Четверг, 7 ноября
Меню

Музыка ручной ковки

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2007
Музыка ручной ковки

В преддверии Дня Конституции Республики Казахстан в «Доме-музее Шафера» появился новый экспонат. У входа в концертный зал музея гостей теперь встречает изящная композиция – «Застывшая мелодия в металле» работы потомственного кузнеца Виктора Квиткова из поселка Жетекши. Эта скульптура стала одним из сюрпризов, которые приготовили музейщики к началу нового музыкального сезона.

От фонографа, граммофона и патефона тянутся нити к современным новейшим средствам, при помощи которых фиксируется на вечные времена звук. Как говорит коллекционер и музыковед Наум Шафер, благодаря такому чуду каждая эпоха предстает перед нами во всем многоцветьи своих неповторимых красок.

Резные оплетенные ножки и раструб в виде цветка, из которого вылетают золоченые нотки. Застывшая музыка композиции будто вот-вот оживет: элементы декора повторяют природный узор стеблей и листьев. Здесь же символично разместились и бабочка, и соловей.

 — Эта композиция – символ не только нашего музея, но и всех музеев и архивов нашей страны, — считает ученый, коллекционер, музыковед и композитор Наум Шафер. – Еще символично то, что рядом находятся вот такой макет граммофона и настоящий граммофон, который есть у нас в музее. Прекрасный символ традиционной связи с прошлыми временами, из которых надо взять самое лучшее для дальнейшего развития нашей культуры. Есть люди, которые мыслят примитивно и говорят: раз имеются новые формы звукозаписи и новые звуконосители, то старые пластинки можно оцифровать и выкинуть их на помойку. Но пластинка хранит звук вечно! Она навсегда запечатлевает стиль исполнения, который никакие ноты не смогут передать.

Для гостей организовали настоящий праздник. Особенно порадовались музыкальной экскурсии дети. Наум Шафер накрутил ручку патефона и зазвучали песни о кузнецах разных композиторов и исполнителей. Прослушали «Во кузнице молодые кузнецы» с пластинки 1939 года и «Песню про Ванюшу-кузнеца» Жамал Омаровой. И даже о кующих счастье героях — «Мы кузнецы, и дух наш молот». А также известную «Рябинушку» в исполнении солистки Славянского культурного центра Клавдии Кузьминской. К слову, эта подборка о профессии – одна из изюминок работы музея. А 7 октября, в День учителя, в доме-музее Шафера будет презентован музыкальный диск «Школьные годы чудесные». Естественно, все мелодии на нем будет посвящена школе и учителям.

В музыкальной гостиной музея взрослым и ребятам рассказали о куклах, героях казахских народных сказок. А также представили экспозицию работ кузнечных дел мастера. Не только кованные изделия, но и художественные образы на картинах, где автор поэтизирует огонь и текучий металл.

Виктор Квитков владеет кузнечным ремеслом, рисует картины маслом и пишет стихи. Мастер художественной ковки работает в своей собственной кузне в селе Жетекши. Почти все инструменты – тоже его изготовления. В кузне он экспериментирует с разными техниками. Например, с изготовлением знаменитой дамасской стали.

Когда я была в гостях у Виктора Квиткова, он показывал, как посвящают в кузнецы. Зрелище экстремальное, эффектное, и, честно скажу, не для слабонервных.  Например, настоящий кузнец может показать, как преданно он любит свое ремесло, и «поцеловать» металл: лизнуть раскаленное до 800 градусов жигало. Еще Квитков с легкостью жонглировал тяжелой кувалдой, да не просто так, а опять же, целуя ее на лету. Так он и работает – с любовью, и будто играючи.

— Виктор Васильевич, расскажите, как получился этот граммофон?

— Началось все с поэзии. Я немного пишу, и зашел как-то в музей Анастасии Цветаевой, показал свои стихи. Там и познакомился с Татьяной Сергеевной Корешковой. На 8 марта прочел свои стихи, и подарил музею Цветаевой кованую розу. И Татьяна Сергеевна предложила сделать что-то вроде памятника граммофону. А я никогда не делал граммофонную трубу — это же работа жестянщика. В общем, начал с ажурного каркаса ящика, а труба эта мне спать не давала. Четыре образца не удались. А потом как-то я увидел у себя в огороде цветок, вьюнок-березку. Да вот же решение! Все нам природа подсказывает, мы у нее учимся. На основе лепестков и сделал кованую трубу.

— Как вы считаете, для мастера это важно, когда не ограничивают его фантазию и свободу?

— Это самое нужное – свобода. Когда загоняют в рамке, ты уже сам себе не принадлежишь. Это влияет и на работу. Как говорят, раб никогда ничего хорошего произвести не может.

— В этой композиции все кованное?

— Только ручная ковка! Я не признаю другого. Сделано это все из железа: разрубалось и скручивалось с помощью молота и огня.

— Вам кто-то помогал?

— Меня называют «однорукий кузнец» — у меня нет помощника-молотобойца. Я один работаю. Бывают, приходят, интересуются, и все сразу спрашивают про прибыль. Я же вижу в этом передачу опыта и мастерства. Это живое творчество, мой образ жизни.

Один из интересных образцов мастерства Виктора Квиткова – железная копия сакского Золотого человека. На ее создание ушло около трех лет. Интерес кузнеца вызвали украшения в виде животных в скифском стиле. Это увлечение продолжается и сейчас. Мастер показал удивительную кованую фигурку с головой лошади.

— Один из витых элементов кузнецы называют «шишкой». Куется квадрат, затем зубилом прорубаются четыре стороны. Потом я все скручиваю, возвращаю назад и осаживаю. Все только вручную — ковкой, а не сваркой. В Казахстане такую работу делаю только я, как и такую голову лошади. Это мой фирменный знак, моя кованая визитка, — говорит Виктор Квитков.

Рассказывает о своем любимом деле Виктор Васильевич с огоньками в глазах. Правда, уверяет, что особого секрета или волшебства не знает. «Надо просто любить свою профессию и вкладывать в нее душу. Но философия здесь есть, она заложена в эту композицию. Все решает мастерство», — уверен он.

В год 25-летия Независимости Республики Казахстан и 15-летия музея скульптурная композиция «Граммофон» стала настоящим украшением небольшого уютного дворика. И местом, где можно будет еще и приобщиться к прослушиванию редких граммофонных и патефонных записей в концертном зале музея. К слову, и сам дворик музея, включенного в туристический маршрут международной выставки ЭКСПО-2017, будет выглядеть иначе.

Как сообщила директор дома-музея Шафера Татьяна Корешкова, свою работу начали мастера художественного оформления. Благодаря их стараниям появится тематический стрит-арт: в созвучии с музыкальным музеем будут «петь» и стены внутреннего дворика. Результат можно будет увидеть в конце сентября.

Ирина Ковалёва, фото автора, газета «Наша Жизнь» №35, 01.09.16