Казахстанские овощеводы добились возможности реализовывать свою продукцию за рубеж. Для этого пришлось на пальцах доказывать министерствам, что «второго хлеба» и моркови в стране в избытке. И запрет на экспорт, приведет к тому, что весной придется «хоронить» сгнивший в хранилищах урожай. Однако послабление коснулось не всех.
Не запретить, но ограничить
Заслон для отечественной овощной продукции приоткрыли на границе. Межведомственная комиссия по вопросам внешнеторговой политики отказалась от такой жесткой меры как временный запрет на экспорт. Но ввела квоту на поставку картофеля: с февраля по апрель из страны можно будет вывезти не более 144 тысяч тонн. Зато моркови – в неограниченном количестве. Чтобы убедить представителей министерств изменить ранее принятое решение члены Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана пересчитали запасы. И выяснилось, что потребность казахстанцев полностью обеспечена. Того же картофеля стране необходимо 615 тысяч тонн. По данным объединения с учетом такого объема экспортный потенциал до июля составляет около 300 тысяч тонн. Что же этому добру, гнить?
Так представители сельхозпредприятий доказали свою правоту чиновникам в высоких кабинетах. Но возникает вопрос – почему же торговый баланс ответственные лица не рассчитали прежде, чем бороться таким способом с инфляцией? Да, и другие страны предпринимают подобные меры. К примеру, в Турции на днях объявили, что в случае скачка цен ограничат вывоз 20 видов продукции, в том числе томатов, картофеля, лука, чеснока и даже арбузов. Но МСХ этой страны обещает поступать, исходя из реальной рыночной ситуации.
Дешевле весной не будет
– Да, у нас ни одно министерство не хотело заниматься подсчетом. Хотя мы довели до сведения, что в имеющихся у ведомств данных не учтены, к примеру, предприятия, которые осенью закупили корнеплоды и затарили склады для последующей реализации. Например, морковь вообще не надо было запрещать. Ее у нас настолько в избытке, что по весне мы ее будем выбрасывать. Но членами Союза была проделана колоссальная работа, которую не выполняли 20 лет. По нашей области, могу сказать, что подключились акимы районов, управление сельского хозяйства, – рассказывает глава крупного сельхозформирования «Актогай-Агро» Александр Терентьев.
Он, как и его коллеги, считает, что внутренний рынок не поглотил бы всю имеющуюся продукцию, и катастрофа растениеводства весной стала бы неизбежна. Обещания госорганов оказать наладить каналы продажи пока в результат не вылились.
– На одном из совещаний, посвященных этому вопросу, я очень эмоционально заявил, что могу отпустить уже на следующий день три тысячи тонн моркови и столько же картофеля по договорной цене. Найдите покупателя! Присутствовали руководители управлений сельского хозяйства всех областей. Аким области Абылкаир Скаков лично писал письма в регионы, оповещая о потенциале наших поставщиков. Но наше предприятие ни одного килограмма после этого информационного штурма не продало, – говорит Александр Терентьев.
Что касается прогноза цен на корнеплоды на весну, то опытный аграрий наших читателей обрадовать не может.
– Что касается цены, по моему мнению, в мае-июне она будет высокой. Это объясняется сезонностью. Картофель хранится по 1 мая, затем мы начинаем его высаживать. Если весна ранняя, то еще раньше. Все стараются избавиться от семенного картофеля, который дальше уже никому не будет нужен. Посевная кампания длится до 4 июня. В этот период раннего картофеля из Карабулака, Шымкента еще нет. Из Узбекистана мы не завозим, потому что договоренности нет, а местный уже закончился. А если и есть южный картофель, он заходит дорогой. В прошлом году весна выдалась на юге страны холодной, образовалась задержка в поставках в две недели. И эти дни показали, что мы не готовы. Чтобы товарно-балансовый перекос не возникал, нужны овощехранилища с холодильным оборудованием, чтобы хотя бы май мы могли бы хранить овощи, – говорит собеседник.
По словам Александра Терентьева, его предприятие только в этом году построило такое хранилище емкостью в пять тысяч тонн.
Напомним, «Наша жизнь» опубликовала мнение ряда руководителей крупных сельхозпредприятий. Тогда решение не было принято, но крестьяне раскритиковали меру, назвав ее чрезмерной. Тем не менее, в январе межведомственная комиссия ее применила, но теперь ее пришлось пересмотреть.
Как у нас часто получается, чиновники едва не разбили лоб, бросившись исполнять поручение по обеспечению продовольственной безопасности. Оказалось, в число «экспортеров» попали обычные казахстанцы, которые, к примеру, хотят угостить дачной картошкой своих детей-студентов, обучающихся в России. На границе изымают и 10 килограммов, ссылаясь на постановление межведомственной комиссии, в котором объем запретной овощной продукции не прописан. Поскольку и принятая система квотирования на них не распространяется, то, видимо, придется три месяца о картофельных посылках из дома забыть.