Пятница, 1 ноября
Меню

В поисках потомков купца Рамазанова

  • Салауат Темирболат-улы
  • 780
В поисках потомков купца Рамазанова
Мечеть в Ялуторовске. фото автора

Наша жизнь полна сюрпризов и невероятных открытий. В этом мы в очередной раз убедились, отправившись в небольшое путешествие в старинный сибирский городок Ялуторовск Тюменской области России. От Павлодара до пункта назначения – свыше тысячи километров, но для журналистов расстояния никогда не были преградой. Цель одна – посмотреть места, где родился купец Абдулфаттах Рамазанов, и по возможности отыскать его родственников.

Об этом мы задумались еще в конце 2021 года, когда в честь него перед зданием Ак мечети установили памятный знак («Наша жизнь», №№ 50, 29.12.2021 г.). На нашем пути встретились отзывчивые и неравнодушные люди. Они не только помогли организовать поездку и выйти на след потомков строителя старейшего культового сооружения в Прииртышье, но и наладить новые культурные и духовные связи между двумя городами.

Острог

Когда пришла добрая весть

Ялуторовск, расположенный на крутом берегу реки Тобол, встретил нас небольшим дождем и приятной прохладой. А для путника, следующего издалека, дождь – это всегда хороший знак. Едва мы заехали в город, как нас уже ждали два очень интересных человека – имам Ялуторовской мечети Раиль хазрат Махмутов и глава местной казахской общины, депутат городской думы Арыстан Койше. Оба они из династий коренных жителей и активно занимаются общественной деятельностью по развитию национальных культурных и духовных ценностей. Одним словом, давние друзья и единомышленники. Весть о том, что еще в начале прошлого века в далеком Павлодаре их земляк построил мечеть и другие здания, которые относятся к памятникам истории, стала настоящим сюрпризом.

– Как патриот своего города и района, а я здесь всю жизнь, здесь мои дети растут, хочу сказать, что все происходящее с нашим городом и районом – это всегда гордость. Когда узнал – был шокирован, а как только фамилию услышал, сообщил коллеге-депутату Салиху Мусаевичу Рамазанову. Он тоже был приятно удивлен, тем более что у них одна фамилия. В истории нашего города были такие легендарные люди, как Савва Мамонтов, купчиха Гусева, построившая прекрасный крупяной завод, благодаря которому пошла железная дорога. И вот сейчас появилась новая масштабная фигура. И мы только-только узнаем, что был такой меценат Рамазанов, что он наш земляк, и что жители Павлодара уважительно относятся к нему, ценят его вклад. Конечно, это здорово, – поделился 44-летний бизнесмен и народный избранник Арыстан Койше.

Острог

Оказывается, в самом Ялуторовске никогда не было мечети. По крайней мере, в местных архивах не сохранилось никаких сведений, хотя здесь достаточно крупная мусульманская община и издревле проживает много татар. Зато мечеть была в пригородном селе, правда, в советские годы ее разрушили. Теперь местные краеведы не исключают, что она тоже могла быть построена на средства купца Рамазанова, но пока это лишь предположения. Новое религиозное здание в Ялуторовске возвели в 2004 году из красного кирпича. Культовое сооружение, выросшее рядом с березовой рощей, – теперь одна из главных достопримечательностей города. Работа мечети оживилась во многом благодаря стараниям Раиля хазрата. Кстати, по первому образованию он фельдшер, а потом долгие годы изучал каноны Ислама в Уфе.

– Сколько бы лет ни прошло, какие бы трудности ни испытал простой народ, таких великих людей своего времени как Абдулфаттах Рамазанов из памяти людской стереть нельзя. Справедливость всегда восторжествует. Когда мне сказали, что в Павлодаре был такой человек, что построил каменную мечеть, занимался духовностью и культурой, я очень обрадовался. Потом задумался и заметил важную параллель: если когда-то в Павлодаре выходец из Ялуторовска построил мечеть, содержал, доносил до людей духовность, то на сегодняшний день, наоборот, молодые выходцы из Казахстана очень сильно помогают Ялуторовской мечети. Есть Арыстан, есть Азамат. Где-то материально поддерживают, забор новый помогают установить, освещение, дверь новую установили. Во все времена люди обращались ко Всевышнему, и самым важным элементом духовности была нравственность. Может быть, какие-то обрядовые моменты в храмах не проводились, но в домах читали священный Коран, провожали в последний путь с молитвой или, например, женили молодых – все это было, – отметил Раиль хазрат.

Больше века спустя

В жизни Абдуфаттаха Рамазанова и его семьи было много счастливых моментов и трагедий. Успешный купец помогал нуждающимся, вырастил четверых детей, но потом всего лишился. Ак мечеть закрыли в 1938 году, а минареты большевики безжалостно снесли. О детях ничего пока не известно. Умер Рамазанов в бедности, похоронен на старом мусульманском кладбище между Химгородками и Лесозаводом. Эти свидетельства успел в свое время объединить в одну книгу писатель и краевед, ветеран Великой Отечественной войны Бикбулат Хазыров. К сожалению, недавно аксакала не стало, спросить подробнее теперь почти не у кого. И для нас было крайне важно собрать максимально возможную информацию, и здесь идею поддержал общественный деятель, основатель поискового движения Прииртышья Жумабек Камзин. Именно он через своих друзей вышел на жителя Тюмени, чемпиона мира по гиревому спорту среди ветеранов Кенесары Койше. Этот человек навел нужные справки, а потом эстафету подхватил его сын Арыстан, который дальше и свел нас с родственниками Рамазанова.

– Это удивительно, спустя более ста лет вдруг приходит весточка. Это такая хорошая неожиданность и для меня, и для моих братьев. Мы не знали, у нас именно этот отрезок родословной немного выпал. Но сейчас по отдельным фрагментам, нашим воспоминаниям складывается определенный пазл. Я еще в детстве, из тех родовых моментов, которые возникали, в разговоре старших не раз слышал: «Павлодарда, Павлодардан». Но ребенком не обращаешь особого внимания. А это постоянно звучало, но я не понимал, при чем тут слово «Павлодар». А еще знали, что у нас на роду был человек, занимавшийся благотворительностью. Старики говорили: «Байлы болган». Тот человек, который может позволить себе строить мечети, уровень богатства у него был приличный. И вот сейчас я соотношу: у нас в деревне Осинова недалеко от Ялуторовска была старая деревянная мечеть дореволюционной постройки. Про нее слышал от нашей покойной тети Фатимы. И она рассказывала, что Осиновская мечеть строилась за счет нашего родственника, но конкретно имя не называла. Про такие темы в то время вообще же шепотом говорили. А потом в этой же мечети муллой был родной брат моего деда. Вот все это как-то сопоставляется, и сейчас, когда вы сообщили про Абдулфаттаха Рамазанова, хочется достоверно установить взаимосвязь с этим человеком. Если он делал добро в Павлодаре, оно должно было найти какое-то отражение и на малой родине. Какая-то связь все равно была, но прервалась в силу исторических событий, которые мы все пережили, что в Казахстане, что в России. Гонения, раскулачивание, репрессии, остаток жизни в какой непростой ситуации он прожил. Если бы не казахстанцы, оно бы ушло в небытие, а сейчас это определенный толчок, и мои братья хотят начать поиск, потому что все мы носители фамилии Рамазановых, – обрадовался доброй вести из Павлодара Салих Мусаевич.

Бабушки из Сандугача

Еще одни родственники купца Рамазанова сейчас живут в старинном татарском селе Аслана. Бывший учитель истории Рафаэль-бабай уже разменял восьмой десяток, занимается краеведением. Он издал сборник материалов о местной школе-мектебе и ее учителях, где в том числе имеются записи о той самой тете Фатиме. Она родилась в 1917 году и приходилась двоюродной сестрой Абдулфаттаху Рамазанову.

– Фатима говорила, что женой Абдулфаттаха является родная сестра Мухамедсафы, а Мухамедсафа – это дедушка моей жены. Дед умер в 1943 году, а бабушка протянула еще шесть лет. Знаю еще, что брат Абдулфаттаха жил в Китае. А когда там началась культурная революция, две его дочери уехали в Алма-Ату. А сын Абдулла кинорежиссером был, он остался в Китае. Вот Фатима из Китая получала письма. А что стало с детьми Фаттаха, мы не знаем. Если бы не эта новость, так бы все забылось, а вы заставили вспомнить и говорить. Теперь наши внуки будут знать, – приоткрыл некоторые ранее неизвестные моменты из семейного древа Рамазановых Рафаэль-бабай Магжанов.

Это уже новая страница

Весть об именитом уроженце Ялуторовска, который жил в Павлодаре, быстро распространилась не только среди местных татар и казахов. Об этом уже знают в администрации района и, конечно, музейные работники и краеведы. Последние считают, что это уже новая интересная страница в истории их края. Специалисты намерены вместе с потомками купца Рамазанова направить запросы в Тобольский и Омский архивы и поискать амбарные книги. Сам Ялуторовск, по официальным данным, был построен в 1659 году, когда появились первые пашенные казаки. В память о тех событиях даже воссоздали деревянный острог. Его открыли на праздновании 350-летия города. А до появления военного укрепления здесь много веков жила большая татарская община, находился центр Сибирского ханства. Последние находки археологов говорят и о более древней истории этих мест.

– На территории острога есть восстановленные избы первых поселенцев, амбар со всевозможной домашней утварью, смотровые площадки и ремесленные мастерские, где умельцы восстанавливают народные ремесла, бытовавшие тут в 17–18 веках. Острог возводили для защиты сибирских поселений Тюмени и Тобольска от набегов кочевых племен. А построен он был под началом пашенных крестьян Петра Ульянова и Елисея Гилева, которые и нашли удобное место на высоком берегу реки Тобол. Здесь были развалины старого татарского городка, от которого осталось только название Ялутора. Сегодня Ялуторовский острог – центр событийных мероприятий, сюда приезжает много гостей, чтобы узнать, как осваивалась Сибирь, как жили здесь первопоселенцы, чем занимались. Проходят различные выставки и фестивали, как «Поющее лето», «Капуста-барыня», «Августовские спасы», «Берендеево царство», фестиваль Дедов Морозов, – провела для нас краткую экскурсию по острогу председатель Ялуторовского Комитета по культуре и туризму Татьяна Бурлакова, добавив, что сейчас их город также ассоциируется как «Блинная столица».

И это не случайно. В городе пекут самый большой в России блин, и этот факт уже зафиксирован к Книге рекордов. Здесь традиционно готовят и много разных татарских вкусностей, а на Наурыз устанавливают юрту и угощают гостей казахским бешбармаком, пловом, самсой и баурсаками. Кулинарные изыски мы успели попробовать в Центре народных культур, а точнее, в офисе ансамбля татарской песни «Сандугач». Апашки из этого коллектива были одними из первых, с кем для поисков потомков Абдулфаттаха Рамазанова связался из Павлодара Жумабек Камзин.

Родственники купца из села Аслана

– Когда мне позвонили из Казахстана, я не знала, что сказать. У меня была такая огромная радость. Сколько много лет прошло, а наши братья-казахи не забыли и ищут потомков этого человека. И гордость взяла, что были такие передовые люди среди моего народа. Аллага шукир, татар болып приехал в Павлодар и там построил Ак мечеть, которая до сих пор служит людям. Загордилась за всех наших татар. Я потому здесь и работаю 20 лет уже после пенсии. Конечно, дети этого человека должны найтись. Он корень заложил, и отростки должны быть, хоть один-два. И вот чем занимается Жумабек, Аллага шукир, он ищет людей, значит, обязательно найдет! Я хочу сказать спасибо павлодарцам, что они чтят, чтят несмотря на то, что он был татарин, не казах, вообще не делят никого на нации. Значит, он был добрым человеком, значит, он заслужил такое уважение и почтение у всего народа, – благословила начатое дело председатель Ялуторовской культурной автономии татар, заслуженный учитель Зухра Кожевникова.

Зухра-апай так искусно владеет гармонью, что напомнила нам легендарную павлодарскую певицу Майру Шамсутдинову. Она же унаследовала от своих предков ремесло ковроткачества и мастерски справляется с уникальным станком, сохранившимся в их центре. Деревянная конструкция до сих пор в хорошем исправном состоянии.

Во время этой краткой командировки на родину купца Рамазанова нам посчастливилось найти и познакомиться с его родственниками, а еще – больше узнать местные традиции и открыть для себя много нового. Например, у аула Аслана нам показали историческую местность «Кашаулская Астана». И здесь находится большое родовое кладбище, где когда-то возвышались величественные мавзолеи шейхов Абдельгазиза и Канджибарди – потомков Хобби хаджи. Об этом говорит вывеска, установленная аксакалами у входа в старинный зират. Но это уже другая история, к которой мы, возможно, еще вернемся. Если снова окажемся в этих местах.