я только не работал. Новость о войне застала на Сахалине, где я участвовал в проекте с иностранным участием. И все остановилось. Проект закрылся, я остался без работы. Пришлось возвращаться в Новосибирск.

К счастью, к тому времени я уже имел квартиру, машину, то есть мог довольствоваться гораздо меньшими заработками и содержать семью.

Казалось бы, живи дальше, но мне, как и моей жене, не нравилась эта неопределенность. Мы же словно зомбировали друг друга: скоро все закончится, это не может продолжаться долго, режим в России рухнет.

Но шли дни, месяцы, ничего не происходило. До 22 сентября. Я не хотел уезжать. Но это было последней каплей. Поэтому меня как будто вытолкнули. На семейном совете быстро решили, что мне нужно уехать в Павлодар. Хотя у нас там никого из родни не осталось. И было много вопросов: кому я там нужен, кто меня ждет?

Но деваться было уже некуда, угроза получения повестки была вполне реальной. И ко мне действительно приходили. На тот адрес, где я был прописан, но там жил друг. Он позже и рассказал.

Границу прошел в самый пик очередей, пришлось простоять около суток. Квартиру в Павлодаре снял дорого, за 250 тысяч тенге. Правда, ко мне потом приехал друг-ученый, геофизик, и на двоих эта сумма была уже приемлемой. Кстати, он сейчас в Германии, получил «голубую карту», вид на жительство, работает. А из российского вуза его «попросили», хотя шеф до последнего «прикрывал».

Сидеть сложа руки я не стал: нашлись знакомые, которые согласились меня зарегистрировать и помогли подготовить полный пакет документов на ВНЖ. Спасибо им. До конца 2022 года как уроженец Казахстана я получил вид на жительство.

Но вопрос с поиском работы завис. Я же инженер по бурению глубоких скважин. В Павлодаре, понятное дело, по специальности работы не было. Подавал резюме в казахстанские фирмы на юго-западе. Вроде и заинтересовались, но никакого ответа не давали, может, боялись российского гражданства, не знаю.

Подал заявку в американскую компанию. И меня взяли. На легальную работу, открыли визу. Помогло то, что я уже работал в американской фирме. Это проект в Южной Америке. Так что сейчас беседую с вами с бурового корабля в Мексиканском заливе. Жаль, не могу предоставить фото для публикации – работодатель не разрешает.

Работаю вахтовым методом, вернусь снова в Казахстан. Жена с детьми ко мне в гости приезжают. Пока нас такой способ общения устраивает. Хотя скучаем, конечно.

Жена тоже категорически против войны в Украине. Она у меня молодец, как-то шла мимо военкомата, а там толпа мужчин и их родственников – пришли по повесткам, «сдаваться». Российская пропаганда отлично сработала: как раз перед объявлением мобилизации в СМИ на все лады обсуждали изменения в законодательстве: увеличение штрафов за неявку по повестке, об уголовной ответственности.

Но мы читали и другие источники информации, а там юристы разъясняли, что за неявку по первой повестке полагается только штраф в 3000 рублей (летом 2023 года его увеличили до 30 тысяч рублей – ред.). Так она подошла к отдельно стоящей группе мужчин и это им рассказала. И кто-то ее поблагодарил за информацию.

— Не хотите семью сюда перевезти?

— Нет пока. Родным сейчас ничего не угрожает. У жены там работа, дети в школу, садик ходят, мои родители рядом живут, присматривают. Все устроено, не хочется ломать. Об эвакуации речь не идет. Так что пока все так и останется. Я и раньше надолго уезжал.

— А в Южную Америку переехать нет мыслей? Ведь долгие перелеты…

— В Казахстане меня все устраивает. В той же Аргентине все новое, незнакомое, начиная с климата и заканчивая едой. В Казахстане я чувствую себя комфортно, в безопасности, все знакомое вокруг, с языком проблем нет. Само переселение не выглядит трагедией.

— А возвратиться домой, когда планируете?

— Когда все закончится. Я даже пересекать границу с Россией не намерен: могут пустить, но обратно уже не выпустить. А прятаться там, как, слышал, некоторые делают, уходят даже в леса, это не жизнь. Знакомые ребята рассказывали, как прятались в ДНР, ЛНР, чтобы их воевать не забрали. Сидели в заброшенных квартирах, без света, удобств, родные ночью поесть приносили. Это трудно назвать жизнью, я так не хочу. И воевать не хочу. И свою жизнь загубить, и жизни тех, в кого заставляют стрелять. Это же ужас… Они мне ничего плохого не сделали, за что их убивать?..

У меня были бригады буровиков из западной Украины. Своеобразные люди, где-то упертые, слушаются только своего мастера. Потом они ко мне присмотрелись, и мы нашли общий язык. А вот с белорусами мы сразу взаимопонимание нашли, они исполнительные. Но мало ли у кого какие разногласия бывают, любой конфликт нужно решать мирно, а не бомбами и танками доказывать непонятно что…

— Что понравилось и не понравилось в Казахстане?

— В Павлодаре — трамвайные переезды из металла. Жители Новосибирска поймут. Как и казахстанские дороги в целом. На Астану вообще красота! Четыре полосы! Комфорт. И правильно, что платная, сумма небольшая. Оно того стоит.

Не понравился вид казахстанских сел. Они, чисто по ощущению, по сравнению с российскими выглядят беднее, это расстраивает. В такой богатой ресурсами стране люди реально живут хуже, зарплаты меньше, хотя продукты питания стоят примерно одинаково и у вас, и у нас.

Казахстанцев всего 20 миллионов, цена на нефть высокая, почему тогда так происходит? В глаза бросилось, что ломбарды в Павлодаре и Астане на каждом шагу. Значит, они востребованы!

А если население бедное, живет от зарплаты до зарплаты, бизнесу сложнее развиваться, нет фундамента из свободных денег, чтобы люди спокойно могли их тратить на что-то сверх еды.

Богатая страна, но бедные граждане – это неправильно. У вас новый президент, объявивший Жана Казахстан, но народ продолжает оставаться в бедности, все реформы буксуют, практически ничего не меняется, это грустно. В России похожие проблемы, но уровень жизни все же повыше, на мой взгляд.

— Почему решили рассказать свою историю?

— С момента объявления мобилизации в сентябре 22 года стало тише, многие, кто еще не вернулся, об этом думают. Я понимаю, что тяжело жить вдали от родных, тянет на родину. Время идет, страх спадает, думают, что все не так опасно. Но это обман (мы беседовали еще до принятия последних законов Госдумой РФ, увеличивающих призывной возраст до 30 лет – ред.). Поэтому я захотел рассказать, что думаю по этому поводу. Что, если не сидеть и не ждать, все получится! И все обязательно наладится, я в это верю!