В минувшие выходные официально открылся туристский сезон в жемчужине Казахстана Баянауле, мы показываем в картинках – что умеют наши чиновники, пишет Ratel.kz.
Самим создать хоть что-то ценное у властей по-прежнему получается плохо. Ремонт двухполосной дороги на Баянаул уже пять лет «вот – вот закончат», ну «в крайнем случае осенью». В 2018 году для повышения туристической привлекательности региона на эту автотрассу из областного бюджета было выделено почти 10 млрд тенге. Проект хоть и затратный для региона, говорили чиновники, но в целях развития туризма оправданный. Начальник отдела Павлодарского филиала АО НК «Казавтожол» Талгат Кайратхан тогда же заверил:
— Ремонт баянаульской дороги как от Павлодара, так и от Караганды планируют завершить осенью. Поэтому автомагистраль на следующий туристический сезон уже не будет проблемой для полноценного отдыха.
Дорога не была готова ни к осени 2018 года, ни к осени 2019. Более того, во время паводков часть нового полотна смывало, как песок. Аким области Бакауов, при котором начался ремонт, его окончания так и не дождался. Затем его не дождался аким области Скаков. Теперь вот дожидается осени аким области Байханов, а 64 километра представляют собой полное бездорожье.
Или вот туалеты. У общественного пляжа на Жасыбае их установили только несколько лет назад. В этом году стоимость одного посещения – 100 тенге.
Почему нельзя сделать туалеты бесплатными, если ведется сбор за въезд в нацпарк? Почему туалеты у стоянки автомобилей что недалеко от озера, в таком состоянии, что теперь туда никто не ходит?
— Оплачивайте куаром, в озеро в туалет не ходите, ну что же это такое! – причитает женщина, собирающая деньги.
Отвечать на эти вопросы некому – власти, вместо того, чтобы привести, наконец, казахстанскую жемчужину в божеский вид, занимаются тем, что мешают это делать другим.
Вы спросите: власти при чем? Резонно заметите: люди у нас такие, некультурные, что с ними поделаешь. Но люди такие только на этом берегу Жасыбая. Если же кому-то хочется отдыхать среди других людей, рядом с чистым туалетом, он едет на противоположный берег, на частный пляж дома отдыха JASYBAI RESORT — бывшей президентской резиденции. То ли не еще выветрившаяся аура сильных мира сего влияет, то ли комфорт и шик, созданные выкупившими подуставшую, было резиденцию бизнесменами, но здесь на пляже мимо дырки никто нужду не справляет.
Здесь сейчас пока что кусочек Турции.
Территория закрытая, без путевок сюда не попадешь, непрерывно курсирует охрана. Купив резиденцию у управления финансов в виде двух корпусов три года назад, бизнесмены сделали основательную пристройку к тому зданию, в котором во время визитов родни первого президента (сам он здесь никогда не останавливался) селились друзья и прислуга этой родни. Друзьям, между прочим, приходилось пользоваться одним туалетом на этаже, а среди них были сплошь олигархи. А сейчас обыкновенные павлодарцы и карагандинцы, купившие путевки в JASYBAI RESORT, имеют туалет и душ в каждом номере и газовое отопление для круглогодичного отдыха.
Коме того, как мы уже писали, на территории бывшей резиденции были построены и официально введены в эксплуатацию две бани, 13 красивых коттеджей с окнами в пол, летняя терраса, бассейн с подогревом, в котором купаются до конца октября. Это единственная база отдыха в Павлодарской области, которая работает с букингом. Здесь дают подрабатывать студентам, которым, как сообщили мне сами ребята, платят 145 тысяч тенге в месяц.
В конце мая путевки были проданы до середины августа. Но дом отдыха, в котором с комфортом могут отдыхать все желающие, забирают. Природоохранный прокурор спустя три года после его продажи внезапно решил, что управление финансов области продешевило, резиденция досталась бизнесменам задарма, да и вообще, государственный землепользователь не имеет права продавать недвижимость на особо охраняемой природной территории.
— Ничего же не предвещало беду, — говорит директор «JASYBAI RESORT» Ардак Нуркебаев (на фото) – Три года строили — строили, улучшали, придумывали, старались, чтобы было красиво и уютно, не хуже, чем за границей. Дизайнеров приглашали, столько денег вложили! А теперь забирают все по-нахальному. Я еще до суда в Астану писал в генпрокуратуру. После этого меня вызвал первый зампрокурора области Талгат Алибаев и говорит: никто отбирать дом отдыха у вас не собирается, не переживайте, мы здесь не грабители, нужно просто будет доплатить разницу, которую недосчитали при продаже, и продолжайте дальше работать.
Однако на суде выяснилось, что посчитать – сколько должна была стоить при продаже резиденция, сейчас невозможно, потому что та кардинально видоизменилась, а документальных подтверждений какой она была нет.
— Чтобы выкупить все, что мы тут за три года построили, управлению финансов нужно выплатить мне, как владельцу, большую сумму, а где оно ее будет брать? За чей счет теперь все это будут содержать? Разве государству выгодно заниматься такими рейдерскими захватами? – задает вопросы Нуркебаев.
Действительно, зачем? Откуда такая принципиальность, если другие дома отдыха на Жасыбае, бывшие раньше государственными, проданы точно по той же схеме, и никаких претензий к проведению этих торгов никогда ни у кого не возникало? Так, в частности, было и с бывшим пионерским лагерем «Кристалл», доставшимся когда-то алюминиевому заводу, где, вместо своей резиденции, любил останавливаться Нурсултан Назарбаев. Путевки в «Кристалл», к слову, всем желающим, не продают.
Руководитель управления финансов Павлодарской области Женис Шакатов говорит, что не знает – как и кто будет использовать JASYBAI RESORT после вступления решения суда в законную силу.
— Мы еще не выясняли в чем есть потребность – в реабилитационном центре, или, может, детском отдыхе, — пояснил он. — Как будут выплачиваться деньги за те объекты, которые бизнесмен построил после покупки резиденции, я тоже сказать не могу. Это он должен будет подать иск в суд.
Зачем отбирают, не решили, как будут расплачиваться – не знают. Но цивилизованного отдыха с чистыми туалетами, которые сами обеспечить в Баянаульском нацпарке не в состоянии, нас лишают. Лучше бы дорогу достроили и свои туалеты помыли.