Четверг, 22 февраля
Меню

Колхиды древняя столица (Кутаиси глазами павлодарца)

  • Дмитрий Фефелов
  • 67
Колхиды древняя столица (Кутаиси глазами павлодарца)
Фото: Дмитрия Фефелова

В еврейском квартале. Часть III

Моих стихов бесхитростные строки,

Надеюсь я, расскажут обо мне.

На русском языке я получал уроки,

Как каждый в этой ленинской стране…

Я уже упомянул про семейный отель, в котором мы остановились в Кутаиси — свое название, как оказалось, отель получил в честь собачки хозяина. С таким оригинальным подходом мне ранее встречаться не приходилось. С другой стороны, это уже ни с чем не спутаешь, запоминается быстро. Особенно после непосредственного знакомства с дружелюбным животным – каким, собственно, и оказался песик, давший имя отелю…

Фото: Дмитрия Фефелова

Сам большой и добротный дом, которым владеет грузинская семья, оказался запрятан в хитросплетении улочек старого еврейского квартала.

Вот уж не думал, что когда-нибудь, хоть и временно, мне придется примерить на себя роль еврейского обывателя.  А как иначе, если специфическая обстановка, включая названия отдельных атмосферных местечек, окружает тебя со всех сторон? Дух этого квартала не улетучился даже после того, как с течением времени еврейские районы в Кутаиси опустели, а их жители вернулись на историческую родину.

Фото: Дмитрия Фефелова

Еврейские поселения в Кутаиси существовали с самого начала переселения их в Грузию, а первый исторический документ, подтверждающий данный факт, относится к 1644 году.

Уже к концу 18-го века количество евреев в Кутаиси увеличилось за счет переселения из сельской местности. К тому времени относится сохранившаяся до наших дней синагога, известная как «маленькая синагога».

Фото: Дмитрия Фефелова

Если в 1817 году в Кутаиси проживало всего 57 еврейских семей, то к 1840 году их число возросло до 840, а к 1852 году — до 1105.

В 1835 году закончилось строительство второй синагоги, что было вызвано увеличением еврейского Кутаиси. Эта синагога известна как «верхняя синагога» (или синагога Мцване Квавилы).

Фото: Дмитрия Фефелова

Особенный же рост еврейского населения отмечался в городе после отмены крепостного права.

К концу 19-го века в Кутаиси насчитывается уже около трех с половиной тысяч евреев.

Соответственно, появилась необходимость в строительстве третьей синагоги, торжественное открытие которой состоялось в 1887 году. Она сегодня известна как «большая синагога».

Фото: Дмитрия Фефелова

В 1928 году в еврейском квартале произошел сильнейший пожар, в результате которого пострадали сотни еврейских домов и все три синагоги, причем одна из них сгорела дотла. Советские власти были против восстановления поврежденных синагог, и даже намеревались полностью их снести.

Но в результате решительного протеста местных евреев, параллельно с восстановлением еврейского квартала, были восстановлены и все три синагоги. При этом большую помощь оказывали и советские, и зарубежные евреи, а также грузинские власти.

Фото: Дмитрия Фефелова

Отдельным пунктом в историю Кутаиси вписаны события 1952 года, когда власть предприняла очередную попытку закрытия синагог. И вновь евреи отстояли их. Особая заслуга тогда принадлежала еврейским женщинам, которые лежали на земле перед синагогами и препятствовали работникам милиции в их закрытии. Положение изменилось только после смерти Сталина 5 марта 1953 года.

В 1969 году весь мир узнал о восемнадцати семьях грузинских евреев, обратившихся за помощью в ООН с просьбой помочь им с репатриацией в Израиль. 13 из этих семей были как раз из Кутаиси.

Незадолго до этого стремительная победа Израиля в Шестидневной войне всколыхнула весь мир. А советские евреи вышли на открытую борьбу за право свободной репатриации на историческую родину.

Фото: Дмитрия Фефелова

Самыми массовыми оказались протесты грузинских евреев. Они активно подавали документы на выезд, бегали по инстанциям, рассылали сотни писем и телеграмм, но все их усилия были тщетны. В августе 1969 года уроженец Кутаиси Шабтай Элашвили собрал самых близких и объявил им о своем решении обратиться в Комиссию по правам человека ООН, к премьер-министру Израиля и послу Израиля в ООН с требованием вмешаться в создавшуюся ситуацию.

18 грузинских евреев мужественно подписали письмо, которое — учитывая реалии тогдашнего Советского Союза — вполне могло стать их смертным приговором,

Фото: Дмитрия Фефелова

В письме, в частности, говорилось:

«…Время страха прошло – настал час действий… Мы требуем, чтобы Комиссия по правам человека ООН приняла все зависящие от нее меры и в кратчайший срок добилось от правительства СССР разрешения на наш выезд. Непонятно, как можно в конце ХХ века запретить людям жить там, где они хотят? Странно, как можно забыть широковещательные призывы о праве нации на самоопределение – конечно, и о праве людей, из которых состоят нации…»

Фото: Дмитрия Фефелова

Шабтай Элашвили отправился в Москву и добился приема у голландского посла, представлявшего на тот момент интересы Израиля в СССР. Так первый документ о борьбе советских евреев пересек железный занавес, достиг нужных адресатов и произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Комиссия по правам человека ООН распространила письмо восемнадцати грузинских евреев как официальный документ, в результате чего оно было переведено на многие языки и опубликовано в крупнейших газетах мира. Письмо зачитывали в еврейских домах и во время протестных акций в поддержку права советских евреев на репатриацию.

Фото: Дмитрия Фефелова

Под впечатлением от дерзкого послания Кнессет и правительство Израиля во главе с Голдой Меир приняли решение публично бороться за право советских евреев на алию (переселение). До того момента официальные израильские власти воздерживались от открытых действий в надежде восстановить отношения с Советским Союзом.

Фото: Дмитрия Фефелова

И в 1971 году восемнадцать еврейских семей добились-таки своей цели, улетев в Израиль. Шабтая Элашвили прямо из самолета отвезли в больницу, откуда он после перенесенных испытаний уже не вышел…

Фото: Дмитрия Фефелова

В том же году началась массовая алия кутаисских евреев; до 1979 года Кутаиси оставили почти 60 процентов еврейского населения.

Сегодня, прогуливаясь по тихим узким улочкам старых еврейских кварталов, невольно прокручиваешь в голове ту самую формулировку из письма грузинских евреев:

Фото: Дмитрия Фефелова

 — … непонятно, как можно в конце ХХ века (теперь уже следует сказать: в первой четверти XXI века) запретить людям жить там, где они хотят?

Вновь эта фраза звучит более чем актуально. Ну хотя бы на фоне постоянных сообщений о возможном полном закрытии границ у «северного соседа», то есть в современной России.

Фото: Дмитрия Фефелова

Кстати, в Кутаиси (как в целом по всей Грузии) сегодня очень часто можно услышать русскую речь — даже несмотря на то, что местная молодежь практически не говорит по-русски.

Фото: Дмитрия Фефелова

Огромное количество эмигрантов хлынуло в Грузию из России после объявления первой волны так называемой «частичной мобилизации» в сентябре прошлого года. Уже в середине ноября президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила о том, что границу с Грузией пересекли более 700 тысяч россиян. Из них около 600 тысяч потом уехали через Грузию в другие страны, но примерно 100 тысяч человек так и остались в этой маленькой, но гостеприимной стране. Для небольшой Грузии это, между прочим, серьезная проблема.

Фото: Дмитрия Фефелова

Продолжение следует…