Пятница, 11 октября
Меню

Комбинации авторелокации

  • Владислав Байков
  • 4949
Комбинации авторелокации
фото: AP, сентябрь 2022г.

Ежедневно тысячи людей пересекают казахстанско-российскую границу. Большинство – на автомобильном транспорте, в том числе на личном. Мы постарались разобраться в подводных камнях в законодательстве РК для «релокантов на колёсах».

Неудобства для таких людей существовали и раньше – чиновники и с той, и с другой стороны наверняка никогда не ставили своей задачей сделать процесс пересечения границы и нахождения в соседнем государстве максимально комфортным для населения. Хотя бы как на границе между США и Канадой, где на каждом посту имеются десятки терминалов, и, следовательно, очереди практически отсутствуют. Про полное отсутствие контроля на границе, как в странах Евросоюза, никто из наших граждан даже и не мечтает. Из плюсов – только взаимопризнание водительских удостоверений международного образца согласно Венской конвенции, ратифицированной РФ и РК.

Но и представители наших народов не были бы самими собой, если бы не умели приспосабливаться к причиняемым им неудобствам со стороны бюрократов. К тому же, большинство перемещающихся между Казахстаном и Россией обычно совершали кратковременные поездки, и эти неудобства их не сильно, что называется, напрягали. Но 24 февраля 2022 года всё изменилось…

Три волны релокации

Некоторые граждане РФ, несогласные с внешней политикой своей страны, либо работающие с иностранными компаниями и, соответственно, получающие доход из-за рубежа на карты Visa и Mastercard, с целью избежать влияния на себя санкций в отношении российских банков, начали передислоцироваться из России. Затем, 21 сентября 2022 года, там была объявлена частичная мобилизация. Нежелающие принимать в этом участие также стали переезжать в зарубежные страны. В первую очередь, в ближайшие. Среди них, конечно же, оказался и Казахстан, имеющий с Россией самую протяжённую сухопутную границу в мире, и в который граждане РФ могут въезжать без визы. Этому процессу переехавшие даже придумали термин – релокация. Сами себя они, соответственно, стали называть релокантами. Сейчас, в период предрекаемой различными экспертами активизации боевых действий, и, соответственно, возможной дополнительной мобилизации, вероятно, следует ожидать нового притока релокантов.

Какие проблемы?

Для тех из них, кто приезжает в Казахстан без личного транспорта, особых проблем не возникает (за исключением нескольких провокаций националистов, видеозаписи которых распространены в Интернете). Регистрируйся в миграционной полиции (в том числе онлайн, если есть родственники и друзья здесь), и можешь находиться на территории Республики Казахстан 90 дней. Потом можно лететь релаксировать на Бали или в какой-нибудь другой подобный регион. Те, кто не имеет такой возможности, могут получить в управлении государственных доходов ИИН нерезидента, трудоустроиться в казахстанскую компанию и на этом основании работать и жить в течение периода действия трудового договора. Даже без получения вида на жительство. А вот те релоканты, которые решили приехать в Казахстан на своих автомобилях, сразу же сталкиваются со множеством проблем.

Во-первых, это дорогая страховка. Но это ещё можно понять. Она обычно и так всегда дороже для иностранцев. Во многих странах, не только в Казахстане. Но всё же, для транспортных средств, зарегистрированных в ЕАЭС, можно было бы разработать единый тариф, рассчитываемый по унифицированным параметрам.

Во-вторых, казахстанские правила дорожного движения отличаются от российских. Здесь они намного строже. Например, запрещено проезжать перекрёсток на жёлтый сигнал светофора, который горит перед красным. Пересекать стоп-линию при старте с перекрёстка, опять же, можно только на зелёный сигнал. Превышать разрешённую скорость можно всего на 9 км/ч, а не на 19, как в России. К этому всему надо привыкать.

Третья проблема вытекает из второй – штрафы за нарушения ПДД. В Казахстане они намного выше, чем в соседних странах. По отношению к среднему уровню доходов населения они, пожалуй, одни из самых высоких в мире.

Техосмотр – по месту пребывания

Другое неудобство – это необходимость проходить технический осмотр транспортного средства. В той же России эта процедура для автомобилей, используемых в личных целях, отменена с 2022 года. Если иностранец находится в Казахстане на своём автомобиле до 90 дней, то техосмотр проходить не нужно. Это хорошо. Но если больше, то здесь уже начинает работать правило, применимое к автомобилям граждан Казахстана. Возраст авто до семи лет – проходить техосмотр не нужно. Возраст автомобиля превышает семь лет – проходить техосмотр нужно раз в год.

Начиная с 27 января иностранцы могут пройти технический осмотр своих авто и, соответственно, получить диагностическую карту непосредственно в Казахстане. За это иностранные граждане должны поблагодарить казахстанских законодателей. Раньше проходить техосмотр иностранным автовладельцам можно было только в стране постоянной регистрации транспортного средства.

Также, по новому стандарту, вступившему в силу в июле 2019 года, владельцы машин с газобаллонным оборудованием должны ежегодно проходить проверку оборудования в специальных сертифицированных центрах. Без отметки о проверке техосмотр они не пройдут. Подобных учреждений в Казахстане пока мало, но работа в этом направлении ведётся.

Тут ещё стоит указать «проблему 2, пункт 1». Многие автолюбители в России привыкли к тому, что сотрудники тамошней ГИБДД закрывают глаза на установку на автомобили различных дополнительных устройств и приспособлений («кенгурятников», лебёдок, шноркелей, багажников на крыше). В Казахстане же с этим всё очень строго, и даже за безобидный багажник для перевозки велосипедов на крыше, не зарегистрировав его ещё в России как дополнительное оборудование, не сделав об этом отметку в паспорте транспортного средства, в Казахстане можно получить серьёзный штраф. Напомним, в Казахстане все штрафы серьёзные.

Для прохождения техосмотра всё дополнительное оборудование, не указанное в ПТС, придётся снимать. Но, в любом случае, даже с такими жёсткими требованиями проходить техосмотр в Казахстане долговременно пребывающим здесь иностранцам – вариант гораздо проще, чем ехать в страну регистрации транспортного средства.

Раз в год — вон из Казахстана!

Тем не менее, остаётся пятая проблема. Самая существенная. Это то, что автомобиль на иностранном учёте, принадлежащий иностранному гражданину, может находиться в Казахстане не более одного года. Затем его необходимо вывезти за пределы РК не менее чем на 30 дней. То есть, раз в год выезжать всё равно придётся. А если автовладелец/автовладелица по каким-либо причинам не может или не хочет пока возвращаться в свою страну?

Если он/она женат/замужем, и если его/её супруга/супруг имеет водительское удостоверение, тогда это упрощает ситуацию. Супруг/супруга в теории как раз и может вывезти авто за пределы РК.

Иностранный гражданин может передать управление своим автомобилем на территории Казахстана другому иностранному гражданину. Для этого достаточно вписать второго водителя в страховой полис. Но как быть с пересечением границы?

Фото Pixabay.com

Граждан Казахстана, например, пограничная служба не выпускает из страны на чужой машине без доверенности, хотя внутри Казахстана его граждане тоже могут ездить без доверенности, будучи вписанными в страховой полис. Наш запрос на этот счёт в Пограничную службу КНБ РК остался без ответа. Однако несколько нотариусов в частном порядке сообщили, что, по их сведениям, иностранный гражданин может оформить в Казахстане доверенность у казахстанского нотариуса на другого иностранного гражданина. Главное, чтобы доверитель имел ИИН нерезидента.

Так что, если павлодарские нотариусы обладают достоверной информацией, тогда, например, супруга российского релоканта может выехать на его автомобиле за пределы РК по доверенности. Чтобы она потом снова смогла выехать из России, нужно заранее, перед релокацией, оформить на неё доверенность у российского нотариуса. Если же этого сделано не было, а мужу никак не обойтись без личного транспорта в Казахстане, ей придётся оставлять автомобиль на территории РФ, покупать другой, оформлять его на себя, приезжать на нём в Казахстан и вписывать супруга в страховой полис, чтобы он мог этим автомобилем здесь управлять. С этим более-менее разобрались.

Кто в помощь?

А что если человек не связан узами брака? В таком случае, можно, например, попросить приехать кого-нибудь из соотечественников с «правами», и вывезти авто из Казахстана. По доверенности, оформленной в Казахстане. Но так же, как в предыдущем случае, снова приехать в РК на этой же машине такой человек уже не сможет, так как у него будет отсутствовать доверенность, выписанная в стране регистрации этого человека, релоканта и его автомобиля. Тогда, в случае острой необходимости релоканту управлять автомобилем в РК, его товарищу также придётся совершать вышеуказанные действия: покупать другой автомобиль в стране проживания, оформлять его на себя, пригонять его в Казахстан, оформлять местную страховку и вписывать в неё релоканта.

А что делать, если даже таких людей не найдётся? Тогда остаётся только вывозить автомобиль за пределы Казахстана самостоятельно, со всеми неудобствами и рисками, с этим связанными. Доверить сделать это знакомому – гражданину РК или иностранцу с видом на жительство в РК, – тоже не получится. Сейчас гражданам Казахстана и иностранцам с ВНЖ запрещено управлять транспортными средствами на иностранном учёте.

Исключение составляют те казахстанцы и иностранцы с ВНЖ, которые ввезли автомобиль на зарубежном учёте в Казахстан до 1 сентября 2022 года и пока его не легализовали. Можно заказать эвакуатор для вывоза авто за пределы РК, выписать доверенность на водителя эвакуатора для пересечения границы и дать ему задание доставить автомобиль в какую-то конкретную точку. Всё это, конечно же, будет стоить совсем недёшево.  Но что делать? Закон суров, но он закон. И в таком случае релокант остаётся в Казахстане без автомобиля.

Если будет очень нужно ездить за рулём, находясь в Казахстане, придётся покупать автомобиль у гражданина Казахстана по генеральной доверенности. Так как оформить авто на себя для длительного пользования им в РК иностранец, не имеющий вида на жительство, не сможет. Но не факт, что кто-то согласится продать авто таким способом, без переоформления. Штрафы, зафиксированные камерами, будут приходить владельцу автомобиля. Поди потом докажи, что нарушения ПДД совершал на этой машине другой человек. Так что при таком раскладе остаётся только по мере необходимости пользоваться услугами фирм по прокату автомобилей. Или быть очень ценным сотрудником в казахстанской компании, на основе чего требовать себе служебное авто.

С ВНЖ – проблематичнее

А если всё же получить ВНЖ, то положение релоканта, как это ни парадоксально, становится ещё хуже! Ладно, если въехал в Казахстан до 1 сентября 2022 года. Тогда до 1 июля 2023 года можно получить казахстанские номера (жёлтые, для иностранцев) по программе легализации автомобилей на иностранном учёте. Но ведь большинство россиян (а они в данный момент преобладают среди релокантов) приехали в Казахстан после 21 сентября 2022 года, когда в России была объявлена частичная мобилизация. Гражданам РФ, приехавшим на своих машинах после 1 сентября 2022 года и каким-то образом всё же получившим ВНЖ в РК, придётся производить все платежи, что называется, по полной. А это, прежде всего, утилизационный сбор и оплата за первичную регистрацию транспортного средства. Всё вместе потянет миллиона на полтора-два тенге.

Без всех этих процедур и платежей иностранному гражданину, получившему вид на жительство в Казахстане, на территории Казахстана нельзя будет управлять собственным транспортным средством, если оно так и будет числиться зарегистрированным в другом государстве. Либо можно так же попросить кого-то вывезти автомобиль за пределы РК, или нанять для этих целей эвакуатор, и купить новый либо подержанный автомобиль в Казахстане, получив на него жёлтые номера.

Что упростилось? Для подачи заявления на ВНЖ в РК сниматься с постоянной регистрации в РФ больше не нужно (адресный листок убытия теперь не требуется). Получить справку о несудимости можно через российские консульства в РК. Сканы паспорта с заявлением можно выслать им на электронную почту. А потом просто съездить забрать готовую справку из консульства. Она делается от 2 до 4 недель и принимается миграцией РК.

Что там у украинцев?

Украинским гражданам (а таковые в Казахстане и, в частности, в Павлодарской области, присутствуют) тоже будет очень дискомфортно вывозить свои автомобили за пределы РК через год пребывания. Даже в ту же Россию. Вдруг там им встретятся слишком уж радикально настроенные элементы, которым придётся доказывать, что они не «бандеровцы». Тут уже возникает риск для их имущества, здоровья и, возможно, даже жизни. И кого потом будут винить родственники пострадавших украинских граждан, помимо тех, кто совершит злодеяние? Правильно – казахстанских бюрократов! За то, что не разрешили людям остаться в Казахстане во время российско-украинского конфликта.

Если подобного удастся избежать, то в любом случае украинским гражданам придётся месяц платить за стоянку, если у них нет в близлежащих российских регионах друзей или родственников с огороженной частной собственностью. Оставлять надолго без присмотра автомобиль с иностранными номерами, не обязательно украинскими, в России бывает опасно. В крупных городах орудуют банды, которые скручивают номерные знаки у иностранцев и потом требуют за них выкуп. А автомобиль без номеров могут и эвакуировать на так называемую «штрафстоянку».

Большинство граждан Украины приехали в РК до 1 сентября, так что теоретически они имеют возможность легализовать свои автомобили по программе, которая сейчас ещё идёт. Украинское законодательство позволяет снять машину с учёта онлайн. Но, опять же, оформить её на себя, находясь в Казахстане без вида на жительство, они не смогут. А они его наверняка не имеют, так как покидали Украину тоже в спешке, поэтому вряд ли смогли получить там все документы, необходимые для получения ВНЖ здесь. Так что для легализации своих авто гражданам Украины нужно будет найти гражданина Казахстана, который согласится оформить автомобиль на себя по программе легализации, и затем впишет того самого гражданина Украины в страховой полис, чтобы он смог управлять этим автомобилем. Но даже если всё это и получится провернуть, то придётся ещё и раскошелиться на примерно 215 тысяч тенге (сборы за легализацию, номера и техпаспорт).

А как всё же быть тем, кто приехал после 1 сентября 2022 года? Может быть, как-то возможно получить статус беженца и по нему оформить вид на жительство. Но это, как сейчас модно говорить, не точно. Об этом лучше почитать здесь и сделать собственные выводы (либо получить консультацию в отделе миграционной полиции):

Цените кадры!

Учитывая все вышеописанные ситуации, складывается впечатление, что казахстанским властям иностранцы нужны только в качестве футболистов и хоккеистов. Возможно, ещё и в качестве высококвалифицированных специалистов в сфере нефтегазовой и металлургической промышленности (в данном случае почему-то преимущественно англосаксонского происхождения). Где же в таком случае знаменитое казахстанское гостеприимство и растиражированный слоган «Казахстан – территория мира и согласия»? Продемонстрируйте это гостеприимство, господа законодатели. Проявите на практике мирную инициативу в период российско-украинского конфликта. Сделайте Казахстан действительно территорией мира и согласия, чтобы приехавшие на своих машинах российские релоканты и украинские беженцы могли здесь комфортно проживать, пребывая в мире друг с другом, пока правительства и армии этих стран выясняют отношения на полях сражений.

фото Tengri.kz

Многие из этих людей обладают очень полезными навыками. Все они готовы здесь мирно жить и трудиться на благо Казахстана. И приносить Казахстану гораздо больше пользы, чем иностранные футболисты и хоккеисты, на которых расходуются огромные средства из местных бюджетов. Так облегчите новоприбывшим мигрантам пребывание в стране. Сделайте его максимально комфортным. Не на словах, а на деле. Начать можно с отмены требования к иностранцам вывозить свои автомобили за пределы Казахстана раз в год. Хотя бы для официально работающих в Казахстане иностранных граждан можно это правило отменить?