Напомним, наш земляк Нуржан Ашимбетов в разное время занимал должности госинспектора Администрации президента, акима Петропавловска, замакима Павлодарской области по сельскому хозяйству, акима Павлодара и Экибастуза, был депутатом мажилиса парламента – членом комитета по аграрным вопросам, пишет Ratel.kz.
Но больше всего он, не по своей воле, прославился, когда занимал должность акима Аксу. Едва к ней приступив, он тут же обнаружил, что в городе приняты в эксплуатацию непостроенные дома, а в отчетах приписаны 57 миллиардов несуществующих инвестиций, которые якобы вложило в строительство моногородка ТОО, вообще там ничего не строившее. После чего такого акима, конечно же, от греха подальше уволили с предварительным разбором на дисциплинарном совете. И Ашимбетова позвали работать в ООН в качестве консультанта бороться с голодом (Ашимбетов потомственный профессиональный сельхозник). Сейчас он снова избран депутатом мажилиса, является руководителем рабочей группы и вчера, 21 июня, внес семь поправок в законодательство об использовании пастбищ.
А все же знают, как у нас обстоят дела с пастбищами – их просто невозможно нормально получить. К примеру, жители села Умут апа Павлодарской области в мае этого года вдруг узнали, что им больше негде пасти скот, так как все земли вблизи деревни проданы в частные руки (подробнее об этом читайте здесь). Причем еще 20 лет назад. И собственник в связи с возрождением водного канала Иртыш-Успенка решил их, наконец, распахать. А населению власти предложили пасти своих 180 коров, 270 лошадей и 300 овец где-нибудь подальше. Дефицит пастбищ в регионе составляет 124 тысячи гектаров.
«Казахстан занимает пятое место в мире по пастбищным площадям, у нас их 183 миллиона гектаров, — говорит Нуржан Кемерович. — А если взять нашу численность населения, то мы вообще на первом месте, вроде бы – паси не хочу. При этом людям пасти скот негде. Как так? Многие сидят, как собака на сене – земель понабрали, и сами не пользуются, и другим не дают. Потому что есть такая 92 статья Земельного кодекса, в которой говорится, что, если у фермера имеется 20 процентов скота от норматива, земельный участок считается освоенным. К примеру, дали фермеру тысячу га, у него по норме там должно быть 100 голов, а пасется 20. И уже отбирать пастбище нельзя. Мы сейчас подняли этот норматив с 20 процентов до 50. И когда посмотрели, что получилось на специальной цифровой платформе JerInSpectr, оказалось, что 20 миллионов гектаров земли нужно изымать. Причем речь о хороших востребованных пастбищах. В отличие от тех, о которых отчитывается минсельхоз согласно программе «Жер аманаты».
Отчитались, что в прошлом году вернули пять миллионов га, в этом тоже пять, мы посмотрели, что это за участки, оказалось – бросовые, отдаленные пастбища, которые никому не нужны. Весь смак выбрали крупные фермеры у населенных пунктов, несмотря на то, что не имеют достаточного количества скота. Я сам два года, пока не был на госслужбе, пытался открыть крестьянское хозяйство. Езжу по области, вижу свободный участок, пытаюсь получить, мне говорят – занят. Спрашиваю – а где скот? Отвечают – ну, хозяин показывает по бумагам, что он есть. И это по всему Казахстану так. Когда работал в международной сельскохозяйственной организации при ООН, у меня был проект по Жамбылскому району Алматинской области и Бухаржыраускому району Карагандинской области. Выявил в Алматинской области большие участки, на которых не хватало скота, пришел в парламент на заседание аграрного комитета, в котором сейчас работаю, стал докладывать, а мне депутаты того седьмого созыва говорят: «Нуржан Кемерович, ну зачем вы придумываете. Не надо этот вопрос вообще поднимать». Я ушел, стал пробивать информацию и, конечно, обнаружил, что хозяином одного из участков является один из этих депутатов.
Еще одна статья Земельного кодекса, которая мешала справедливому распределению пастбищ – 36. По ней можно передавать земли сроком до пяти лет физическим и юридическим лицам. В 2021 году, работая акимом Аксу, я поставил задачи: будем возвращать нерационально используемые земли и проводить конкурсы. Сам мониторил этот вопрос. Вот мы, допустим, 10 тысяч гектаров вернули, даю задание – в следующем месяце выставляйте их на конкурс, будем предоставлять победителям. Представляете, на конкурсе их нет. Отдел земельных отношений докладывает – а мы их согласно 36 статье передали. Поднимаю документы, оказывается, каждый второй участок они таким образом передавали. Разумеется, кому-то своему. Потому что для того, чтобы написать заявление на предоставление земельного участка без конкурса, нужно как минимум указывать его площадь и кадастровый номер. А для этого нужно раньше других узнать – какой именно участок и где освободился. Я пишу письмо прокурору, в котором возмущаюсь – это что за практика такая! И прошу проверить ее законность. Прокурор Аксу отвечает – законно.
Будучи акимом Аксу, я написал письмо министру сельского хозяйства, заместителю акима области и председателю аграрного комитета мажилиса. Объяснял, что 36 статья неправильная, люди ждут эти земли на конкурсе. Ото всех пришел ответ: рассмотрим. Оказывается, нужно было, чтобы я сам пришел в мажилис и стал инициатором исключения этой 36 статьи из кодекса. Когда мы рассматривали законопроект, я попросил у комитета по земельным ресурсам – покажите площади пастбищ, которые за последние два года были предоставлены по этой статье без конкурса. Оказывается, 2 миллиона 200 тысяч гектаров. Все, мы сейчас проголосовали, эту статью меняем, оставляем там только сенокосы и огородничество, а пастбища убираем».
Кроме того, Ашимбетов стал автором поправки, согласно которой земельные конкурсы будут теперь проводиться в соответствии с планом управления пастбищами. Решать, какие земли выставлять на конкурс и как их использовать, станет местное население на собраниях. К примеру, посчитают они, что отдельные земельные участки вокруг населенного пункта нужно зарезервировать за сельским округом, никакой аким их не сможет тронуть. Решат, что какие-то участки будут выделяться только для малого и среднего бизнеса, для начинающих предпринимателей, чтобы они развивались – все, на конкурсы по этим участкам крупный бизнес не допускается. А отдаленные пастбища, которые малый бизнес не потянет, потому что там нужно воду проводить, домики строить, по плану управления пастбищами, можно отдать как раз крупным инвесторам.