Суббота, 27 июля
Меню

Ищи, кому выгодно

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 2616
Ищи, кому выгодно

Павлодар — не мегаполис, но огромными колоритными билбордами, красующимися на многоэтажных зданиях, и он не обделен. Однако одним счастливцам эти несколько десятков квадратных метров рекламы приносят «копеечку» в десятки и сотни тысяч тенге, а другие, мало того, что ничего с этого не имеют, так еще и оплачивают ночное освещение рекламного щита на их собственных домах… Почему такая разница, мы попытались разобраться.

КСК зарабатывают деньги, а жильцы почему-то не в курсе

Заработать на аренде можно по-всякому: кто-то делает деньги, сдавая квартиру, ну а кому-то может приносить стабильный доход сдача помещения под магазин или кафе. Конечно, и сдача стены дома под билборд тут не исключение.

Искать билборд долго не пришлось — сразу два их оказались расположены на одном из видных мест города, Толстого, 84 (перекресток Кутузова-Толстого) презентуют павлодарцам знаменитый сотовый телефон Айфон 6 и тарифный план одного из сотовых операторов Казахстана. Выяснилось, билборды, установленные частниками, могут неплохо помогать КСК решать проблемы с ремонтом. Как рассказала нам Анна Артамонова, руководитель КСК «Алем», обслуживающего этот дом, оплата за рекламу производится стабильно.

— Договор заключен с ТОО «Цитадель», которое нам оплачивает 120 тысяч в год за то, что мы предоставляем для рекламы стену дома, — рассказывает руководитель КСК. — Ощутимую помощь, конечно, это нам оказывает. Не приходится бегать и собирать целевой сбор с людей. Мы эти деньги распределяем на дом — заменили канализацию первого и второго подъездов, несколько стояков и вентилей по крыше, в прошлом году трактор нанимали во дворе снег чистить. У нас все открыто — есть договор, оплата на счет, мы составляем смету, куда и что уходит. Я и на собраниях говорю, хотите проверить, пожалуйста, вот список того, на что пошли деньги.

По ее словам, одно из предыдущих КСК, со слов жителей, брало несколько лет деньги за рекламу себе в карман, а ситуация изменилась только тогда, когда люди стали возмущаться.

К слову, также выплачивается стабильная арендная плата, порядка 85 тысяч тенге в год, ТОО «Альянс-Сервис-ПВ», которое обслуживает жилой дом по Естая 83/1 — здесь размещен еще один рекламный билборд.

Правда, не все собственники квартир разделяют оптимизм руководителя КСК «Алем». К примеру, как рассказала одна из жительниц многоэтажки Людмила, она даже не знает, куда тратятся деньги за аренду стены под рекламу.

— Никто нас не спрашивал и не обращался, чтобы повесить баннер. А мы как не знали, так и не знаем, куда с него деньги тратятся, хоть он и находится здесь 5-6 лет, если не больше, — рассказывает женщина. — Там у людей, говорят, даже трещины были, когда прибивали этот рекламный щит. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы знать, куда идут эти деньги, но с нами никто никогда не говорил на эту тему.

Другие жильцы настроены ещё категоричней, так как реклама, оказывается, покушается на их сон.

— Отрицательно отношусь к настенной рекламе, потому что щиты постоянно гремят, особенно сильно, когда порывистый ветер. Весь дом трясётся, долбит, как перфоратором, а у нас как раз угловая комната, — рассказывает житель этого же дома Сергей. — Поимели на этом деньги, а к нам никто не обращался. Да и лампы с него светят нам окна, тоже неудобство.

По поводу шума рекламного щита мы, кстати, поинтересовались у руководителя КСК «Алем», которая нас заверила, что с вопросом разберутся.

Слова жителей дома и представителя КСК оказались так полярно противоположны, что мы решили нанести визит в отдел жилищной инспекции Павлодара, призванный держать на контроле их отношения.

А что, если КСК кладет деньги себе в карман?

Как поведали нам в жилищной инспекции города, отделом своевременно проводятся необходимые проверки форм управления объекта кондоминиумом — КСК, ТОО и ИП. И обращают там внимание и на жалобы касательно несогласованной установки рекламы и нерационального использования оплачиваемых за нее денег.

— Согласно закону о жилищных отношениях, все конструкции дома — инженерные сети, кровля, фасад — являются общедомовой собственностью жильцов, — говорит руководитель отдела Кизат Жакупов. — То есть, в любом случае, такие мероприятия должны согласовываться с активом дома — с управляющими по дому и органами управления дома. Об этом говорится в статье 35 пункт 2 Закона РК «О жилищных отношениях». Если было нарушение, то при проверке мы этот момент будем учитывать. Будет предписываться провести общее собрание или же провести письменный опрос.

— Может хитро составленный договор между КСК и установщиком рекламы дать лазейку нечестно обслуживающей организации?

— Даже если договор так хитро составлен, что в нем не оговаривается оплата за рекламу, нужно отталкиваться от того, что это же не иголка в стоге сена. Это большой щит, который висит на жилом доме. Сейчас народ грамотный, сразу задастся вопросом, что за билборд, откуда он, кто его повесил. У них сейчас вопросы возникают даже тогда, когда устанавливают свои базовые станции сотовые операторы.

— Как же собственникам себя обезопасить от таких КСК, откуда они знают, куда тратятся деньги?

— По этому поводу в законе о жилищных отношениях написано, что после образования объекта кондоминиума в течение 15 рабочих дней органы управления кондоминиумом обязаны открыть текущий счёт на дом — на содержание сотрудников, сантехника, бухгалтера и т.д. Здесь же должны быть предусмотрены средства на текущий ремонт. И второй счёт — накопительный, он предусмотрен на проведение капремонта дома. По сути, эти средства должны накапливаться на втором счёте. Юридически у нас где-то 136 форм управления, и, навскидку, 40 процентов КСК города работает по такому методу. Но многие КСК работают по старинке — вот у него 30 домов, и при этом только один юридический счёт. Поэтому важно, чтобы открывался счет на дом, так как будет видно движение денег и как они расходуются.

А орган управления, в свою очередь, должен ежеквартально или не реже одного раза в год отчитываться о своей работе.

— Какое наказание грозит «нечестному» КСК?

— Что касается штрафных санкций, то на уровне республики вносятся изменения в административный кодекс и в закон о жилищных отношениях в плане применения штрафных санкций. С нашей стороны эта работа уже проведена. В августе и сентябре мы вели переписку с агентством по делам госслужбы, направляли свои рекомендации, чтобы впоследствии не было спорных моментов.

Сейчас же мы проводим проверки и выносим предписания, где содержится определённый срок на исправление — 30 дней. После чего проверяем, если по каким-то пунктам не исполнено, то мы направляем дела в суд.

— Что делать жителям, если рекламное полотно, шумит и мешает спать, и если при его установке повредили стену?

—  Думаю, в любом договоре есть форс-мажорные обстоятельства. Тут надо обращаться в КСК и затем приглашать рекламодателей, потом уже детально на месте разбираться. Если такие повреждения есть, их обязаны устранить.

Социальный билборд оплате не подлежит?

Однако самое интересное было впереди, когда в нашем «турне по билбордам» нам встретились брандмауэры с социальной тематикой, заказчик коих — государство.

При беседе с жителями многоэтажек и обслуживающими эти дома организациями (мы успели обойти несколько), мы заметили интересную закономерность: ни первым, ни вторым, в отличие от обладателей частных билбордов, размещение рекламных щитов никак не оплачивается. А помимо этого, ни руководители КСК, ни жильцы даже не знали, кто же и когда установил эти рекламные конструкции на здания. Обычно этому причиной было то, что установили их задолго до нынешней обслуживающей организации, меняющихся очень часто. Например, такой случай произошел с многоэтажкой по адресу Торайгырова, 6, на которой размещена рекламная конструкция с «Золотым человеком».

— Я считаю, что на нашем доме незаконно разместили билборд, так как по гражданскому кодексу должны были обратиться к владельцу имущества и спросить разрешения. Есть определенные ставки на рекламу, и тут разницы нет, что она государственная, — уверен Анатолий Мирошниченко, руководитель КСК «Темирлан», обслуживающего этот дом. — В пользу городского бюджета должна оплачиваться городская территория, а это частное имущество, его у нас в аренду должны брать.

Мы обошли еще несколько КСК города, на домах которых размещена социальная реклама, кстати, таких конструкций в городе 27, и председатели в один голос заявляли, что она им не оплачивается. Лукавили или нет?

Кроме того, выяснилось, освещение этого билборда в ночное время суток проходит за счет жильцов, так как относится почему-то оно к ОДН (общие домовые нужды). Тогда как в случае с домом по Естая, 83/1 (о нем говорилось выше), где рекламная конструкция также освещается в темное время суток, что оплачивается фирмой «Цитадель», установившей его.

Так как билборды эти относятся к категории социальной рекламы, то и свои вопросы мы решили адресовать в виде запроса в ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства пассажирского транспорта и автомобильных дорог города». И вот что интересного мы выяснили. Первое, госзакупки на размещение социальной рекламы в 2013, 2014 и 2015 годах выигрывала ТОО фирма «Цитадель». К слову, она же размещала и частные билборды, о которых говорилось выше.

Второе, о цифрах: из ответа на запрос следует: на социальную рекламу из бюджета города в 2013 году было выделено 69 555 тысяч тенге, в 2014 году — 59 192 тысячи и в 2015 году — 40 713 тысяч тенге. То есть за три года из бюджета Павлодара было истрачено почти 170 миллионов тенге! Ну а в нынешнем, 2016 году, на размещение социальной рекламы запланировано потратить более скромные, но тоже немалые 26 миллионов 622 тысячи тенге.

Третье, на что именно. Эти деньги планируется использовать на такие направления, как изготовление, монтаж и демонтаж праздничных перетяг и полотен на государственные праздники, разработку дизайна и изготовление полотен на социальную тематику. На содержание конструкции билбордов и флагштоков, крышных установок и многое, многое другое.

Но была ли заложена в стоимость размещения билбордов с социальной рекламой аренда части зданий, принадлежащих собственника жилья, либо КСК или другим формам управления? Ответ ЖКХ обескураживающий: «Нет». И здесь нас снова удивляет полярность, только уже полярность многомиллионных сумм на рекламу, и нулевое значение на оплату жильцам.

Что, жильцы на добровольных началах пошли на то, чтобы разместить на своих домах бесплатно рекламу, маловероятно, поэтому мы решили узнать, готов ли акимат города Павлодара взять на себя ответственность за нарушение прав собственников жилья (либо КСК или других форм управления) при размещении социальной рекламы?

Ответ был следующий: «Акиматом города Павлодара, в лице ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара» заключены договора о государственных закупках на размещение социальной рекламы в 2013 -2015 годах с ТОО «Цитадель». Из этого следует, что ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара» согласно заключенным договорам оплатил услуги вышеуказанному товариществу по размещению социальной рекламы, в связи с чем не нарушает чьих-либо прав».

Из ответа понятно, что раз заказ выполняла «Цитадель», то и обращайтесь к ней.

Разумеется, свои вопросы мы адресовали и в ТОО «Цитадель», от которой нам хотелось бы услышать, к примеру: согласовывает ли фирма установку рекламных конструкций с жильцами или КСК? Как она реагирует на жалобы жильцов на шум? Оплачивается ли КСК социальная реклама?

Ну а мы, как только мы получим ответы, обязательно расскажем о них читателям.

Константин ВЛАСЕНКО, НЖ№5, 04.02.16