Суббота, 27 апреля
Меню

Нужный-ненужный газ

  • Ольга Воронько
  • 121
Нужный-ненужный газ
фото с сайта ПНХЗ

ТОО «ПНХЗ» пытается вернуть свою прокладку? Часть 10

На заводе заявили, что газосетевые организации вдруг расхотели забирать у него газ и теперь его некуда девать. ГСО в ответ заявляют, что им не наливают. В ситуации разбирался Ratel.kz.

Продолжение. Начало здесьздесьздесь, здесьздесьздесьздесьздесь и здесь.

11 января отдел по связям с общественностью ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» сообщил в «Instagram»: «В связи с несвоевременным вывозом сжиженного углеводородного газа (СУГ) газосетевыми организациями происходит затоваривание парка сжиженных газов ПНХЗ. Максимальная масса СУГ, которую можно разместить в парках сжиженного газа ТОО «ПНХЗ», составляет — 3600 тонн. На 00:00 11 января 2023 года в парках ПНХЗ было в наличии 2857 тонн СУГ, при этом суточное производство СУГ на предприятии составляет 1000-1050 тонн. При сохранении существующей тенденции завод будет вынужден произвести остановку ряда технологических установок для прекращения производства сжиженного газа. Данное обстоятельство приведет также к сокращению производства бензина и дизельного топлива».

Далее в сообщении говорится о том, что руководство ПНХЗ просит акиматы Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Абайской, Алматинской, Жетысуской областей и города Алматы оказать содействие для своевременного вывоза сжиженного углеводородного газа из ТОО «ПНХЗ» согласно плану поставки СУГ вне товарных бирж на январь 2023 года.

Что же вдруг случилось с сетевиками, что они вдруг не хотят газа?

Газосетевые компании заявляют, что очень даже хотят, да только им его никто не наливает. Что не удивительно.

Напомним, в первых девяти частях нашего расследования по ПНХЗ мы подробно рассказывали, как на заводе ликвидировали собственный пункт налива, где сжиженный газ одновременно прокачивался в шесть автогазовозов. А весь налив чудесным образом перешел во владение фирмы – прокладки, а именно —  ТОО «BIG Capital IST», которое в 2013 году выкупило в южной части территории ПНХЗ земельный участок со всем газоналивным оборудованием. Демонтировав последнее, «BIG Capital IST» построил свою газонаполнительную станцию, врезал ее в трубопровод АО ПНХЗ, являющийся по сути куском завода, участвующим в технологическом процессе.

Проект строительства ПНХЗ

Кроме того, в аренду разным прокладкам без всякого конкурса были отданы принадлежащие АО «ПНХЗ» здания насосной сжиженных газов, сами насосы, технологический трубопровод и емкости, участвующие в технологическом процессе нефтехимического производства. Как позже в качестве свидетеля покажет на допросе юрист АО «ПНХЗ» Сайфутдинов, сделки заключались по поручению Шухрата Данбая, АО «КазМунайГаз» о них в известность не ставили. Так наливом газа из заводской трубы стали ведать частные фирмы. Также «квартиранты» арендовали у завода железнодорожные пути, эстакаду налива и вагон-цистерны, построили железнодорожный тупик, установив монополию по вывозу газа еще и железнодорожным путем.

После известных январских событий Касым-Жомарт Токаев поручил «провести расследование на предмет ценового сговора и иных антиконкурентных действий» в области реализации сжиженного нефтяного газа (СНГ) (то же самое, что на павлодарском заводе зовут СУГ – сжиженным углеводородным газом – О. В.)».

Расставаться со своими прокладками ТОО «ПНХЗ» было тяжело. Приезжая в Павлодарскую область с рабочим визитом в октябре прошлого года, министр энергетики Болат Акчулаков поинтересовался у заводских инженеров – сколько им нужно времени, чтобы восстановить собственную инфраструктуру автоналива. Ему ответили, что две недели. В начале декабря прошлого года заместитель генерального директора по производству — главный инженер ТОО «ПНХЗ» Саятай Алипбаев уведомил заинтересованные лица, что «с 1.01.2023 г. услуги по предоставлению подъездного пути для проезда подвижного состава, для маневровых работ, погрузки-выгрузки, других технологических операций перевозочного процесса, а также для стоянки подвижного состава, будут оказываться ТОО «ПНХЗ». А вот вопрос возврата газопроводов и восстановление заводского налива газа в автогазоводы, судя по всему, так и не решен.

Когда работало заводское оборудование, за восьмичасовой рабочий день через автоналив отгружали до тысячи тонн, после того, как появилась частная компания, врезавшаяся в заводскую трубу и построившая собственную газоналивную станцию, за час прокачивают всего 40 тонн, — утверждает представитель ТОО «Blue-Star.PV Гульбахыт Бижанова, — Нашей компанией проведена работа по внесению завода в перечень стратегических объектов, которое состоялось 5 ноября 2022 года, инициированы проверки ТОО ПНХЗ в части передачи технологического оборудования в ведение частных компаний. В итоге «Blue-Star.PV» отказывают в предоставлении договора на отгрузку товара на 2023 г., в результате чего компания вынуждена простаивать и распустить людей в отпуск без содержания. То есть причины затоваривания парка хранения ТОО «ПНХЗ» — это вовсе не вина газосетевых организаций, а прямая вина руководства ТОО «ПНХЗ», которое бесконтрольно отдавало в аренду газопроводы завода, ликвидировало весь собственный автоналив, разбазаривало таким образом инфраструктуру стратегически важного объекта, создавая социальный конфликт в регионе.