Закон «О первом президенте» Казахстана утратил силу.
В опубликованном постановлении Конституционного суда говорится:
«Основываясь на воле народа Казахстана, выраженной на республиканском референдуме 5 июня, признать, что в настоящее время в конституции Республики Казахстан отсутствуют правовые основания для сохранения конституционного закона Республики Казахстан «О первом президенте Республики Казахстан – Елбасы» в действующем праве Республики Казахстан, в связи с чем он подлежит признанию утратившим силу».
Напомним, в конце минувшего года мажилис парламента Казахстана принял к рассмотрению проект Конституционного закона «О признании утратившим силу Конституционного закона Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы». А затем группа депутатов написала запрос в обновлённый Конституционный суд. И вот получили такой ответ.
Что гарантировал Закон о первом президенте Нурсултану Назарбаеву и его семье?
Сам же Конституционный закон о Первом президенте Республики Казахстан был принят еще 20 июля 2000 года. Он содержал значительные гарантии для Нурсултана Назарбаева и его семьи.
В частности, в нём было закреплено пожизненное право первого президента «в силу его исторической миссии»:
1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;
2) выступать перед Парламентом Республики Казахстан и его Палатами, на заседаниях Правительства Республики при обсуждении важных для страны вопросов; входить в состав Конституционного Совета Республики Казахстан.
Также была гарантирована как личная неприкосновенность первого президента Республики Казахстан, так и его имущества:
«Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий Президента Республики Казахстан, а после их прекращения – связанные с осуществлением своего статуса Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы. Он не может быть подвергнут задержанию, аресту и содержаться под стражей, обыску, допросу либо личному досмотру.
Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на используемые ими жилые и служебные помещения, служебный транспорт, средства связи, переписку, принадлежащие им документы. Неприкосновенность также распространяется на имущество, принадлежащее фонду Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы и иным учреждаемым им юридическим лицам», — говорится в документе.
Более того, неприкосновенность гарантировалась и проживающим с ним членам семьи, равно как и их имуществу. Банковская тайна и неприкосновенность банковских счетов Назарбаева и совместно проживающих с ним членов его семьи тоже гарантировались этим законом.
В более поздние редакции закона было добавлено положение, согласно которому Назарбаев мог избираться на пост главы государства неограниченное число раз:
«На Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы не распространяется ограничение права быть избранным в Президенты Республики Казахстан».
Первый президент также находился на полном гособеспечении:
«Жилищное, медицинское, санаторно-курортное, транспортное и иное обслуживание Первого Президента Республики и членов его семьи, проживающих совместно с ним, обеспечивается соответствующими уполномоченными государственными органами».
И все это, естественно, «за счет средств республиканского бюджета».
Для деятельности Елбасы после его ухода с поста президента Казахстана этим же законом была создана канцелярия и выделено служебное помещение.
Что касается пенсии, то она составляла 80 процентов месячного должностного оклада действующего главы государства и индексировалась соразмерно его повышению.
Возникает закономерный вопрос: могут ли теперь Нурсултана Назарбаева судить?
Депутат мажилиса Айдос Сарым считает, что да. Но только в случае, если вина Елбасы будет доказана.