Суббота, 20 апреля
Меню

Музыкальная жизнь в Павлодаре

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 4178
Музыкальная жизнь в Павлодаре
На фото: Михаил Пульга, заслуженный работник культуры КазССР, почётный гражданин Павлодара

Продолжение, начало в номерах от 5, 12, 29 ноября и 3 декабря

Народные ансамбли и хоровые коллективы

С появлением хора на заводе «Октябрь» во главе с А. И. Шиллером в 1957 году родился через год и танцевальный коллектив, который возглавила Марина Злобина. Танцевальная группа хора сначала выступала с одним коллективом. Всего лишь 12 человек были причастны к организации танцевального коллектива — это Николай Галушко, Алексей Лукьянов, Раиса Будакова, Юрий Терехин, Николай Касьян, Виктор Шмулько, Тамара Фишер и др.

С 1960 года танцевальный ансамбль был определён при Павлодармаше и взят под свою финансовую опеку и вскоре стал лауреатом республиканского фестиваля, посвящённого 40-летию Казахской ССР (1960 г.). В 1963 году ансамбль впервые был отмечен на республиканском фестивале Дипломом 1-й степени.

В 1973 году танцевальная группа народного хора А. Шиллера выделилась в самостоятельный коллектив и получила название «Павлодарочка». Руководить ансамблем начал Анатолий Ефимович Лобанов, его помощником стала жена Нина Андреевна Лобанова, как репетитор и балетмейстер. С 1973 года начались  творческие поездки коллектива по республике и за её пределы. Сначала ансамбль выступил в Целинограде (ныне Астана), потом в Караганде, Алма-Ате, Петропавловске, Усть-Каменогорске. Побывал за эти годы ещё в Ташкенте и Киеве, а в Севастополе ансамбль «Павлодарочка» снискал настоящую славу танцевального искусства среди моряков Черноморского флота.

В 1976 году коллектив был удостоен высокого звания «народный» и в это же время он становится лауреатом 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. Самым значительным событием в жизни коллектива была поездка в Минск и Москву в 1979 году. Коллектив побывал в городах Белоруссии — Полоцке, Витебске, Ново-Полоцке и Минске, где выступал, покоряя сердца белорусов. В Москве, на Центральном телевидении были записаны на плёнку несколько танцевальных номеров для передачи «Народное творчество». Как сообщил тогда А. Е. Лобанов корреспонденту, что «такие поездки очень полезны. Они помогают наращивать исполнительское мастерство, заставляют работать всех нас ещё более упорно». В числе номеров «Павлодарочки» были: музыкально-хореографическая композиция «Слава тебе, комсомол», казахский танец «Айжан-каз», хоровод «Пшеница золотая», хореографическая сюита «Дружба» и др.

В 1982 году народному танцевальному коллективу «Павлодарочка» присвоено ещё одно почётное звание — он стал лауреатом премии Ленинского Комсомола Казахстана и получает приглашение участвовать в XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1985 году.

В репертуаре коллектива были не только танцы народов СССР, но и зарубежных стран, а также казахские народные пляски. С особым интересом смотрятся хореографические композиции » В труде наше счастье», «Целинная урожайная», «Во имя мира на Земле», «Казахская праздничная» и др.

Душой «Павлодарочки» был её бессменный руководитель Анатолий Ефимович Лобанов, 1934 года рождения.  По профессии педагог, художник-оформитель и хореограф руководил ансамблем почти 35 лет. Заслуженный работник культуры Каз. ССР (1980) и почётный гражданин Павлодара (1994). Он вместе с женой Ниной Андреевной, которая в 1992 году получила звание Заслуженного работника культуры РК, отрабатывал мастерство танца. Профессионализм творческого и семейного дуэта Лобановых определил успех «Павлодарочки». В 1998 году Лобановы уехали в Россию. В 90-годы в коллектив влились новые люди, несмотря на трудные времена, коллектив не исчез. Среди тех, кто не побоялся трудностей и стал танцорами и плясунами в «Павлодарочке» можно назвать сестёр Лилию и Аню Касьян, Григория и Михаила Хромовых, Руслана Такирбасова, Ольгу Горх, Юрия Трефилова, Жанну Абикееву, Нурлана Бекова, Асхата Абилова и др. Однако ансамбль не дожил до 2000 года и перестал существовать. Часть танцоров перешла в хор Шиллера, другие — в состав хора ветеранов и в ансамбли Славянского культурного центра.

Большую роль в музыкальной жизни Павлодара играют хоровые коллективы и музыкальные ансамбли областной Ассамблеи народа Казахстана, возникшие в конце 90-х и в начале первого десятилетия XXI века. Сюда входят несколько коллективов Славянского культурного центра (это клуб бардовской песни «Серебряные струны», народный фольклорный хор «Рябинушка», ансамбль «Соседушки», певческие коллективы «Славянка» и «Рассвет надежды», вокальные ансамбли «Ярило» и «Лада»), ансамбль бандуристов  украинского товарищества им. Т. Г. Шевченко, танцевальный ансамбль татаро-башкирского объединения «Ялкын» и вокально-хореографический ансамбль «Чишмя», казачий хор «Иртышская линия», хор бабушек Лиги женщин-мусульманок, чувашский  фольклорный ансамбль «Сеспель», польская вокальная группа «Една родзина», немецкий вокальный ансамбль «Цауберланг», греческий танцевальный коллектив «Агапи», вокальная женская группа «Криницы» и молодёжный ансамбль «Свитанок» белорусского этно-культурного объединения, азербайджанский вокально-инструментальный ансамбль «Ватан» и др.

Народный композитор Пульга и его коллективы

В Павлодаре в те годы много было одарённых людей, связанных с музыкой и среди них, самодеятельные и профессиональные композиторы: Артур Меттус, Владимир Ширинкин, Игорь Булатов, Вадим Ботов, Назымбек Дукенбаев, Каирбек Сатиев, Леонтий Гонтовой и др. Но среди них всё же патриархом музыкального образования и творчества я бы назвал  Михаила Николаевича Пульгу. Это он стал единственным среди павлодарских композиторов заслуженным работником культуры Казахской ССР и почётным гражданином города Павлодара. А недавно он выпустил даже книгу с нотами и песнями, которые вошли в золотой фонд песенного творчества многих ансамблей и хоров. В этой книге «С песней по жизни», изданной к 70-летию Победы, сосредоточена вся его многодневная музыкальная жизнь на протяжении нескольких десятков лет.

Михаил Пульга, 1936 года рождения. Уроженец села Леонидовка Щербактинского района. Несмотря на то, что он родился в крестьянской семье, любовь к труду и к искусству его приучила мать. Отец его погиб в 1942 г., и он рос без отцовской ласки. В 6 лет, то есть в годы войны маленький Миша пробовал играть на балалайке, а затем на гармошке. Затем Михаил с 1947 жил в Щербактах. Здесь учился в школе и играл на гармони и балалайке и только в 1953 году ему в руки дали баян, и он с успехом сыграл мелодию песни Д. Кабалевского «То берёзка, то рябина…», а через год после окончания школы он сочинил первую свою песню «Беспокойная пора». Так он стал композитором. А пора, действительно была беспокойной. Шло освоение целины. С 1954 – Михаил Пульга – баянист и руководитель агитбригады Щербактинского районного Дома культуры. И агитбригада под руководством Пульги стала выступать на площадках и на полевых станах у целинников. Исполнялись песни украинские, казахские, русские, немецкие, молдавские. Щербактинская агитбригада была первым его коллективом.

После армии Пульга вновь в Щербактинском Доме культуры. Здесь он создаёт второй музыкальный коллектив – хор русской песни и является его художественным руководителем. В те годы сельский хор из Щербактов стал вторым в области хоровым коллективом после шиллеровского в Павлодаре. Параллельно с хором Пульга создаёт новую агитбригаду, которая выступала на районных и областных смотрах художественной самодеятельности, которая вскоре заняла первое место в Казахстане. А молодой баянист и организатор был удостоен диплома Министерства культуры Казах. ССР и значка ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель». Ныне этот значок один из ценнейших и редких среди коллекционеров-фалеристов. Работая в Щербактах, Пульга обзавёлся семьёй в 1960 г. Его жена, Клавдия Ивановна, тоже пела в хоре и вместе с ним прошла по музыкальной тропе всю свою жизнь и ныне они делятся своими воспоминаниями о том времени, когда не умолкал баян Михаила и голос Клавдии.

Руководство областного управления культуры и областного Дома народного творчества, узнав о профессиональных и организаторских способностях Михаила Пульги, решили его пригласить в Павлодар. В 1962 году Пульга с семьёй переехал в областной центр, где на протяжении более полувека он стал его старожилом.

В Павлодаре Пульга создаёт и руководит новым хоровым коллективом – хором русской песни павлодарских речников, по счёту в его жизни четвёртым. Пульга одновременно учится в Павлодарском музыкальном училище им. П. И. Чайковского и после окончания почти 30 лет работал педагогом по классу баяна в Детской музыкальной школе № 1. С 1968 по 1980 Пульга руководил студенческим хором и вокальным ансамблем Павлодарского медицинского училища, с 1974 года был руководителем ансамбля песни и танца «Юность» при Доме культуры профтехобразования, а через 10 лет в этом же ДК создаёт мужской народный ансамбль «Пламя» и является его бессменным руководителем. У этого ансамбля появилась и женская группа солистов и среди них его жена. Этот ансамбль затем базировался в ДКЖД, а ныне в  «Шаныраке». Хоровые коллективы выступали не только в Павлодаре, но выезжали и в другие города республики – Алматы, Талдыкурган, Кокчетав, Семипалатинск, а также в России (Анапа), Белоруссии (Минск) и др. Как композитор он написал около 50 песен на слова павлодарских поэтов Д. Приймака («Вспоминай о целине», «Люди, творите добро», «Льётся песня над рекою», «Белеют ромашки» и «По вечернему городу»), С. Музалевского («Я люблю этот город», «Павлодарочка», «Он молодым в бессмертие ушёл», «Гусиный перелёт», «Павлодарские фонтаны»), В. Семерьянова («Наш Казахстан», «Ветераны», «Мой Павлодар», «Песня о Щербактах»), Ю. Мостового («Оркестры затона»), О. Григорьевой («Осень пришла»), И. Сарафанова («Целинная сторонка»), П. Васильева («Горожанка») и даже не павлодарских авторов.

Михаил Пульга дорожил дружбой и хорошо был знаком с волгоградским композитором, народным артистом СССР Г. Ф. Пономаренко, песни которого «Ивушка», «Растёт в Волгограде берёзка», «Оренбургский пуховый платок» и многие другие стали популярными тогда в Союзе и вошли в золотой фонд советской песни. Дружба и творческие встречи с Григорием Пономаренко  для Пульги – это не только беседы, но и наставничество. Михаил Пульга считает его своим учителем. На одной из фотографий, присланной Михаиле Пульге в 1971 году, Григорий написал такой автограф на украинском языке: «Хай живе i пасеться наша пташка Журавель! Хай крiпне братска дружба Грицька i Мiшель!» и подписано «Другу, брату моему Михаилу Пульге. Волгоград. 5 декабря 1971».

Михаил Пульга и сегодня полон новых творческих идей, пишет песни, выступает с концертами, продолжает работать с коллективом «Пламя», несмотря на солидный возраст.

Эрнест СОКОЛКИН, историк-краевед, почётный гражданин Павлодара.

НЖ№49, 11.12.15