Воскресенье, 27 октября
Меню

Фотоснимки, сделанные сердцем

  • Ирина Ковалёва
  • 245
Фотоснимки, сделанные сердцем
фото автора: Владимир Высоцкий. Автопортрет с дочерью. 12 января 2022 года

Память павлодарского фотографа Владимира Высоцкого почтили выставкой. Это первая персональная экспозиция. Символично 65 работ автора приурочены к его 65-летию. Именно столько исполнилось бы в этом году председателю народного фотоклуба «Орион». Он ушел из жизни в феврале 2022 года.

Выставка к 65-летию В. В. Высоцкого.

Павлодар 80-х и Павлодар нынешний, родные пейзажи и зарисовки далеких земель, где путешествовал фотограф. И лица с такими разными эмоциями. Фотоснимки, будто сделанные не камерой, а человеческим сердцем и душой.

Юбилейная памятная выставка «Люблю процесс…» в фойе художественного музея разделена на две части – черно-белые пленочные работы и современные, цветные цифровые. Многие снимки представлены впервые.

Работ для отбора было намного больше. И тем сложнее выбор: если оставляешь какую-то, то от другой приходится отказываться. Можно было бы разместить снимки рядами. Но ощущение воздуха, свободная атмосфера, на которой решили остановиться организаторы, абсолютно верная для этой выставки. Они полностью отражают Высоцкого.

Семья доверила работу с архивом для выставки его другу, соавтору по многим проектам Владимиру Панасюку. Со снимками пленочного архива помог Сергей Гришин. Дело в том, что 5 лет назад в фотосалоне Высоцкого случился пожар – сгорели все негативы и лично им отпечатанные снимки.

— В прошлом году мы в последний раз собрались у него в мастерской на его день рождения 22 января. Очень жаль, что рано уходят талантливые люди. Мы помним Володю и будем любить его всегда. Я познакомился с ним 40 лет назад, когда пришел в фотоклуб «Орион», — говорит фотограф, член фотоклуба «Орион» Сергей Гришин. — Тогда он был штатным методистом — при профсоюзах были дома творчества, которые помогали самодеятельному творчеству. Наш фотоклуб получил звание народного – это статусное звание, значит, коллектив достиг определенных успехов в художественном творчестве. Клуб был многочисленный, собиралось до 40 человек по улице Советов (сейчас ул. Бектурова). Фотографировал Высоцкий в юношеские и студенческие годы меньше, чем остальные члены фотоклуба. Но судя по работам, которые представлены здесь, а есть датированные 1979-м и 1981-м годами, — Володя был, может, не очень много делающим автором, но цельным и достаточно скромным. Мы посмотрели, и получается, это его первая персональная выставка.

Татьяна и Сергей Гришины.

Признанный мастер портретной, жанровой, сюжетной и репортажной фотографии, Владимир Высоцкий был учеником известного фотографа Едыге Ниязова – еще со школьного фотокружка, членом народного фотоклуба «Орион», преподавал в фотошколе, вел кружок в Доме пионеров Ильичевского района.

Владимир Викторович внес в объединение и возрождение творческой фотографии в городе большой вклад. Когда фотоклуб перестал собираться в непростые 90-е, Высоцкий приложил усилия, чтобы сплотить и привлечь новых членов. Чтобы традиции не утратились. Долгие годы руководил «новым» «Орионом» и занимался поиском новых имен. В 2012 году в художественном музее прошла фотовыставка молодых авторов «Плеяды», в которой представляла свои работы и я. Высоцкий был учителем для молодой смены любителей и мастеров светописи, руководителем творческой группы «Квадрат Высоцкого».

Участник Всесоюзных, республиканских и местных выставок, он говорил о важности именно выставочных встреч. Когда работы представлены на выставке, они приобретают статус художественных произведений. Зритель оценивает не только сюжет снимка, а также характер и внутренний мир автора. Появляется сопричастность.

— Когда он был жив, мы планировали с ним эту выставку в другом формате, — расказывает организатор выставки, фотограф, член фотоклуба «Ориорн» Владимир Панасюк. — 22 января 2023 года ему исполнялось 65 лет: и мы думали объединить наши общие, ранее осуществленные проекты – 15 лет нашего творческого объединения «Квадрат Высоцкого» и проект «Отцы и дети» с участием наших детей, Богдана Панасюка и Валерии Высоцкой, — и сделать «Отцы и дети. Том второй». Но жизнь распорядилась так, что пришлось эту выставку делать без него. Он себя не ограничивал в каком-то жанре. У него очень живописные и лиричные пейзажи. Он писал стихи, любил поэзию. Но лучше всего, на мой взгляд, ему удавались жанровые сцены — стрит-фото и, конечно, портреты.

Каждая фотография отражает этапы в становлении и динамике развития профессионального мастерства Владимира Викторовича. Работы абсолютно разные, говорили фотографы на выставке. Он не чурался экспериментов, поэтому некоторые кадры могут вызвать недоумение. Например, история «Из жизни груш»: он мог с фантазией и драматургией подойти и к творческим заданиям – без использования фотошопа и обработки. К слову, есть примеры и из большой серии, снятой через стекло, окна зданий или транспорта в разную погоду. У него очень хорошо получалось передавать природное состояние – закатный теплый уют, воздушная дымка, утренний свет, туман, влага, тихий мороз с инеем.

— Люди к нему тянулись. Было много друзей – он добрый, внимательный, отзывчивый, коммуникабельный, эрудированный. В нем соединялись лиризм и логика, мягкость и организаторские способности. И ни одной персональной выставки при жизни – всегда с кем-то, для кого-то, — вспоминает Владимир Панасюк. — Я благодарен судьбе, что в моей жизи был такой замечательный друг. С ним было свободно и легко, у нас на 90 % совпали понятия о жизни и фотографии. Полтора месяца, что я плотно работал над этой выставкой, он незримо был рядом со мной. Я слышал его голос, мы обсуждали его работы. За исключением тех, что я раньше не видел, для меня они оказались открытием. Каждый творческий человек в своих произведениях раскрывает свою душу, свое внутреннее я. Надеюсь, что в этой выставке получился портрет Володи, как человека и фотографа.

Ему многое нравилось в жизни – спорт, шахматы, музыка, поэзия, астрономия, путешествия и фотография. И этой экспозицией зрителям предоставлена возможность увидеть мир так, как видел Владимир Викторович Высоцкий. Интересный собеседник и философ с особым подходом к воспитанию смены, наставник и учитель, он сам учился на снимках Багаева. Говорил, что Багаев первый в Павлодаре возвел занятие фотографией в ранг искусства и оставил большое наследие, хотя все начиналось для него как простое увлечение. Эта передача от учителя к ученику продолжается.

Он привил любовь к фотографии своей дочери Валерии. В 9 лет она дебютировала с фотовыставкой «Смена» вместе со отцом в музее Багаева. Сейчас Валерия учится в Санкт-Петербурге – ей отправили видео с вернисажа с работами отца.

— Мы чувствуем его присутствие в этом зале – его спокойствие, тихий позитив, умение спокойно преодолеть проблемы и легкое отношение к жизни, — отметила Инесса Высоцкая, супруга Владимира Высоцкого. — Благодарю вас, коллеги, соратники, друзья Владимира Викторовича, за вашу память. И за ваше стремление эту память сохранить, и снова собраться, будто Владимир Викторович сегодня с нами. Благодарю вас, что его любят и помнят. Хотя все мы знаем, что эти чувства мы редко проявляем публично, а слова говорим редко. Я очень ценю ваше сообщество единомышленников. Я думаю, он был бы очень доволен.

Не обошлось и без заведенной самим Высоцким традиции. На каждом орионовском вернисаже он читал стихотворения собственного сочинения об авторе экспозиции. Причем, это был экспромт. На открытии памятной персональной выставки «Люблю процесс…», посвященной 65-летию Высоцкого, его стихотворение 2005 года прочла фотограф, член фотоклуба «Орион» Татьяна Гришина.

Однажды мне заметил кто-то:

«Высоцкий, зря оставил фото, —

Продолжил друг времен лихих. —

Писал бы лучше ты стихи».

Ни «Кэнон» не спасет, ни «Цейс».

Я знаю.

Но люблю процесс.

Выставка работает в холле областного художественного музея по адресу: ул. Торайгырова, д. 44/1 до 16 марта.