Пятница, 19 апреля
Меню

Музыкальная жизнь в Павлодаре

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3171
Музыкальная жизнь в Павлодаре

Продолжение, начало в номерах от 5, 12, 29 ноября

Филармония — центр музыкальной культуры

Первые шаги этого учреждения искусства в Павлодаре начались ещё в грозные годы Великой Отечественной войны. Казалось тут не до музыки, когда было тяжело не только на фронте, но и в тылу. Но что поделаешь, такова наша жизнь. Человек не может без музыки, как бы не было трудно.

В начале 1943 года, когда перелом в войне склонился на сторону Красной Армии после Сталинградской битвы, появилась возможность в стране наши победы над фашизмом претворять в музыке, живописи и в киноискусстве.

Казахская государственная филармония имени Джамбула стала постепенно открывать в областных центрах свои филиалы. Были назначены Уполномоченные Казгосфилармонии.

Сложившееся концертно-эстрадно-цирковое объединение дало основу для открытия на его базе Павлодарского филиала Казгосфилармонии и открытия 23 февраля 1943 года концертного зала. С целью создания нормальных условий для развития концертной деятельности и в связи с ростом потребности в музыке решением Павлодарского горсовета  от 13 августа 1943 года помещение бывшего городского Дома пионеров (мечеть) было передано на арендных началах в распоряжение филиала Казгосфилармонии. В штат концертного зала было включено почти 15 человек — это Уполномоченный и его заместитель, администратор, организатор по привлечению зрителей, кассир, билетёры, контролер и техперсонал.

На основе приказа областного отдела по делам искусств Павлодарского облисполкома в апреле 1944 года при филиале был открыт для детей кукольный театр, который возглавила тогда эвакуированная артистка-кукловод С. С. Катрич (в других документах С.С. Кострич). По приглашению филиала, сумевшего заключить договора с концертными организациями Алма-Аты, Москвы, Новосибирска, Омска и др. городов в Павлодаре стали выступать украинские артисты ансамбля Ф. Янишевского, китайские артисты из столицы, ансамбли из Новосибирска и Омска, знаменитые киноартисты.

Так, летом 1944 года в Павлодаре по линии филиала выступал перед павлодарцами известный киноартист, впоследствии Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Николай Константинович Симонов (1901-1973), сыгравший главную роль Петра Первого в одноимённом кинофильме, а в 1945 году в Павлодаре выступал киноартист, тоже Народный артист СССР А. Л. Абрикосов (1906-1973), известный по фильму «Степан Разин».

После войны началась эпоха восстановления хозяйственных и культурных связей всех союзных республик. Шла подготовка к реализации первого послевоенного пятилетнего плана. Реорганизации подвергались все отрасли хозяйства, в том числе и культура. Филиал Казфилармонии в апреле 1946 года был реорганизован в Павлодарское концертно-эстрадное бюро (КЭБ) и все артисты были переведены на разовую оплату труда по принципу самоокупаемости, а в администрации на бюджете осталось три человека — директор, администратор и бухгалтер. Через год работники КЭБа приняли 17 концертных бригад из городов Казахстана и РСФСР. В 1949 году при КЭБе работало несколько концертных бригад из местных кадров — это казахская концертная бригада под руководством известных в Прииртышье акынов Байгабыла Жылкыбаева и Каирбека Тайкенова, в составе которой было 4 певицы и баянист; русская концертная бригада под руководством В. И. Денисова, а также 6 концертно-эстрадных бригад под руководством А. В. Герони, Л. М. Чжан, П. П. Симонова, К. Коломейцева, В. М. Лебковского и Л. П. Серова. Во всех этих бригадах было по 4-5 человек — солистов, чтецов и музыкантов. В 1950 году этими бригадами было  дано в области свыше 1000 концертов, из них в Павлодаре — 61, на селе — 949, обслужено более 100 тысяч зрителей.

Но недолго просуществовал КЭБ в Павлодаре. В мае 1952 года он был ликвидирован как не рентабельный. Вся концертная деятельность по Павлодарской области передана  Карагандинской филармонии. Были созданы кустовые КЭБы. Все дела и имущество Павлодарского КЭБа передано Петропавловскому КЭБу. Но это было временный период в развитии концертной организации Павлодара. Руководству области такой расклад  не устраивал.

Одновременно с этим происходит в 1953 году реорганизация органов культуры. Постановлением Совета Министров Каз. ССР в мае образуется на базе отдела искусств и других ведомств в области кино, радиовещания, издательств, книжной торговли Министерство культуры республики, а в областях — областные управления культуры и соответствующие органы в городах и районах. Всё это нацеливало на обновление в области концертной и музыкальной деятельности.

Начало освоение целинных земель в Казахстане, приток молодёжи и появление новых посёлков, рост городского населения требовал дальнейшего  культурного обслуживания новосёлов. Отсутствие концертного органа в области дало о себе знать. В 1954-1955 гг. очень мало было концертов и гастролей из других республик и областей. Местные органы вновь поставили вопрос о воссоздании Павлодарского КЭБа или открытия своей областной филармонии. Действовавший украинский музыкально-драматический коллектив ансамбля Ф. Янишевского, гастролировавший по Акмолинской, Кокчетавской и Павлодарской областям, не смог охватить все населённые пункты. В 1957 г. был решён вопрос о КЭБе и в 1958 году Павлодарский КЭБ уже в составе почти в 40 человек смог обслуживать целинные районы области концертами. К 1961 году уже было 4 концертных бригады под руководством Н. Т. Фёдорова, Е. Л. Лехтера, М. В. Вронской и Абдыкаримова.

В 1963 году вновь был поднят вопрос о ликвидации Павлодарского КЭБа по инициативе краевых властей и создания на её базе областного филиала «Целинконцерта», который и был создан, несмотря на противодействие местных властей. Только после упразднения Целинного края в 1965 году и постановления Министерства культуры Каз. ССР о ликвидации филиалов «Целинконцерта» и были созданы областные филармонии в 5 целинных областях на базе филиалов»Целинконцерта». 1 декабря 1965 года была открыта Павлодарская областная филармония. Первым директором стал В. А. Лукашевич, художественным руководителем Н. Х. Жомартов.

Для филармонии в летнем театре Горсада было выделены две комнаты, своих концертных залов филармония не имела, арендовала зрительные залы двух имевшихся тогда ДК железнодорожников и строителей алюминиевого завода.

С 1965 года администрация филармонии неоднократно меняла почтовый адрес. После ухода из Горсада, где сгорело летнее помещение театра, филармония разместилась c 1966 г. в деревянном доме по ул. Карла Маркса, затем с 1971 года в купеческом доме Колмогорова по ул. Ленина. После сноса дома в 1975 г. ей дали помещение в угловом здании по ул. Кутузова недалеко от ДКЖД и только в 1979 году она переехала в кирпичный дом 1915 года постройки, где до этого располагался Дом пионеров (ул. Сатпаева). Здесь филармония находилась до конца 90-х гг. Директорами филармонии после Лукашевиича работали У. Оспанов, В. Н. Линчевский, В. Камерцель, Б. Тапалшинов.

В связи с 70-летием известного акына и поэта Исы Байзакова его имя в 1971 году присвоено областной филармонии. Вскоре в штате филармонии стали работать настоящие любители музыкального творчества и среди них В. Н. Линчевский, В. Н. Ющенко, В. Кехтер, А. Калиев, Л. Творогова, Т. Кузина, А. Кондрашов, Н. Беляева, А. Ушкац и др.

При областной филармонии в 70-80-е годы действовало несколько музыкальных коллективов и среди них: цыганский ансамбль «Очи чёрные» под руководством Гисмана Домбровского, вокально-инструментальный ансамбль «Огни Иртыша», казахский народный ансамбль «Голубой Жасыбай», эстрадно-цирковая группа, ВИА «Фестиваль». Особое место занимал музыкальный лекторий, руководимый В. Н. Ющенко. В репертуаре лектория было 15 тем — «Пушкин в музыке», «Музыка и Есенин», «Классическая музыка» и др. Этот лекторий дважды на конкурсах завоёвывал первые места.

В 1974 году при областной филармонии возникла детская филармония «Пионерия», которую возглавила художественный руководитель и дирижёр  И. Миронова, концертмейстером была Е. Петухова, а в 80-х гг. был А. Кондрашов. Через три года в составе коллектива было уже около 100 детей разных возрастов. Выступления детской филармонии проходили не только в Павлодаре, Экибастузе и Ермаке, им аплодировали юные и взрослые зрители Алма-Аты, Караганды, Петропавловска, Целинограда и др. городов Союза. В составе детской филармонии было 5 творческих коллективов — вокальные ансамбли «Колокольчики» и «Фантазёры», детский пионерский хор, оркестры русских и казахских народных инструментов.

Кроме того, работал школьный музыкальный лекторий, где последовательно, в доступной форме, детям рассказывали о композиторах мира, о музыкальных инструментах, о знаменитых певцах и певицах, о жанрах музыки музыковеды Т. И. Кузина, Л. Казакова, Н. Беляева и др.

Филармония в те годы процветала. Важными и значительными мероприятиями филармонии был фестиваль камерной музыки, традиционные фестивали «Весенние голоса» и «Золотой колос». Филармония первой в республике  внесла абонементную форму камерных концертов и открыла 6 филиалов в городах и райцентрах области.

Первый республиканский фестиваль камерной музыки был проведён в 1974 году. Тогда его открыли гости — Камерный оркестр Московской консерватории им. П. И. Чайковского и Государственный симфонический оркестр Казахской ССР. Фестиваль камерной музыки в течение недели вели известные музыканты и солисты — народный артист РСФСР, солист Большого театра СССР Артур Эйзен; заслуженная артистка РСФСР, солистка Государственного  академического театра им. Станиславского и Немирович-Данченко  Нина Исакова; народный артист Армянской ССР, лауреат Государственной премии  СССР, профессор музыки Михаил Тэриан; грузинская скрипачка Лиана Исакадзе; литовский виолончелист Давидас Герингас; пианисты Вадим Сахаров и Наум Штаркман, казахстанский трубач, заслуженный артист Казахской ССР Юрий Клушкин; а также молодые дирижёры Казахстана Тимур Мынбаев и Эдуард Литвин.

С 1965 по 1990 годы областная филармония приглашала в Павлодар на гастроли десятки музыкальных коллективов, ансамблей, хоров и оркестров практически из всех союзных республик СССР. Благодаря концертной деятельности в нашем городе и области побывали артисты и солисты Кировской (1965), Бакинской, Волгоградской (1966), Казанской, Херсонской, Грузинской, Марийской, Карельской, Киевской, Ульяновской, Одесской (1967), Литовской, Рязанской (1968), Киргизской, Пензенской (1969), Московской (1970), Гомельской, Кустанайской (1971), Алтайской (1972), Львовской (1974), Гурьевской, Томской, Николаевской (1975), Алмаатинской и др. филармоний.

В 1989 году впервые в нашей филармонии проходило выступление академии старинной музыки XVII — XVIII веков.

Состоялись также гастроли известных народных хоров — Уральского (1969), Северного (1967, 1971), Воронежского (1977, 1980), Волжского (1961,1976, 1986), Рязанского (1971), Оренбургского (1969), Белорусского (1967), хора имени Пятницкого (1974, 1983), имени Свешникова (1972), Кубанского казачьего ансамбля (1977) и др. Побывали эстрадные ВИА из Украины, Молдавии, России, Татарстана, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Киргизии, Литвы, Армении. На павлодарской сцене выступали известные тогда солисты, ставшие позднее народными и заслуженными артистами  СССР и РСФСР, народными артистами союзных республик — Иосиф Кобзон и Аскольд Беседин (1973), Маргарита Суворова (1975, 1985), Павел Вирский (1975), Кола Бельды (1976), Валентина Толкунова (1977, 1996, 1998), Батыр Закиров (1968, 1978), Зара Долуханова (1978), Галина Олейниченко (1978), Александр Ворошило (1980), Мария Кодряну (1974, 1981, 1985, 1987), Вадим Мулерман (1976, 1983), Ренат Ибрагимов (1983), Людмила Зыкина (1983), Илья Дальский (1968), Николай Гнатюк (1984, 1987), Ярослав Евдокимов (дважды в 1989 г.), Ольга Воронец (1985), Владимир Трошин (1961), Леонид Утёсов (1980), Юрий Богатиков (1976), Махмуд Эсамбаев (1986), Эдуард Багдасарян (1971, 1972), Александр Шуров и Николай Рыкунин (1972), Иван Суржиков (1964, 1972), Галина Ненашева (1972), Людмила Гурченко (1970), Олег Анофриев (1972), Тамара Чабан (1966), Ирина Бржевская (1964), Людмила Сенчина (1988), Эдита Пьеха (1982, 1983), Валентина Обухова (1968), Евгений Петросян (1988), Артур Айдинян (1965,1972), а также другие популярные певцы, как Эмиль Горовец (1968), Ирина Понаровская (1982)и др.

Приглашала наша филармония и воинские ансамбли. У нас выступали ансамбли песни и танца лётчиков Туркестанского военного округа (1967), ансамбль Тихоокеанского флота и Сибирского военного округа (1968), Краснознамённой Каспийской флотилии (1971), ансамбли Туркестанского военного округа и Алма-Атинского Дома офицеров, ансамбль МВД СССР из Москвы (1979) и другие военные музыкальные коллективы.

Но больше всех в нашем городе гастролировали артисты и солисты Казахской ССР. До филармонии выступали такие известные народные и заслуженные артисты республики как Народная артистка СССР Роза Багланова(1922-2011). Она пела в Павлодаре 10 раз, начиная с 1951 и по 2002 год, выступала также Народная артистка СССР и Герой Социалистического Труда Бибигуль Тулегенова (1978, 1984, 1989, 1997, 2009), Народный артист СССР и Каз ССР, Герой Социалистического Труда Ермек Серкибаев (1926-2013) выступал у нас с 1963 по 2006 год 7 раз, а также Народные артисты Каз. ССР — Жамал Омарова (1951), Роза Жаманова (1982), Алибек Днишев (1982), Каукен Кенжетаев (1966, 1982, 1984, 2006), Роза Рымбаева (1977, 1994, 2009, 2013) и многие другие заслуженные артисты республики.

Выступали также ВИА «Дос-Мукасан»(1976, 1978, 1980, 1992) «Гульдер» (1970,1973,1975,1976, 1977) Государственная хоровая капелла Каз. ССР (1966,1971, 1976), Государственный ансамбль песни и танца Каз. ССР под управлением Народной артистки СССР Л. Чернышовой (1968), а также многочисленные ВИА со всего Союза — «Медео», «Ялла», «Сябры», «Земляне», «Метроном», «Флуэраш», «Верасы», «Днестр», «Эльбрус», «Ярославские ребята», «Самоцветы», «Оризонт», «Эргерон», «Белые ночи», «Славутич», «Дружба», «Кривичи», «Ладога» и др.

В 90-е годы деятельность филармонии ослабла, вызванная не только распадом СССР и разрывом творческих связей, но и финансовыми трудностями рыночной экономики. Распались многое музыкальные коллективы, уехали или ушли в мир иной музыковеды и художественные организаторы. В конце 90-х гг. филармония перестала существовать. Возрождение филармонии началось буквально в наши дни, и она уже существует в составе нескольких оркестров и коллективов. Но филармония не имеет пока своего собственного здания и концертного зала и вынуждена пока базироваться на существующих Дворцах культуры.

Эрнест СОКОЛКИН, историк-краевед, почетный гражданин Павлодара

НЖ№48, 03.12.15