Суббота, 2 ноября
Меню

Права и обязанности: от частного к общему

  • Салауат Темирболат-улы
  • 915
Права и обязанности: от частного к общему
фото из открытых источников

В дни празднования 25-летнего юбилея Основного закона Республики Казахстан было немало обсуждений: о правах, свободах и обязанностях граждан. Мировая пандемия и карантин на многие вещи заставили взглянуть по-новому. Кто-то ратует за то, чтобы государство взяло на себя все обязанности, оставив для граждан лишь права. Другие говорят о том, что каждый гражданин – член общества и вправе не только решать, как лучше строить жизнь в государстве, но и активно участвовать в этих улучшениях. Без домыслов и кривотолков о правах и обязанностях активного гражданского общества рассказывает наш эксперт Виктор Деймунд.

Как достичь баланса в работе местного самоуправления? Как сделать, чтобы члены сообщества, отбросив иждивенческие настроения, научились справляться с посильными проблемами самостоятельно? И чтобы выдвигали инициативы и предлагали решения? Но при этом сохраняли бы законность, открытость, избегая радикализма, фейков и дезинформации? Как правильно расти и развиваться сообществам с рациональным принципом «доверяй, но проверяй»? Каким образом объединять усилия и консолидироваться, при этом соблюдая нормы прозрачности и получая пользу от информированности?
Ответить на непростые вопросы мы пригласили эксперта, без активного участия которого в Казахстане сложно представить общественное движение и развитие местного самоуправления. Павлодарец Виктор Деймунд не раз становился героем наших публикаций, с разъяснениями и решениями различных проблем жителей региона в частности и республики в целом. О каждой из его внедренных инициатив можно написать цикл статей. Но даже краткий список пунктов из его трудовой и общественной деятельности, которые, по сути, неразделимы, дает представление о масштабе личности, высочайшем профессионализме, таланте организатора и удивительном трудолюбии.
Виктор Георгиевич Деймунд – депутат Павлодарского городского маслихата по 23-му избирательному округу. По образованию инженер-механик. В 80-х руководил дворовым клубом, был методистом в Республиканской зональной комсомольской школе. В 90-х стал заместителем начальника управления по делам молодежи, туризма и спорта акима Павлодарской области, затем начальником отдела областного управления информации и общественного согласия. В 2000-х – руководитель общественный фонд «Десента». С 2003 года и до настоящего времени возглавляет ОО «Союз Чернобыль» Павлодарской области, занимается социальной и правовой защитой, медицинской и социальной реабилитацией ликвидаторов.
Виктор Деймунд – участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Когда произошла техногенная катастрофа, ему было 27. В ликвидаторы ушел добровольцем. Был замполитом роты, находился в Чернобыле с октября 1986 года по январь 1987-го. Ликвидаторы расчищали крышу 3-го энергоблока. Часть, в которой находился Деймунд, пошла первой удалять радиоактивный мусор с максимальным уровнем радиации в 3500 рентген в час. Разовая смертельная доза считалась 300 рентген. Работали по минуте. Деймунд провел 35 минут в одной из самых опасных зон. Затем занимался дезактивацией населенных пунктов в Гомельской области.
По возвращении домой Виктор Деймунд с однополчанами организовал сначала казахстанскую национальную республиканскую организацию, а потом и региональную – для защиты прав ликвидаторов. В свое время, будучи председателем Ассоциации юридических лиц «Союз Чернобыль» РК, он от лица 11 региональных объединений активно участвовал в разработке и продвижении принятия закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Собирал информацию для создания реестра чернобыльцев – системы персонифицированного учета ликвидаторов аварии на ЧАЭС и их потомков. Деймунд поясняет: это необходимо для безопасности и сохранения будущих поколений казахстанцев.
Виктор Деймунд – основатель национального скаутского движения Казахстана. Под его руководством организация вошла во Всемирное скаутское движение.
Активно участвует в жизни казахстанского общества немцев «Возрождение». Деймунд – один из инициаторов создания, а позже  один из руководителей Гражданского Альянса Казахстана. Виктор Георгиевич инициировал и участвовал в разработке многих законов, от которых напрямую зависит развитие казахстанского гражданского общества, концепция молодежной политики, деятельность НКО, местного самоуправления и т. д.
Тему для нынешней беседы выбрали такую: «Права и обязанности: от частного к общему». Ведь даже один осознанный шаг в верном направлении может стать началом большой дороги, которая приведет к чему-то новому.
– Виктор Георгиевич, в последние годы в Казахстане активно проводится процесс разгосударствления, в частности передача функций различных госструктур непосредственно органам местного управления (например, маслихатам), либо в формате государственно-частного партнерства, или в самоуправление общественным объединениям и инициативным группам. Для чего это делается? Что это дает населению?
– Да, еще в 2015 году, я от АЮЛ «Союз Чернобыль» РК участвовал в общенациональном проекте по передаче некоторых полномочий и государственных соцуслуг неправительственным организациям. Уже тогда участники проекта были едины во мнении, что гражданский сектор в лице НПО может и готов взять на себя ответственность по оказанию ряда государственных услуг населению на высоком уровне. Вместе с тем мы отметили, что такую работу нужно проводить поэтапно, постепенно передавая функции и услуги в гражданский сектор. На сегодняшний день общественные организации оказывают населению ряд услуг через государственный социальный заказ. Например, оказание помощи одиноко проживающим пенсионерам на дому, такси для людей с ограниченными возможностями и другое. В результате этого улучшается качество услуг, уменьшается их себестоимость, увеличивается вовлеченность людей в проведение социальной работы. А также повышается инициативность граждан, формируется личная ответственность каждого участника процесса.
– Как вы считаете, готовы ли граждане сами справляться с проблемами, защищать свои права и соблюдать обязанности? Они знают, на что имеют право, а что обязаны выполнять?
– Каждый гражданин нашей страны в силу самого факта своего гражданства имеет права и несет обязанности. Они закреплены в Конституции и законодательстве нашей страны. А для того, чтобы пользоваться правами и выполнять обязанности, их надо знать. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что наши граждане не владеют необходимой информацией. Ко мне, как к депутату гормаслихата и председателю «Союза Чернобыль», часто обращаются за консультацией граждане по, казалось бы, очень простым вопросам. Исходя из этого, я делаю вывод, насколько низка правовая культура общества. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность знакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. Надо отметить, что в последние месяцы появилось достаточно много семинаров, вебинаров, в том числе в онлайн-режиме, на тему прав и свобод граждан Казахстана. И это радует. Информированность повышает уровень самосознания.
– Какие механизмы и методы в этой сфере у нас применяются? И что еще нужно освоить людям?
– Я думаю, что приемы граждан акимами и другими сотрудниками государственных органов, общественные приемные политических партий, общественных советов, НПО решают эти вопросы. Средства массовой информации тоже помогают с этим разбираться. Хорошей практикой может быть колонка юриста в каждой газете, бесплатная юридическая служба, в том числе по телефону. Необходимым подспорьем могут быть интернет-ресурсы по разработке маршрутов действий граждан, разъяснений круга полномочий различных госструктур, короткие, но емкие видеоролики, памятки, баннеры.
– Кому больше доверяет население – госорганам или общественным организациям? И почему?
– Я бы не так поставил вопрос. У государственных органов и общественных организаций различаются возможности. И большая часть вопросов населения решается государством. Как правило, общественные организации создаются для решения таких вопросов, которыми не занимаются госорганы. Или когда считают, что госорганы этими вопросами занимаются недостаточно или не так. Оптимальный вариант, с моей точки зрения, это когда вопрос решается совместно госорганами и общественными организациями или инициативными группами.
– Расскажите о проекте, который координируете, – «Благополучие местных сообществ: участие граждан в принятии решений».
– Очень интересный проект. Его реализует Общественный фонд «Инициатива граждан» при поддержке НАО «Центр поддержки гражданских инициатив». В этом проекте сильная команда. Мне предложили роль координатора проекта. Проект осуществляется в восьми регионах Казахстана: Павлодарская область, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Акмолинская, Алматинская, Джамбульская, Северо-Казахстанская, Костанайская области. В нем разработана и апробируется методология по оценке благополучия местных сообществ, созданы инициативные группы (не менее двух групп в регионе: город – село). Разработан план действий по развитию местных сообществ в восьми регионах. Мы хотим донести до наших граждан, что местное самоуправление – это, подчеркну, реальный механизм ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ!
Приведу такой пример. В течение двух лет в Павлодаре осуществлялась программа по благоустройству дворовых территорий. Были выделены большие бюджетные средства. Казалось бы, все хорошо. Но в ходе выполнения работ, когда смета и проекты были уже утверждены и частично реализованы, со стороны населения стали поступать критические замечания и предложения. В этот момент поменять что-либо было уже невозможно. А обсудить проекты благоустройства дворов загодя было не с кем. И другой пример. Общественная организация провела конкурс на лучший проект благоустройства двора. От инициативных групп жителей нашего города поступили интересные проекты. В результате было определено пять лучших проектов, реализовать которые не смогли из-за отсутствия финансов. Решить такие и подобные задачи как раз и должно местное самоуправление. Я предлагал и предлагаю сейчас создать в каждом избирательном округе территориальные советы местного самоуправления, в которые могут входить депутат, руководители учебных заведений, предприятий, КСК, находящиеся на территории этого микрорайона, участковый инспектор, инициативные граждане. Именно такой состав может выявлять проблемные вопросы микрорайона, вносить предложения в госорганы для их решения, а также мониторить ход выполнения работ. На сегодня существует Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении». Но, чтобы он работал в полную силу, необходимо понимание населением своих прав и возможностей в системе местного самоуправления. Поэтому в проекте запланировано проведение 16 обучающих семинаров в 8 регионах Казахстана с общим числом участников около 500 человек. Первые два семинара пройдут в Павлодарской области 3–4 сентября 2020 года в онлайн-формате. Планируется участие не менее 60 человек: представители инициативных групп, НПО, местных государственных органов из городской и сельской местности. На семинарах поговорим об интересных примерах участия граждан, НПО и инициативных групп в решении местных проблем и улучшении благополучия местных сообществ, о которых мы узнали в ходе проекта. В рамках проекта будут разработаны и распространены методические материалы о развитии местного самоуправления в Казахстане. В том числе с эффективными примерами участия граждан в решении проблем местного сообщества по республике. Планируем вовлечь в процесс большое количество НПО и инициативных групп. А главное – будут подготовлены предложения по этому вопросу в адрес правительства. Надеемся, что эта работа не закончится действующим проектом. И на следующий год при поддержке НАО «ЦПГИ» будет продолжена.
– В какой сфере вы наблюдаете наибольшее количество вопросов, жалоб, обращений? Какие проблемы волнуют граждан?
– Этот вопрос ко мне, наверное, как к депутату городского маслихата. Спектр вопросов очень большой: благоустройство дворов, установка детских и спортивных площадок, асфальтирование дорог, освещение, уборка мусора и снега, обрезка деревьев, по ремонту школ, по восстановлению асфальтного покрытия после ремонтных работ, по подаче воды и тепла, по переименованию улиц. Много обращений с личными вопросами: по жилью, по социальной помощи, по трудоустройству, по комфортности проживания, по оказанию финансовой и материальной помощи и т. д. Часть вопросов решалась сразу. По некоторым вопросам делались депутатские запросы. Если решение вопроса требует финансовых затрат, вношу предложения в бюджет, при его формировании и уточнении. Мне нравится, когда граждане обращаются с какими-нибудь общественными инициативами: по благоустройству и озеленению города, по площадкам для выгула собак, по государственному социальному заказу, по приюту для животных, по содержанию и защите зеленных насаждений, по социальным вопросам людей с ограниченными возможностями. Стараюсь поддержать такие инициативы.
– В период пандемии и карантина ситуация как-то изменилась? Какие жизненные сложности населения вышли на передний план?
– Появились сложности в экономике региона и всей страны. Часть населения лишилась работы и, соответственно, доходов. Обнажилось много проблем. Не могу сказать точно, но думаю, что социальные проблемы – безработица, снижение уровня доходов населения, общее состояние тревоги – заметны всем. Но отчаиваться не надо. Надо системно заниматься восстановлением и развитием экономики. Считаю важным рычагом в этой работе развитие местного самоуправления. Шире вовлекать население в этот процесс, в том числе в формирование эффективных бюджетов городов, районов, области и их мониторинг.
– Каковы различия в проблематике и особенностях развития самоуправления в городской и сельской местности?
– Это очень объемный вопрос для большой отдельной статьи. Хочу выделить основные проблемы. Прежде всего, это низкая активность населения и неготовность государственных структур. Граждане слабо участвуют в процессах местного самоуправления, и на это имеется много причин. Их беспокоит снижение уровня жизни (низкий уровень зарплат, пенсий, рост цен, инфляция), но они не видят реальных возможностей местной власти по решению этих вопросов. Они не верят, что их участие в местном самоуправлении что-то решит, и все время они посвящают своей работе, а также бытовым вопросам. Общественная активность не дает материальных или карьерных выгод. Принудить граждан участвовать в решении вопросов местного значения невозможно. Их необходимо к этому мотивировать. В настоящее время большинство граждан либо не видят возможностей для участия в принятии решений, либо не считают это необходимым, полагаясь на органы исполнительной и представительной власти. При этом они сталкиваются с подъездами и дорогами, требующими ремонта, неосвещенными улицами и отсутствием детских клубов, одинокими, забытыми всеми стариками и другими проблемами, которые возникают на территории проживания. В общем, барьеры со стороны граждан: недоверие к власти, пассивность населения. Большинство населения все еще видит роль государства в регламентировании всей системы обитания человека – от рабочего места до уклада семейной жизни, отсутствие практического опыта самоорганизации и свободной реализации инициативы. Недостаточная готовность граждан участвовать в формировании органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения.
С другой стороны, вторая проблема, которую я затронул, это неготовность или нежелание государственных органов вовлекать население в процессы местного самоуправления. А пример взаимодействие местной власти и жителей не всегда является эффективным (ежегодные отчеты, приемы граждан и т. п.). В своей работе акиматы редко опираются на общественное мнение. Роль маслихатов как органов представительной власти заключается больше в утверждении программ, нежели в их разработке. Население принимает участие в процессе разработки и реализации программ только посредством подачи индивидуальных жалоб на уже принятые решения. Поэтому местным органам власти необходимо предоставить населению возможность решать вопросы, непосредственно влияющие на повседневную жизнь, создавать условия, позволяющие гражданам брать на себя ответственность, больше поддерживать гражданские инициативы, НПО, действовать с позиции сотрудничества, решать проблемы консенсусом, использовать власть для объединения жителей для решения проблем. Думаю, что в сельской местности развивать местное самоуправление легче. Но в городах это тоже надо делать.
– Какой зарубежный успешный опыт нам стоит перенять, на какие модели развития ориентироваться?
– Модель местного самоуправления управления Казахстана достаточно сложно привязать к какой-либо из моделей муниципального управления других стран. Это обусловлено наличием своеобразного исторического опыта местного самоуправления, отличного от западного. Лично мне нравится модель местного самоуправления в ФРГ, где инициатива населения широко поддерживается госорганами. Там люди участвуют в формировании и распределении бюджета, сами организовывают и проводят фестивали и праздники, активно занимаются благоустройством своих городов и сел. Изучая и учитывая позитивный зарубежный опыт, нам необходимо вырабатывать собственную модель самоуправления с учетом государственного устройства страны, региональной специфики (большая территория, низкая плотность населения, значительное расстояние между компактно проживающими группами населения), прошлого опыта отечественной истории, накопившего немало полезного в сфере аульного самоуправления, местных традиций и культуры, экономических и других условий. Как показывает опыт зарубежных стран (например, бывшей ГДР), передача государством своих функций и финансов местному самоуправлению не должна быть резкой и кардинальной.
– Назовите три наиболее важных качества для развития активного гражданского общества?
– Первое – учет мнения общественности в планировании и принятии решений. Второе – привлечение общественности к участию в реализации уже принятых программ, в том числе к участию в мониторинге за расходованием бюджетных средств. И третье – вовлечение жителей в анализ того, что происходит, причин и последствий принятых решений.
– В чем, по-вашему, заключается личная гражданская активная позиция? И чего каждому из нас пока еще не хватает, чтобы построить полностью осознанное гражданское общество?
– Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, его сознательные действия в отношении к социуму и миру в целом. А чтобы построить развитое гражданское общество, на данном этапе надо просто любить свою семью, уважать друзей, соседей, любить свой город, свою страну и своими активными действиями стараться сделать их как можно лучше.

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.