В Павлодаре отпраздновали 10-летний юбилей уникального – первого и единственного в мире музея писательницы Серебряного века Анастасии Цветаевой, сестры Марины Цветаевой. В Доме дружбы состоялся юбилейный концерт, на котором вспоминали страницы живой истории. Видеоприветствия и поздравления прислали из разных стран.
Персональным музеем последнего деятеля русской культуры Серебряного века назвал павлодарский музей Анастасии Цветаевой основатель «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки» Юлий Зыслин. Народный музей Анастасии Цветаевой в Павлодаре работает с 2013 года – на общественных началах в офисе № 210 библиотеки Славянского центра Дома Дружбы. Гостями музея за 10 лет были знаменитые люди из разных стран, а также интересующиеся историей и культурой студенты и школьники, ученые, музейщики, поэты и писатели.
Основой для создания музея стала коллекция поэта, журналиста Ольги Григорьевой. За эти годы в музее собраны и выпущены издания произведений Цветаевой, а также сборники стихов и песен, посвященных ей. Многогранные исследования находили отклик в музейных изданиях и проектах. Даже о цветаевских кошках выпустили книгу-альбом! Активом и многочисленными друзьями музея проводятся научные, литературные, читательские, музыкальные, кино-, видео-, фото-, художественные и даже спортивные встречи, поездки, экспедиции, лектории, конкурсы, выставки, экскурсии, международные конференции и праздники для детей и взрослых.
«Единицы хранения» — дорогие раритеты маленького музея — рассказывают историю в лицах, подробностях, деталях. Одна из традиций семьи Цветаевых-Трухачевых – на каждый праздник дарить книги. Этот обычай Анастасия Цветаева поддерживала, вручая внучкам книги с дарственными надписями. Сейчас это ценные реликвии коллекции.
«Анастасия Ивановна в памяти павлодарцев осталась человеком неординарным, чье поведение и поступки никак не вписывались в жизнь маленького казахстанского провинциального городка 60-х годов прошлого века», — пишет организатор и хранитель музея, поэт, журналист, лауреат литературной премии Марины Цветаевой Ольга Григорьева в материале «Зовут ее Ася…». – «Многие вспоминают, что видели ее на катке. Кое-кто специально приходил посмотреть, как 70-летняя бабушка выписывает круги наравне с внучкой Ритой и ее подружками».
Первый цветаевский костер в Павлодаре зажгли в 2005 году у того самого дома, где в 50-х жила Анастасия Цветаева. Стала традиционной уникальная Цветаевская неделя. Этот цикл мероприятий, посвященный сестрам Цветаевым, стал новым павлодарским брендом – фотовыставки и презентации книг, традиционная музыкально-поэтическая встреча в Ленпарке. А 4 января, в именины Анастасии, в день создания музея и в день рождения Славянского центра павлодарцы встречаются на культурно-спортивном празднике «Цветаевский каток», в этом году уже девятом. По музейной традиции 24 мая, в День Славянской письменности и культуры проводится Цветаевская читательская конференция. А 1 июня – праздник Детства в Ленпарке.
Есть и уникальная экскурсия, где экспозицией и экспонатами являются городские объекты и памятные исторические места Павлодара. Пешеходный маршрут по Цветаевским тропинкам действует уже несколько лет, но интерес к нему не ослабевает.
Анастасия Цветаева родилась в 1894 году в Москве в семье профессора, основателя музея изящных искусств (ныне музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). В семье ее называли Ася. Младшей сестре Марина Цветаева посвятила множество стихотворений. Словно в ответ Ася описала в рожденной в Павлодаре книге «Воспоминания» жизнь своей знаменитой старшей сестры. Судьбы у обеих сложились трагические.
В 1933 году Анастасию Цветаеву арестовали в связи со знакомством с ранее арестованным Б. Зубакиным, масоном и розенкрейцером. После хлопот Пастернака, Горького и его супруги, Цветаеву освободили. Но в 1937 году вновь арестовали. Изъяты и уничтожены все ее сочинения. Арестован ее сын Андрей Трухачев.
А. И. Цветаеву приговорили к 10 годам лагерей. Ее сына – к 10 годам за контрреволюционную агитацию, позже срок удалось снизить вдвое. После освобождения в 1947 году Анастасия Цветаева поселилась в поселке Печаткино Вологодской области, где к тому времени жил с семьей и работал сын Андрей. Однако в 1949 году она была вновь арестована и приговорена к ссылке в поселок Пихтовка Новосибирской области. Освобождена в августе 1954 года.
Жизнь Анастасии Ивановны 18 лет была тесно связана с Казахстаном и Павлодаром. В 1957 году Цветаева переехала в Павлодар к сыну Андрую Трухачеву, где прожила 2 года до реабилитации.
Здесь Анастасия Ивановна начала писать главный труд своей жизни – книгу «Воспоминания», изданные уже в 1971 году и ознаменовавшая возрождение литературной жизни Анастасии Ивановны. С этой книгой она и вошла в мировую литературу, а вместе с ней вошло имя нашего города.
Из Павлодара она вела переписку со многими известными поэтами и писателями. Павлодарец Геннадий Зеленин, внук Цветаевой (сын от первого брака супруги Андрея Трухачева), называет себя «живым экспонатом музея Цветаевой» и делится воспоминаниями о бабушке Асе. Он рассказывал, что из ссылки в Пихтовке Анастасия Ивановна поначалу отправляла корреспонденцию в конвертах. Но письма многократно проверялись, вскрывались и зачастую возвращались обратно. Она решила писать свои послания на открытках – открытыми письмами, заполняя все пустые поля и пространства бумаги. Сыну Андрею она часто писала на немецком языке, а с Борисом Пастернаком переписывалась на английском.
Также в Павлодаре в 1958 году состоялась встреча Анастасии Ивановны с племянницей – дочерью Марины Ивановны, известной писательницей-мемуаристкой Ариадной Эфрон. Здесь родилась и выросла внучка Ольга. Цветаева пишет о павлодарском периоде так: «Я начала писать в первую же весну 1957 года, поселясь у сына в Павлодаре, сев у окошка в палисаднике хозяйки. Я начала мой первый том «Воспоминаний» с первых воспоминаний детства, все сначала, точно в первый раз взяв перо». После отъезда в Москву и до 70-х писательница регулярно приезжала к сыну и внучкам в Павлодар.
Память не пылится на полках. Она прорастает в ответных эмоциях новых ценителей литературного наследия семьи Цветаевых. Из новых ежегодных цветаевских мероприятий – традиция, задуманная в Павлодаре. Славянский центр, музей Анастасии Цветаевой и итальянское агентство АВЕНТАЛЬ объявили международный конкурс художественных работ «ANiMA», посвященных 130-летию Марины Цветаевой. В конкурсе приняло участие более 100 человек. На юбилейном концерте в Доме дружбы провели выставку конкурсных работ, а также вручили дипломы и подарки победителям.
На торжестве было немало поздравлений. Внук писательницы Геннадий Зеленин поблагодарил создателей музея за подарок – не только потомкам Цветаевского рода, но и всем жителям города. По видеосвязи из США поздравили павлодарцев внучки Анастасии Ивановны — Ольга Трухачева и Маргарита Мещерская.
На юбилейной встрече говрили о плодотворном сотрудничестве и объединяющей работе цветаеведы и организаторы музеев и цветаевских костров со всего мира. В своем послании коллектив московского Дома-музея Марины Цветаевой отмечает: «Своим энтузиазмом, профессиональными знаниями, разноплановыми акциями вам удалось привлечь к развитию музея самых разных людей – как серьезных исследователей, так и юных читателей, будущих создателей русской литературы. За эти годы в музее собрана серьезная библиотека, включающая книги об А.И. Цветаевой, о ее семье и окружении; книги и публикации современных авторов. Конференции, организованные музеем, на которых благодаря достижениям современной цифровой техники могут присутствовать (и участвовать в них в качестве докладчиков) исследователи и слушатели со всего мира, способствовали развитию культурных связей с различными литературными музеями и простыми читателями».
А Вице-консул, заместитель Представителя Россотрудничества в Казахстане Александр Андреевич Дяченко от имени Генерального консульства Российской Федерации, Представительства Россотрудничества в городе Усть-Каменогорске сердечно поздравил и пожелал процветания Славянскому культурному центру и музею Анастасии Цветаевой. Он отметил, что «музей, являющийся важной частью российско-казахстанской культуры, за годы своей истории накопил более 4 тысяч единиц хранения, и эта цифра растет, так как фонды музея постоянно пополняются. На сегодняшний день музей не только хранитель реликвий, но и культурный центр, который привлекает все больше и больше людей своими традиционными культурными акциями. Благодаря умению бережно хранить заложенные традиции, огромной созидательной энергии и активному творческому поиску музей будет развиваться и всегда будет востребован».