Среда, 11 декабря
Меню

Отходы и доходы

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2776
Отходы и доходы

Павлодарские экологи, общественники, депутаты и журналисты посетили полигон твердо-бытовых отходов и цеха предприятия ТОО «Спецмашин» по переработке мусора. С 1 января 2019 года по закону в республике собирать бытовой мусор нужно будет только раздельно, как принято во многих странах. Практика сортировки отходов для Казахстана новая, и для ее внедрения понадобятся дополнительные средства. Тем самым услугугодатели объясняют необходимость повышения тарифа на вывоз мусора. Что делается уже сегодня, специалисты единственной в городе организации по вывозу отходов показали и рассказали на месте.

Мусор – не грязное дело
— В городе есть полигон ТБО и предприятие, занимающееся не только вывозом мусора, но и переработкой отходов, — поясняет цель ознакомительной экскурсии руководитель ТОО «Спецмашин» Суиндик Нурумов. – К переработке мы подходим с научной точки зрения. Некоторые моменты планируем запатентовать. Считаю, что Павлодар должен идти впереди других, наш город всегда отличался чистотой. Но нужно понимать, что предприятие не должно работать в убыток, чтобы развиваться, поддерживать должный уровень услуг для населения и улучшать их.


Суиндик Нурумов, чье предприятие занимается удалением и утилизацией твердых отходов поясняет, — средства на чистый город должны поступать из разных источников, в том числе и из бюджета. В Казахстане существует РОП (принцип расширенных обязательств производителей). ТОО «Оператор РОП» организует сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание и утилизацию отходов. В целях компании – создание единой системы управления ТБО в стране, максимальное предотвращение образования отходов и создание замкнутых циклов использования упаковочных материалов.
— Производители упаковки отчисляют средства на ее будущую переработку. Сейчас готовятся пилотные проекты по раздельному сбору мусора в нескольких городах Казахстана. Так, в такой проект в Астане планируется вложить около пяти миллиардов тенге, в Караганде и Костанае – примерно по два миллиарда (на новые мусоровозы и контейнеры). По включению Павлодара в пилотный проект в числе первых нами направлены заявки в соответствующие ведомства. Министр Бозумбаев уже ответил на мое письмо, он отметил, что сейчас идет обсуждение правил выделения этих средств. Есть ответ акима области. Пока ждем разрешения оргвопросов, чем РОП сможет поддержать сортировку и переработку отходов в Павлодаре.


Оплата за работу по вывозу и переработке мусора должна быть такой, чтобы, в том числе, устроить организацию, которая этим занимается, считает Нурумов. Тариф не поднимался с 2013 года. За это время выросла стоимость ГСМ, деталей для ремонта машин.
— Налоговых льгот нет. Я бизнесмен, не могу работать бесплатно — у меня большой коллектив, людям надо платить зарплату, — говорит руководитель ТОО «Спецмашин». — Другой вопрос – есть бюджетные средства, деньги налогоплательщиков, на которые внутриквартальные территории для удобства жителей должны содержать в порядке. Для этого и существуют налоги, чтобы город благоустраивался, и мы все получали обслуживание. Что делается уже сегодня, мы можем показать.


Летающих пакетов на свалке не наблюдалось. Полигон, где складируется весь городской мусор, периодически пересыпается землей. Внутри свалки образуется метан, правда, использовать его пока не позволяют объемы. Анализы воды и земли берутся регулярно, пояснили присутствующим. На полигон ТБО ежедневно заезжает 250 мусоровозов. Сейчас на предприятии 60 машин, 45 — каждый день на выезде. Требуют замены – все. Пока предприятие спецмашин не может приобрести новые, действующего тарифа не хватает для обновления автопарка.

— В городе должны работать современные машины. У нас много средств уходит просто на постоянный ремонт — машины такие уже 20 лет не производят. Те, что у нас есть, хоть и ухоженные, но давно выработали все сроки эксплуатации. В нашем компактном городе технику с задней загрузкой тяжело использовать, а в новых дворах будем переходить на новые евро-контейнеры, где не тесно. Сам тип машин давно нужно менять, оставляя технику с боковой загрузкой только для старых маленьких дворов, — поясняет Нурумов.
На полигоне работает 30 человек: пять бульдозеров, в каждой смене больше 10 сортировщиков конвейера, мастера, грузчики. Коллектив предприятия «Спецмашин» — 350 человек. Многие работают по 30 лет, имеют награды за труд от местных властей. В 5 утра вне зависимости от погоды – выезд на маршрут. Текучки кадров нет, а вот дефицит имеется – нужны квалифицированные токари, слесари, сварщики. По городским меркам зарплата достойная, но руководитель считает, что хорошим специалистам за сложный труд нужно платить больше.

С 2019 года сгружать на свалку мусор без разделения будет нельзя: вступит в силу запрет на его прием на полигоне ТБО. В том числе и строительного материала. Сейчас его закапывают слоями, пересыпая грунтом со старого полигона, как инертный материал. «Специально мы такой мусор не завозим, но пока нет сортировки и переработки, временно принимаем – как указано в нормативном акте», — поясняют в ТОО «Спецмашин».
На территории полигона оборудован ангар. Из привезенного мусора вручную выбирают и сортируют пластиковые бутылки, разделяя тару различного состава. Оснащение приобретено в Китае, многое изготовлено своими силами на предприятии. Из полиэтиленовой пленки изготавливают новые мешки, из пластиковых бутылок – крошку и гранулы для новой продукции. «Казбытхим» покупает сырье, выдувает из пластиковой крошки емкости для «Белизны». Эти же бутылки после использования опять попадают на свалку, выбираются и снова идут в переработку. Пробовали выпускать из макулатуры туалетную бумагу, но линия слишком зависела от человеческого фактора, и выйти на плановые показатели тогда не удалось. Восстановить производство доступных по цене рулонов «Иртышской» планируется через два года, но оборудование будут брать уже с автоматизированной системой управления, чтобы избежать прошлых недочетов.

А в цехе на полигоне, построенном работниками «Спецмашин», планируется производить тротуарную плитку и бордюры из переработанного пластика с песком, которые должны простоять от 50 до 100 лет. В ход пойдет тот пластик, который уже не подлежит вторичной. Мощный пресс, дробилка, готовится транспортерная линия и другое вспомогательное оборудование. Пробную партию плитки бизнесмен планирует получить уже в марте. По его словам, полученная продукция будет нетоксичной, негорючей и прочной, с соответствующим сертификатом качества. В планах – наносить на бордюры нестираемую светоотражающую краску.
Бытовки, душевые, столовая и прочие условия в цехе на полигоне есть. Но запах все равно специфический. Работа не из легких, в то же время люди трудоустроены, проходят медконтроль, да и зарплата, говорят, устраивает. Есть и вольнонаемные работники по сбору тары. Насчет ручной выборки мусора руководитель «Спецмашин» пояснил, что пока в мире не придумано ничего, что облегчило бы задачу, и везде мусор сортируют руками люди. Кроме металла, который выбирают магнитом. Остальные сегменты неоднородных отходов отличить и отделить друг от друга может только человек.
— Перерабатывающий комплекс на нашем предприятии рассчитан на 100 тонн в месяц. Где взять сырье, чтобы загрузить производство и вывести его на самоокупаемость? – рассказывает Нурумов. — Пока необходимый мусор выбирается на полигоне вручную из того, что привезли. Нужна сортировка. Поэтому мы приобрели помещение в промзоне с инфраструктурой. Многое оборудование на предприятии с автоматизированной системой управления сконструировали и изготовили сами. Своими силами мы поставим сортировочные линии – это будет дешевле, чем импортное оборудование, и именно того качества, что нам нужно. Группа инженеров и слесарей уже работает над этим. Сортировочный центр в несколько линий, где будут из общей массы отделять все, что подлежит переработке — пластик, бумагу, алюминиевые банки, стекло и т.д., собираемся запустить уже осенью 2018 года. Поначалу весь поток отходов будет приезжать в пункт сортировки в общей машине. Но уже будет резон сбора сухого мусора (бумаги, пластика) из отдельных сеточных контейнеров. Для них нужны эвакуаторы, в планах у нас приобретение нескольких единиц этой техники. Собранный сухой мусор будет отправляться уже не на полигон, а на сортировочный пункт. На полигон пойдут только остатки, не использованные в сортировочном комплексе. Таким образом, емкость полигона уменьшится, а количество переработанного мусора увеличится.
Ахан Омирбек, кандидат технических наук, член палаты экологических аудиторов РК, директор фонда «Центр компетенций по экологическим технологиям» и его коллега Асем Арисланова поинтересовались, как пересекаются эти планы с тем, что немецкие бизнесмены хотят строить у нас мусороперерабатывающий завод?
— Что такое мусороперерабатывающий завод? Это не урна, куда кинул мусор, а на выходе получил переработанный продукт. Каждый вид отходов перерабатывается отдельно, а не в одном котле, — пояснил Суиндик Нурумов. — Даже бутылки разделяют по цветам, а пробку вообще отдельно отбирать надо. Есть сортировочные линии по сегментам мусора, и переработка отдельных видов. Поэтому в любом случае начинать надо с сортировочного комплекса – так делается во всем мире. К нам приезжали специалисты из крупных городов России, и им есть, чему у нас поучиться.
— Впервые такой специфический бизнес открыто приглашает общественность, чтобы показать свою деятельность — это прецедент в рамках года экологии, — поделилась впечатлениями Асем Арисланова. — Я бывала на многих мусороперерабатывающих предприятиях Европы и Азии, и все увиденное мной сегодня в Павлодаре не ново, известно и понятно. Хватит ли сырья иностранным бизнесменам для переработки?


— Они хотят перерабатывать то, что уже лежит на полигоне, — говорит Суиндик Нурумов. — Точнее, системой пиролиза сжигать и получать тепло, затем электроэнергию, и продавать ее. Но зачем сжигать полиэтиленовую бутылку, если ее можно вернуть в оборот?
Инвесторам, по словам Нурумова, придется вложить сумму от 10 миллионов долларов. Так, в Астане было вложено 100 миллионов долларов – средств банка, а не бюджета, но и там пока нет переработки мусора, только его сортировка. В Алматы планируется вложить пять миллиардов тенге. Павлодар пока еще ждет инвесторов.
— Экологический кодекс достаточно жесткий, бюджет не помогает – мы сами делаем сортировку, и тариф должен соответствовать уровню, — резюмирует тему тарифообразования Нурумов. — Планируется поднять тариф на вывоз мусора на 100 процентов — по методике расчета министерства энергетики нельзя отойти никак, она согласована. Люди боятся фразы «стопроцентное повышение». Но юридическим лицам тариф не поднимут, а физические лица, при утверждении нового тарифа, будут платить вместо 160 тенге — 322 тенге в месяц с человека. Льготным категориям стоимость будет ниже, в том числе малообеспеченным и многодетным семьям. Если уже законодательно решен вопрос с раздельным сбором мусора, нужны другие машины – а это неизбежное увеличение тарифа.
Для сравнения: в Семее тариф на вывоз мусора – 220 тенге, в Алматы 553 тенге. Депутаты в Павлодаре должны рассмотреть заявки на повышение тарифа уже в марте. Сессия в Аксу по тарифу 293 тенге уже состоялась, тариф утвержден.

Сначала – цех сортировки, потом – раздельный сбор
Во время посещения полигона и цехов предприятия независимый павлодарский эколог Юрий Павленко больше беседовал с персоналом, представители «Центра компетенций по экологическим технологиям» интересовались соблюдением санитарных норм. После экскурсии все собрались, чтобы обсудить полученную информацию. Руководитель ТОО «Спецмашин» выслушал пожелания и вопросы общественников, экологов, депутатов и прессы. В том числе и по возникшим жалобам населения о случаях захламления контейнерных площадок.
Не были выделено средства на внутриквартальную уборку территорий фирме, которая раньше этим занималась. «Спецмашины» убирают мусор ежедневно, но дежурить весь день у баков нет возможности, говорят на предприятии. Раньше была кооперация вложений предприятия с бюджетом, и специально нанятые дворники убирали площадки в течение дня, в том числе негабаритный мусор или то, что жильцы бросают мимо контейнеров. Сейчас средства из бюджета для этих целей не выделяются. «Внутрикварталку» упускать нельзя, и деньги на эти цели нужно выделять, считает Нурумов.
— Сразу видно, что на предприятии хорошо организован труд, соблюдается техника безопасности. Ахан Омирбек Налажено все на том технологическом уровне, который есть у нас в республике. Но как быть с частным сектором, выбрасывающим горячую золу прямо в баки?


— Проблема в том, что машины постоянно горят, люди выбрасывают незалитую золу в общий контейнер. В городе уже есть специальные контейнерные площадки, — поясняет Нурумов. — На Втором Павлодаре пока нет, их должен делать бюджет. Причем, один контейнер – под золу, другой – под ТБО. На Кутузова есть огороженные площадки, чисто, люди привыкли за ними следить, машине удобно подъезжать, ничего не разлетается, — говорит директор ТОО «Спецмашин».
— Ведется ли работа с КСК по этим вопросам? Чтобы воздействовать на дворы, где постоянно грязные площадки, — депутат городского маслихата Аурика Дяк озвучила запросы избирателей. — В тех странах, где мусор сортируют, за нарушение экологических правил – грязь на площадке, неверную сортировку и т.д. – наказывают. И у нас есть нормы в административном кодексе, чтобы штрафовать нарушителей.


— Полномочия санитарной полиции в этом плане передали участковым. Так не получится, чтобы у каждого контейнера поставить полицейского, чтоб штрафовать нарушителей. Лучше обучать правилам и вести разъяснительную работу с детьми. Мы уже несколько месяцев раздаем произведенные вторично полиэтиленовые мешки по школам, торговым домам, госучреждениям, чтобы там собирали отдельно сухой мусор. Но это больше в целях обучения. Пока он просто складируется, чтобы со временем пусть его в дело, — говорит Нурумов.
Основная задача сейчас – последовательность. Многие экологи предлагают вести раздельный сбор мусора сейчас. Но контейнер пока один, и одна машина повезет весь сор на полигон. Сначала нужно сделать сортировочный центр, нужны разные типы машин под каждый контейнер для разного типа отходов.


— В этом отношении готов подключиться «Оператор РОП» с покупкой евроконтейнеров для разного мусора, — рассказывает Суиндик Нурумов. — Они уже закупили и поставили в городе 200 оранжевых контейнеров для сбора ртутных ламп и батареек. В целом раздельный сбор мусора сразу влечет удорожание тарифа, — резюмирует Нурумов. — Со временем, когда система внедрится и устоится, будет и скидка, как, например, в Польше (примерно 20 процентов). Сухой мусор сортируется отдельно, причем от бумаги отделяется клей, бутылки разного стекла – темного и светлого – тоже порознь. Крышки – в другой ящик, ведь химсостав другой. И если перепутать, то ничего не получится, вновь понадобится сортировка. Телега не побежит впереди лошади. В сентябре планируется запуск сортировочного комплекса, а после уже можно вводить в Павлодаре раздельный сбор мусора.
Также руководитель ТОО «Спецмашин» отметил, что предприятие открыто к диалогу и  приглашает для обсуждения и решения возникших вопросов депутатский корпус, общественников и журналистов, а также неравнодушные к теме экологии организации. Летом планируется подключить школьников, волонтеров, студентов к уборке поймы – транспорт, мешки и перчатки выделят, грузчики и водители помогут загрузить и вывезти хлам с Иртыша. Участников десанта обязательно поощрят. Главное, чтоб молодежь на деле прочувствовала: забота об окружающей среде начинается не с флешмобов, а с раздельного сбора мусора и соблюдения чистоты во дворе, на улице, в парке и на берегу реки.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №9, 01.03.18