Зачем им это? Грязь, ухабы, вода, заливающая прямо в салон авто, да беспощадные комарье и мошкара. Но как раз для того, чтобы доказать, что эти трудности им по плечу, собрались гонщики на внедорожниках всех мастей со всей страны в Павлодаре на четвертый этап чемпионата Казахстана по трофи-рейдам. Ведь именно в эти мгновения настоящий трофи-рейдист чувствует пульс жизни.
Трофи-рейды – вид автоспорта, явно выбивающийся из привычных гонок, потому что в нем соревнования проходят не на время или внешнюю эффектность, да и не на асфальте, а на самом что ни на есть настоящем бездорожье. Основной же стержень здесь – преодоление природных препятствий.
Этот этап, названный организаторами «Павлодарская песочница 2016», проходил в два дня. В первый день это было GPS-ориентирование, где гонщикам надо было собирать так называемые «точки» в самых труднодоступных местах, а второй — кольцевые гонки, в которых побеждал тот, кто накатает за выделенное время большее количество кругов по свеженакатанной полуторакилометровой дороге.
Между прочим, в качестве хозяина дома павлодарцы принимают «трофи» уже второй раз. Только в отличие от прошлого года, когда ареной состязаний стала пойма Иртыша и часть степи с высокими «барханами» в районе села Павлодарское, в этот раз действо разыгралось поближе, недалеко от села Кенжеколь (бывший Техникум), и проходило только в пойме.
А еще одним отличием стало то, что в этот раз среди гонщиков было больше и самих палодарцев. Одним из представителей нашего города стал Андрей Виндерголер, участвующий в категории SSV. За плечами у мужчины большой послужной список — это и фигурное вождение, и участие в профессиональных гонках ралли-спринт «Самурык». Со своим багги (небольшой автомобиль высокой проходимости) он неразлучен уже три года, но вот случай испытать ее в трофи-рейдах представился только сейчас, и эти гонки для него «дебют».
-На GPS-ориентировании выступали с супругой, она у меня была штурманом. Там в первую очередь конечно нужно знать хорошо навигатор, а также свою технику и на что она способна. Потому что незнание дороги, как у нас получилось, сильно затрудняет. Поэтому, желательно, накатывать опыт, и чтобы те люди, которые участвуют не первый раз, рассказывали о трофи побольше, — уверен Андрей. — Самое сложное было для меня — это броды. Когда они глубиной метр или полтора, то это уже как бы критическая отметка и выход из строя техники. Пришлось не раз искупаться, даже два раза перевернулись, но без последствий. Помогли вытянуть аварийные комиссары. Но без этого ничего и не происходит, для этого и делаются такие соревнования
Как говорит Андрей, в разгаре гонок даже печально прославившиеся в это лето комары и мошки, так доставшие павлодарцев, отошли на второй план. В пылу азарта на них просто не было времени обратить.
И не удивительно, ведь взятие «точек» — совсем непростая задача. Некоторые из них находились в таких местах, где вода была до метра глубиной. И тогда гонщикам, попавшим в болотный плен, вырваться из него помогала только лебедка. Однако не везде все решалось только грубой силой, иногда достаточно было просто включить смекалку и подъехать с другой стороны, где воды нет. «Добытой» же точка считалась тогда, когда водитель подъедет достаточно близко, чтобы коснутся одновременно и ее и машины. Причем, этот момент обязательно фиксируется на фото. А помогать верными советами и выбором правильного маршрута, в свою очередь, должен штурман.
— Брать или нет точку, это ваш выбор. Если вы подъехали на неподготовленной машине – то не берите, ведь выиграть можно и по-другому. Это как «русская рулетка». Кто-то смог взять много точек, но неожиданно сошел с дистанции, а кто-то взял их меньше, но зато дошел до конца, — говорит один из организаторов мероприятия, руководитель павлодарского клуба «джиперов» «Путевый», Валерий Тайга.
Как поведал лидер «Путевых», общая территория самой гоночной арены 70 квадратных километров. Протянулась она от самого Кенжеколя и вплоть до пешеходного моста на Усолке, а с другой стороны до реки Иртыш. «Хотим показать гостям, насколько широка и разнообразна наша земля – у нас есть и лес, и Иртыш, степь и луга», — пояснил Валерий выбор места.
Однако и кольцевая дорога была также не «сахар». В этом «трофирейдисты» убедились во второй день, когда рванули наматывать по ней круги. Порой, глубина колеи особо разутюженных участков достигала целого метра и, не в силах пробиться, в них намертво зарывалось стразу несколько машин. Спасало в этих случаях только водительская солидарность – гонщики, не ждя просьбы, сами оперативно кидали трос и вытаскивали из грязи друг друга. Да что говорить — даже сами эвакуационные автомобили, которые приезжали вытаскивать застрявших, порой, приходилось вытаскивать сподручными средствами.
— Как правило, каждая последующая категория растаптывает трассу, и она становится все сложней, — объясняет Валерий. — Для ТР-1 изначально это нормальная траса. Потом они растаптывают ее, и она становится подходящей для ТР-2. И так по нарастающей.
Поясним: ТР-1 – это внедорожники серийной модели, ТР-2 — машины с минимальными изменениями, ну, а ATV — это квадроциклы и SSV – багги. Оказывать же помощь друг другу не могли только водители класса ТР-2, всем остальным категориям это не воспрещалось.
Не смотря на то, что гонщики были из разных городов страны — Астаны, Караганды, Алматы и Павлодара — в этот раз их собралось меньше. По словам спортивного комиссара Анатолия Ватамана, причина, вероятно, в финансовых возможностях участников, которые, по понятным причинам, сейчас уменьшились. Сказалось это и на том, что на одну из самых популярных категорий авто — ТР-3 – не нашлось желающих. Было четверо смелых, но при том, что минимальное количество — не меньше пяти. И не мудрено, так как на такие машины уходит очень много денег, ведь в их «наворачивании» полет фантазии почти не ограничен. У некоторых владельцев на таких монстров уходит до 20 тысяч долларов. Приобретается и дополнительное снаряжение: навигаторы, сандтраки и лебедки, чтобы вытягивать машину из грязи.
— Грубо говоря, на каждый класс наполнение получилось по пять машин, тогда как ранее было до 15 машин – разница существенная. В Павлодаре, к примеру, на прошлогодней песочнице, было 30 с лишним машин, — говорит Анатолий. — Обычно «точки» ставим очень сложные, заболотистые и ухабистые, но в этот раз задания решили сильно не усложнять, а соблюсти золотую середину, чтобы и новичкам было не чересчур сложно, и опытным трофи-рейдистам не обидно.
К вечеру второго дня были определенны те, кто лучше всех одолел павлодарским бездорожьем. В классе ТР-1 таким стал экипаж Алексея Крапивко и Андрей Шим, в ТР-2 — Михаил Бондарев и Николай Комаров. В категории SSV – Аскар Таскынбаев и Иван Елизаров и Алексей Кодочигов в ATV.
Теперь, закаленные в бою с ухабами и глиной павлодарской поймы, автоспортмены отправятся на следующий этап чемпионата по «трофи», который пройдет в Караганде.
Константин ВЛАСЕНКО, газета «Наша Жизнь» №25, 23.06.16