Вторник, 25 июня
Меню

Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 261
Здесь стены расписаны вязью санскрита… (Индия глазами казахстанца)
фото: дмитрий фефелов

Часть вторая. Исчезает, как дымка, завеса, отделившая нас от небес….

Глава 7. Индийские загадки

Тут пахнет сандалом, и нужно ходить босиком.
Другие созвездья сплетают небесный навес.
Тут все улыбаются, будто ты с каждым знаком.
И каждая улица кажется лавкой чудес.

Почему от Виджаянагара сохранились практически только одни храмы? Это пытаются объяснить примерно так: дескать, во-первых, на священные постройки отпускали, не скупясь, более «незыблемые» стройматериалы. А во-вторых, на строительство храмов тратилось больше денег, времени и усилий, чем на царские дворцы.

Что, вообще-то, несколько сомнительно…

Но, пожалуй, в мире больше и нет аналогов такому храмовому строительству, какое можно наблюдать в средневековой Индии. Это, по сути, уникальное явление, вызывающее недоумение и восхищение до сих пор.

Не случайно местные храмы иногда называют учебником истории религий Древней Индии, ведь по убранству, скульптуре и рельефам, находящимся в них, можно изучать мифологию, героев эпосов, божества и ритуалы сменяющих друг друга вероучений.

При этом каждая деталь индийских храмов – это очевидно! — продумана, находится на своём месте, отражает богатейшую фантазию его создателей и несёт определённую символическую нагрузку. И зачастую выполнена прямо-таки с ювелирной точностью, отличается превосходным техническим и художественным мастерством.

Но вот каким образом сооружён тот или иной храм, с помощью каких инструментов и технологий — эти вопросы по-прежнему рождают споры среди специалистов.

Если оценивать то, с каким масштабным подходом и старанием все в Хампи застроено архитектурными шедеврами — реально складывается впечатление, что в древности люди, за неимением Инстаграм и Тик-Тока, развлекали себя тем, что убивали годы и десятилетия своей жизни исключительно за обработкой камня.

Большинство зданий здесь построены из местного гранита, с использованием в том числе кирпича и известкового раствора. При этом гранит — древняя магматическая горная порода – является довольно сложным в обработке. Тот же факт, что великолепное убранство храмов в Хампи вырезано из камня вручную, а рабочие (как утверждает официальная история) не использовали ничего, кроме молотка и зубила – просто поражает воображение!

Правда, возникают серьезные вопросы, связанные уже со структурой обрабатываемого материала. Одним из важнейших факторов при обработке камня являются его физические свойства – структура, твердость, хрупкость или пластичность и другие характеристики. От данных свойств напрямую зависит не только выбор инструмента и технология обработки, но и получаемый при этом результат.

Тот же гранит имеет сильно неоднородную кристаллическую структуру. Поэтому при обработке ударными методами любым инструментом получаемая поверхность заведомо будет иметь неровности. Как ни старайся, как ни выверяй удар — эти неровности будут никак не меньше 1-2 миллиметров, а то и более, ведь материал все равно будет скалываться неравномерно из-за особенностей своей кристаллической структуры.

Когда стоит задача получить более ровную поверхность, рано или поздно от обстукивания и скалывания придется перейти к шлифовке, а это уже совсем другая технология, требующая иных инструментов и материалов. В этих случаях используются разного рода абразивы – материалы в виде порошка или пасты, способные значительно усиливать скорость шлифовки вследствие твердости небольших частиц, из которых состоит такой порошок или паста.

Самый простейший естественный абразив – кварцевый песок. Добавляя его в промежуток между обрабатываемой поверхностью и инструментом, можно относительно неплохо (пусть даже обычной деревяшкой) отшлифовать и гранит, и даже базальт – который является более сложным в обработке.

Постепенно меняя абразив и уменьшая составляющие его частицы, удастся не только отшлифовать камень, но и отполировать его (полировка отличается от шлифовки тем, что неровности на поверхности становятся еще на порядок меньше).

Только вот операция получается очень и очень трудоемкая!

Теоретически, конечно, можно предположить, что древние индийцы были настолько усердны и терпеливы, что на протяжении очень длительного времени готовы были дошлифовывать песком грубо обстуканную ранее поверхность, доводя ее до совершенства. Однако весьма точно выполнены и ребра огромных каменных блоков в сооружениях, составляющих мегалитическую основу Хампи, а сделать такое куда сложнее. Причина – все та же неоднородность кристаллической структуры гранита: при скалывании его по двум граням, примыкающим к ребру, будут образовываться такие неровности, которые приведут к тому, что линия ребра будет буквально «гулять» из стороны в сторону. Никакая последующая ручная шлифовка не способна устранить «гуляние» настолько, чтобы его не было видно.

Но когда смотришь на качество, которого добивались древние мастера при обработке больших гранитных блоков, становится понятно (причем очень отчетливо!), что люди, жившие многие века назад, были в чем-то даже умнее нас.

Во всяком случае — не глупее точно.

Ведь, по мнению некоторых специалистов, на создание грандиознейших архитектурных комплексов в Хампи ушло труда гораздо больше, чем на постройку пирамиды Хеопса!

Современному человеку вообще сложно представить строительство таких объектов, как пирамиды в Египте или, допустим, Парфенон в Греции — без подъёмного крана, погрузчиков и прочих прелестей цивилизации. Тем не менее, их возвели даже не столетия, а тысячелетия назад. И если бы храмы в Хампи построили в XX веке, когда в распоряжении архитекторов и строителей имелись уже современные инструменты и достижения инженерной науки — это всё равно были бы необычайные сооружения!

Продолжение следует…