
(Начало в «НЖ»№41 от 15.10.15)
Эту беседу из серии повествований об «индийских походах» нашей землячки Анастасии Карповой мы посвятили поискам истины. Для каждого эта важная тема – своя, но в странствиях вдали от дома она становится четче и ближе, говорят путешественники. Чем философия жизни и мировоззрения индийцев отличается от нашего представления о смысле бытия? А в чем мы, жители разных стран, все-таки похожи? И еще мы узнаем, какими драгоценными дарами может наградить Индия, если впустить ее в свое сердце.
Схожего в жизни и характере индийцев и казахстанцев, говорит Анастасия Карпова, немало. Причем, заметно это не когда ты приезжаешь в Индию, а когда возвращаешься в Казахстан. Все прослеживается даже в мелочах: очень теплые и открытые моменты, когда на перроне носят яблоки и пирожки. В России такой трогательной и радушной восточной атмосферы нет, — рассказывает Анастасия, — а у нас и в Индии присутствует.
— А в чем чувствуется разница?
— В отношении к жизни. Мы тут все куда-то все время торопимся, напрягаемся и думаем: как бы нам расслабиться и отдохнуть? Пока мы пытаемся устроить себе отдых, мы получаем еще больший стресс. А там никто вообще просто не напрягается. Это ключевой момент разницы нашей жизни.
— Но не все же в Индии так просто?
— Там у людей непростая жизнь. Причем, в каких-то случаях более тяжелая, чем где-либо. Индия – страна контрастов: там есть очень богатые люди, и очень-очень бедные. Но они все там очень просто к этому относятся. И иногда мне некоторые разговоры были как бальзам на душу, потому что индийцы не забыли, что такое Бог, что такое Любовь. Для них это – ценности. Для нас важны деньги, работа, мы отдаем детей в садики и не можем пойти на их утренники, когда они первый раз в жизни танцуют. А там к этому совсем другое отношение.
— Ты смогла этому научиться, или это нужно как-то почувствовать, впустить в себя?
— Учиться этому бесполезно. Но ты верно сформулировала – это нужно почувствовать и впустить в себя. Все говорят, что Индия – страна чудес. Это абсолютная правда! И если ты приехал в Индию и не впускаешь эти чувства в себя…
— То все чудеса пройдут мимо?
— Если бы! Индия таких пинков тебе отвесит! Ты будешь опаздывать на поезда, падать с мотоцикла, травиться едой, пропадут документы, и много всякого другого.
— Это тот случай, когда в чужой монастырь следует идти с четким исполнением их устава?
— Да. Как только ты расслабляешься, идешь в этом потоке и принимаешь все эти правила жизни — Индия тебе преподносит на блюдечке с голубой каемочкой все, что ты еще даже и попросить не успел! Доходит до удивительных случаев. У меня там был свой закон – обязательный ананасный завтрак: кто-нибудь обязательно приходил и приносил мне ананас. Эти чудеса происходят во всем – в мелочах и в чем-то серьезном. Когда ты принимаешь правильное решение, обязательно приходит помощь.
— Как это «работает»?
— Как-то мне нужно было обменять билет. Это могло оказаться проблематично — непонятно было, возможно ли это, сколько доплачивать, проблемы с картой, интернет работает плохо. К слову, одному моему товарищу для обмена билета нужно было ехать в Дели, а сам билет выходил в такую круглую сумму, что дешевле было новый купить! В итоге я вообще оказываюсь в другом городе, иду по улице и вижу офис моей авиакомпании. Захожу, и мне говорят: пожалуйста! Называют забавную сумму – около 60 долларов. …Но у меня нет с собой этих денег! И рядом тут же оказывается человек, который взаймы дает мне эту сумму. Чисто случайно я взяла с собой паспорт – и вот билет у меня в руках.
— Вне Индии это работает? Если ты включаешься в систему, то неважно, в каком месте находишься?
— Это работает везде, я так считаю. Хотя у многих знакомых не так. Кто-то говорит, например: «У меня Индия закончилась, началась Москва», но я могу сказать – ничего подобного. Если ты несешь это внутри, то все работает.
— Надо окончательно настроиться на другую волну?
— Да, Индия помогает это сделать. Есть очень много прекрасных мест в мире, которые помогают переключиться на эту волну. Я могу назвать Алтай, или сибирскую деревушку Окунево. Она в свое время изменила мою жизнь. Если ты можешь сохранить этот свет, то он остается с тобой.
— А зачем люди едут в Индию?
— Индия очень большая и очень разная. Два соседних штата могут быть как небо и земля. Гоа – это вообще как отдельная страна. На севере в Гималаях вообще все иначе. В каждом штате – разные народности, говорящие на разных языках. Все, конечно, чем-то схожи, но у них даже индуизм в чем-то свой. И когда ты путешествуешь, то начинаешь подмечать эти различия. В менталитете, характере, темпераменте, внешнем виде, религии, кухне, языке. В разные места люди едут за разным. В том числе кто-то – за Богом — за Шивой, Кришной, Буддой.
— Много едет любителей эзотерики и искателей просветления?
— Да. Особенно на Север, в Гималаи, где находится множество древних индуистских храмов и святынь, а так же резиденция Далай Ламы в изгнании – это в штате Химачал Прадеш, который индийцы так и называют «Land of Gods» — «Земля Богов». Или в Варанаси, где течет священная Ганга. А есть и фрилансеры, которые работают удаленно по интернету, и едут в Индию за дешевой жизнью. Им нравится жить на море, есть ананасы, и сидя за компьютером на пляже, делать свою работу. Кто-то едет в Гоа за тусовкой и серфингом.
— Чем еще интересна жизнь индийцев для нас?
— Интересно и странно для иностранца, что религия является неотъемлемой частью их жизни. Для нас это нечто особенное и личное. А для них это просто и обыденно, сопровождает их всю жизнь: привычно в храм зайти утром, как зубы почистить – вопросов не возникает. Если сказали – это святой человек, то идут и в ноги поклонятся в знак почтения, и ни у кого не возникнет сомнений. Потому что такими вещами не шутят. И никому не надо, чтобы подтверждали это какими-то чудесами. А поклоны там прямо до земли, либо нужно вообще встать на колени и коснуться лбом ног другого человека. Для нас это поначалу кажется просто дикостью! В нашем менталитете возникнет сразу вопрос – «а кто он такой, чтобы я кланялся?!». Но когда ты расслабляешься и входишь в их образ жизни, все напускные эмоции уходят.
— И гордыня?
— И это тоже. И рвение, и эго. Я считаю, что нам это даже полезно. Ну, поклонился, не убыло же с тебя. Даже если ты и не считаешь этого человека великим, но ты показываешь уважение к традициям. Поклонился и не оскорбил своим отказом ни его, ни тех, кто его почитает.
— Что с традиционными оздоровительными методиками? Посетивший в этом году Павлодар известный индийский кардиолог рассказывал о профилактике заболеваний методом медитации, концентрации и расслабления.
— Нам скажи «медитация», и мы не знаем, что это. А в Индии все знают. Более того, к тем, кто практикует это, все относятся уважительно. Рядовой индиец знает, о чем речь, но занимаются, кстати, далеко не все. А вот с возрастом, когда дети выросли, и появляется время на себя, многие приходят к этому пути оздоровления. У меня прямо осознание момента было: старость для того и «придумана». Ты не можешь работать, рожать детей, пахать землю: так садись и медитируй. В нашей жизни все устроено гармонично – самое время подумать о Боге, о душе, почитать мантру, помедитировать. Или пойти в церковь, помолиться – разницы нет. Важно прийти к этому.
— Наверное, поэтому в Индии очень много отшельников, монахов, которые живут при храмах, путешествуют по святым местам?
— И у нас такие есть. Но в Индии их гораздо больше. Еще нам кажется странным, что священнослужитель может смеяться или носить кроссовки. Там с этим нет проблем. Саду, садху – монахи, святые люди, философы в индуизме — очень улыбчивые и общительные люди.
— Там жива традиция испрашивания совета у мудрецов?
— Да. А бывают странствующие саду, которые путешествуют по разным местам. Мне как-то встретился такой совершенно случайно. Он сидел за соседним столиком в кафе. Вдруг повернулся ко мне и сказал – «бери ручку и пиши». И стал диктовать. А потом говорит: «Прочитай, что написала. Все поняла? Не забудь!». Причем, они говорят действительно дельные вещи, которые нужны именно тебе и именно в этот момент. Причем, ничего не требуя взамен. Ну, бывает, что попросят добавить денег на билет. У них так принято – саду выбрал жизнь отшельника для того, чтобы медитировать, молиться, читать мантры. Ему действительно некогда работать, это нормально. И им все помогают. Правда, встречаются побирушки, которые переодеваются в странствующих монахов. Но таких тоже сразу видно.
— В Индии тебе удалось постичь истину, или приблизиться к ее пониманию?
— Когда ты оказываешься в экстремальных условиях, все начинает работать в другом ритме. И иногда тебе от этого становится легче что-то понять. Были моменты, когда я ходила в поход на Алтай. Там мы не молились, не медитировали. Но именно из-за того, что люди оказываются в новой обстановке и нужно быстро адаптироваться, появляются другие мысли. И ты для себя открываешь что-то новое. Я видела это в себе, и в других людях рядом. Хотя поначалу всплывает эго – кому-то ботинки не те достались, а кому-то хлеб, «почему у меня палатка хуже», и «отчего вы меня не ждете – у меня нога болит!». Но в конце поездки у всех происходит переосмысление. Вокруг горы – можешь плакать, ругаться, но домой пойти не можешь, и тебе приходится все переосмыслить. И через 10 дней ты становишься другим человеком.
— Это волшебные «места силы так действуют?
— Думаю, работает все вместе. Ты «вышел из зоны комфорта», как сейчас модно говорить в психологии. И все равно, куда именно ты оттуда вышел – в Москву, на Алтай или в Индию, в Японию или в Европу. Еще в Индии много особенных людей – саду, йогов и т.д. У нас сложнее встретить на улице человека, который всю жизнь изучает священные тексты, и может сказать о Боге и устройстве мира. А там с тобой это периодически случается. В Гималаях сами горы настраивает на созерцательное настроение.
— Индия меняет людей?
— Безусловно. Если кто-то едет искать Бога, Истину, гуру – найдут. Но только нужно искать без гордыни. Ведь по запросам будут и ответы. По мне, так все самое лучшее, как в песне, дается бесплатно – как небо и звезды. Я считаю, это правильно. Посвящение и духовный опыт приходят тогда, когда ты к ним готов. И, может быть, тебе придется за это заплатить что-то. Как правило, эта сумма как раз лишняя. А если денег нет, их никто не попросит. У меня было именно так. Все приходило само – в нужном месте и в нужное время, и это, я считаю, правильно. Как писал Булгаков – «каждому будет дано по его вере».
Продолжение следует.
Ирина КОВАЛЁВА, фото Анастасии КАРПОВОЙ, НЖ№43, 29.10.15