Павлодарцы самых разных возрастов и профессий объединяются, чтобы помочь воспитанникам детских домов. Уникальный проект так и называется – «Наставники». Его цель – найти для каждого конкретного ребенка человека, который по-настоящему станет для него другом, сможет поделиться собственным жизненным опытом, поддержит дельными советами, научит практическим навыкам, а еще – подарит свою любовь и заботу. Как говорят организаторы, таких людей на весь Павлодар пока не так много, но главное, что они есть. Мы встретились с участниками необычного проекта и узнали много интересного.
В павлодарской деревне семейного типа, которая выбрана пилотной площадкой для проекта «Наставники», сейчас воспитывается 69 мальчишек и девчонок. И, конечно, каждый из них мечтает, чтобы в его жизни появился такой человек, кто сможет выслушать, разделит с ним минуты радости или переживаний, просто протянет руку помощи и станет опорой.
– Мы увидели колоссальные результаты. Дети на глазах становятся другими. Благодаря наставникам судьбы ребят кардинально меняются. Это очень важно. Мы не хотим, чтобы наши воспитанники детских домов жили сами по себе. Нам нужен человек, который изменит нашу жизнь, – отметила директор общественного фонда «Үміт үзбеу», выступающий координатором проекта «Наставники» в Павлодаре, Гаухар Омарова.
Сейчас в проекте участвуют 17 мальчишек и девчонок в возрасте от 9 до 17 лет. У каждого из них уже есть свой наставник. 40-летний Есенжол Карабалин работает огнеборцем в пожарной части №1. Его подопечного зовут Алексей. Мальчишке нравятся настоящие мужские профессии, и он уже изучил многие тонкости пожарно-прикладного спорта.
– Когда я ребятам своим рассказывал, делился своей историей, говорили, что обычно таких денег нет, чтобы помогать финансово. Но ведь благотворительность – это не только помогать деньгами. Я узнал, что можно свое время тратить. Это тоже благотворительность, потому что время к тебе никогда не вернется. Стараюсь так или иначе позаботиться о Леше. Я в детскую деревню прихожу, общаюсь с детьми и тоже положительные эмоции получаю, забываю обо всех проблемах. Он меня в шахматы научил играть, я потом детей своих детей научил в шахматы. И мы вот так общаемся, делимся идеями, мнениями, и в этом есть большие плюсы. Родители мои до этого не понимали, со стороны смотрели: чем сын занимается, бегает, суетится, зачем это надо. И потом в какой-то момент они поняли, что у ребенка нет близких отношений с родителями, ему нужны любовь, тепло. Мальчишка все-таки, какие-то ему мужские навыки нужны, храбрость, смелость. Если он в будущем станет пожарным, это для меня будет причиной для гордости, – по-отечески отзывается о своем подопечном старший инженер СПЧ №1 государственной противопожарной службы.
Коллеги Есенжола прозвали 14-летнего Алексея сыном полка. Мальчик уже побывал в гостях в пожарной части и знает, какая героическая профессия у его наставника.
– Здесь как-то по-другому себя чувствуешь, здесь мужчины. А у нас там только тетеньки воспитатели. Мне здесь все показали, круто. Хочу делать людям добро, чтобы не повторяли ошибок, не бросали детей, чтобы соблюдали технику безопасности, чтобы дети не играли со спичками. Я очень рад, что у меня есть наставник. Когда он появился, у меня стало больше возможностей, стал уверенней, сильнее стал, – поделился своими впечатлениями Алексей Сороколет.
Пожарный, педагог, швея, спортсмен, заводчанин, предпринимательница – в проекте участвуют самые разные люди, но объединяет их одно – желание подарить любовь детям, которым не хватает родительской ласки и тепла. Подопечную Ольги Кутенкиной зовут Милена, ей в этом году исполнилось 15 лет. Как говорят психологи, раньше она была замкнутым ребенком, а благодаря наставнику стала общительной и научилась доверять людям. Сама Ольга по профессии модельер-конструктор, вместе с мужем они воспитывают двоих сыновей.
– Стала более открытой, а раньше практически ни с кем не знакомилась, избегала посторонних людей. Не любила кому-то рассказывать о себе, потому что это люди временные, сегодня знакомы, завтра нет, зачем, чтобы они что-то знали про меня. Теперь взгляды на жизнь поменялись. У Ольги родители хорошие, я ездила к ним, они живут в деревне, мне понравились. Со временем я говорила с ее мамой, – очень хороший человек. О многом говорили с ней, о многом могли говорить. Ольге я очень доверяю, – рассказала восьмиклассница Милена Архипова.
Ольга научила девочку кроить и шить красивую одежду по лекалам мировых брендов. Теперь это их любимое занятие на двоих. Кстати, искусство шить в их семье – это традиция. Как рассказывает Ольга, этим ремеслом занимался ее дедушка, потом отец, и теперь она передает этот опыт своей подопечной.
– В первый раз, когда только познакомились, конечно, немного переживала о том, как все сложится. Но за три года мы привыкли друг к другу. У меня двое сыновей, а теперь вот появилась Милена. Мы с ней большие друзья. Она хочет поступать в военную академию. Я не против, будем к этому потихоньку стремиться и заниматься спортом. Я ее выбор поддерживаю. Раз она хочет – я ей в этом помогу, – говорит Ольга, добавив, что если надо, то готова ходить с ней в тренажерный зал и даже вместе учить строевой шаг и армейский устав.
– Быть военным – это моя мечта. Не могу объяснить, но мне это нравится. Просто мужчины сейчас – не мужчины, многие стали более женственными. А я хочу защищать людей, я за честность. У меня есть характер, у меня стержень крепкий, мне нравится преодолевать сложности. Буду защищать Родину, – твердо заявила Милена.
При том, что у всех наставников есть работа, семья, дети, родители, другие важные дела, они каким-то образом находят время, чтобы съездить в детский дом, навестить подопечных и быть с ними на связи 24 часа в сутки. Никто из них не отказывался от интервью, находя сто миллионов отговорок, как это часто бывает, а доходчиво и просто рассказали о том, почему решили посвятить жизнь этим детям.
– Немножко было сложно, но только вначале. Все-таки новый человечек со своим характером, со своими целями и задачами. Но за время наших встреч мы больше узнавали друг о друге, узнавали вкусы, интересы и, конечно же, старались говорить о будущем, о том, кем Даша хочет стать, когда вырастет. Мой муж, мои дети сразу поддержали меня, потому что взять еще кого-то в семью – это мысль была у нас давно, об этом мы мечтали и говорили. Но как всегда откладывали на потом, потом уже пошли свои дети, внуки, ну а здесь появился такой хороший проект, и я решилась. На данный момент мои дочери переживают вместе со мной, они уже взрослые, двое живут в Нур-Султане, приглашают в гости. Знают о моей дружбе с Дашей и мои внуки, и они тоже подружились с ней. Я счастлива, что встретила ее, я помогаю и стараюсь поддерживать ее во всем, и она меня тоже, – рассказывает о своем опыте наставничества учитель английского языка Данна Серимбаева.
Дарье Мухамеджановой сейчас 14 лет. Вместе с наставником они очень много времени проводят за домашними делами, пекут разные вкусности, а еще создают шикарные картины из бисера и тысяч разноцветных бусинок. В будущем девочка хочет стать кондитером, а потом открыть свое уютное кафе. Но это все в планах, а пока Данна передает ей свой жизненный опыт и учит простым навыкам, которые обязательно помогут ей в жизни.
– Поначалу я очень боялась, потому что не знала, как это все сложится. Ведь не хочется лишний раз разочаровываться в людях. Но потом мы стали больше общаться, вместе проводить много времени. И сейчас у нас все хорошо! Научилась готовить самсу, пирожки, баурсаки, разные блюда. Я лично очень изменилась, стала более открытой и перестала стесняться, – признается Даша.
Накануне в детской деревне прошла первая встреча с новыми наставниками. Каждый из них получил допуск после специального обучения и собеседования с психологами. На этот раз отобрали четыре человека. Самыми молодыми участниками проекта стали Данияр Байниязов и Мила Бересневич.
– Как-то днем ехал по городу и увидел билборд. Там была информация о проекте. Меня он заинтересовал, и это привело к тому, что сейчас я нахожусь здесь. Хочу сделать что-то значимое в своей жизни. У нас с Богданом прошла первая встреча. Познакомились, немного поговорили, вместе рисовали, думаю, что он начинает раскрываться, начинает мне доверять. Думаю, что у нас все получится, – говорит 28-летний экономист Данияр Байниязов.
А вот Мила Бересневич занимается бизнесом. Она, как и Данияр, о проекте «Наставники» узнала случайно и без раздумий решила подать свою кандидатуру.
– Мое решение было связано с тем, что, воспитывая своего ребенка, поняла, что у меня есть дополнительные силы и энергия, чтобы позаботиться еще о ком-то. Но главное для меня, что в этом проекте не наставник нужен подопечному, а именно подопечный заряжает этими силами, добротой, какими-то направленными действиями своего наставника. То есть, находясь в этом проекте, наставник аккумулирует свою энергию и помогает развитию ребенка. Ты об этом ребенке думаешь и понимаешь, что он питает надежды, и появляется такая же ответственность, как за родного ребенка. Мою подопечную зовут Адемау, она небольшого возраста. Я четко понимаю, что нам предстоит очень большой путь, потому что есть дети, которые старше по возрасту, это уже подростки, а нам всего лишь 9 лет. Значит, у нас еще такие интересные годы впереди, за которые нужно строить планы, расписывать, что делать дальше, – рассказала Мила.
Каждая история, рассказанная нашими героями, – это целый мир, полный самых разных красок. Сами наставники – очень простые люди. Они не выпячивают себя, не строят из себя важных персон, не кричат на каждом углу о том, чем занимаются, и не просят за это вознаграждения.
– Это добрейшей души люди, которые может быть еще не всю любовь передали детям. Есть наставники, которые по каким-то причинам и обстоятельствам не имеют собственных детей. Но у них огромное сердце, и они передают частичку своего сердца нашим детям. И ребята с ними раскрываются, становятся раскрепощенными, жизнерадостными, у них появляются новые хорошие интересы. Ведь есть дети, у которых наблюдалось девиантное поведение, но, обретя наставника, они меняются, меняется их представление о мире, об окружающем, о людях, – они становятся совершенно другими, – отметила директор павлодарской детской деревни семейного типа Гульбагда Каримова.
В настоящее время проект «Наставники» реализуется в 12 регионах Казахстана при поддержке фонда «Дара». Каждый кандидат проходит через жесткий отбор. Подобрать пары помогают психологи, которые тщательно изучают и оценивают особенности характера, общие интересы, вкусы и даже жизненные принципы взрослых и детей.
С 2010 года в Павлодарской области закрылось 10 детских домов, за три последних года контингент организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократился на 25,6 %. Сейчас под опекой воспитываются 1077 мальчишек и девчонок, еще 109 – в патронатных и 33 в приемных семьях.
Если вы желаете стать наставником для ребят, которые остаются в детских домах, можете обратиться в нашу редакцию либо напрямую в общественный фонд «Үміт үзбеу».