Пятница, 29 марта
Меню

Учитесь общаться!

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1718
Учитесь общаться!

Детские суициды, уход молодёжи в радикальные секты, развитие подростковой интернет-зависимости, игромании и наркомании, конфликты учеников с преподавателями, распад молодых семей – всё это происходит от неумения общаться, утверждает павлодарский психолог Павлодарского музыкального колледжа Елена Ковалёва. Выход есть, утверждает она – работа над собой.

Во многих современных семьях дети представлены сами себе, так как родители целыми днями пропадают на работе, а потом у них не хватает ни сил, ни времени, ни желания для полноценного общения с ребёнком. Зачастую семейным досугом является совместный просмотр телевизора, или отстранённое друг от друга копание в интернете – ноутбуке или смартфоне.

В таких семьях дети не приобретают естественный и жизненно необходимый навык живого общения, заменяя его ущербным суррогатом – обрывистой и зачастую нарочито безграмотной перепиской в соцсетях или отправкой коротких SMS-сообщений по телефону. Причём интеллигентность и материальный достаток семьи мерилом не является. Недостаток общения с детьми может быть в любых семьях.

Если нечто похожее происходит у вас – это повод для беспокойства о дальнейшей судьбе вашего ребёнка, без навыков живого общения он может войти в группы риска, указанные в начале статьи. Многие родители ошибочно считают, что морально-нравственным воспитанием их детей должна заниматься школа, хотя этот пункт нигде законодательно не прописан. Да и с точки зрения психологии воспитание должно идти из семьи.

Недостатки семейного воспитания дети приносят в школу, в техникумы и вузы. Это становится одной из причин конфликтов с педагогами, которым, порой, и самим не достаёт знаний детской психологии и педагогического общения. Самый распространённых пример на постсоветском пространстве – конфликт и взаимное непонимание между студентами средне-специальных учебных заведений (училищ, техникумов и т.д.) с мастерами.

— Преподавателями практических занятий в технических колледжах работают мастера. Они передовики производства, высококлассные специалисты, но не профессиональные педагоги, — раскрывает суть проблемы психолог Елена Ковалёва. – Сейчас все абсолютно забыли про то, что нужно воспитывать у молодёжи терпение, усидчивость, послушание, смирение, внимание и уважение к преподавателям и мастерам, как будто это стало вдруг не нужным. Очевидно, что эта проблема не один год копилась. В итоге – нет взаимопонимания и точек соприкосновения между мастерами и студентами, мастерами и другими преподавателями. Так возникла тема моего доклада.

«Эффект общения» — так называется доклад, который подготовила Елена Ковалёва вместе со своей дочерью Анастасией, доктором социальных наук Университета Мангейма, членом научного сообщества психологов Германии. Елена Борисовна прочитала этот доклад 8 октября в Музыкальном колледже для методистов колледжей Павлодарской области. В зале было порядка 30 специалистов, которые все два с половиной часа внимательно слушали докладчика, записывали её выступление на диктофон, признав, что информация прозвучала новая и актуальная, и что такие семинары раньше не проводились.

— Я подготовила три видеопрезентации и несколько психологических тренингов по самоосознанию, — рассказывает Елена Ковалёва. – Для начала педагог должен понять, кто он, осознать свою роль в жизни. Первый пример: я дала задание слушателям, чтобы каждый написал на бумаге свои положительные и отрицательные качества. Они задумались, некоторые даже стали советоваться, многие написали в среднем по три хороших и плохих качества. Потом я им дала подсказку – лист, на котором перечислены все положительные и отрицательные качества человека. Около полусотни. Многие признали, что и эти качества у них есть, но они не обратили на них внимания или не смогли сформулировать. Самоосознание – это отправная точка в работе над своими недостатками. Я задала слушателям вопрос: какие ассоциации у вас возникают со словом «работа»? Первое, что я услышала со всех сторон, – деньги. Вот женщина сидит, может, она голодная вообще пришла, измотанная, уставшая. У неё на первом месте – деньги. Потому что их постоянно не хватает. Вторая ассоциация с работой у многих – усталость. О каком эффективном общении и работе в таком состоянии может идти речь?

Ковалёва считает, что негативное отношение к работе сказывается на уровне психосоматики – у учителей, не желающих идти в учебное заведение, возникают боли в ногах и спине, их чаще болит голова. Я лично уверен, что эффективность педагогов повысится, когда они будут идти на работу с энтузиазмом, когда слово «Работа» у них будет ассоциироваться с «призванием», с «великой миссией», с «радостью общения с детьми». Однако, нужно признать, что эту проблему одними психологическими тренингами, разумеется, не решить. Нужна финансовая поддержка учителей государством. Нужно поднять звание «Учитель» на былой, почётный уровень. Как сказали братья Стругацкие: «кто учит детей, тот владеет будущим». Какое будущее ждёт нашу страну, когда власти экономят на образовании, когда учителя больше волнует, как снискать хлеб насущный и написать отчёт о работе, а не обучение молодых граждан?

Приведу пример из истории – до 1954 года учителя и врачи в СССР были одними из самых высокооплачиваемых специалистов, чьи доходы на 25-30 процентов были выше, чем у других. В сёлах им выделяли жилые дома, подворья. Эффект от такой экономической политики был очевиден – в те годы из советских школ вышла целая плеяда известных учёных, творцов и прочих талантливых людей, коими гордится сегодняшний Казахстан. Будем надеяться, что, обещаемое повышение зарплаты казахстанским учителям на 20-50 процентов к 2016 году, возможно, несколько добавит им энтузиазма. Если не помешает инфляция и другие финансовые катаклизмы.

Но вернёмся к вопросу общения. Елена Ковалёва дала чёткую и простую формулировку: «Эффективное общение возможно только при условии взаимного уважения, открытого обмена информацией между вестником и получателем». В ходе общения важно придерживаться трёх принципов: время, терпение, внимание. Иногда восприятию информации нам мешает неприятие человека на подсознательном уровне, возникающее при первом знакомстве с ним. Как говорят: встречают по одёжке. Представьте себе, вам встретился внешне прекрасный человек, интересный собеседник, но вы отчего-то не хотите с ним общаться. Причём, не можете объяснить свою неприязнь. А дело может быть в том, что он одеждой, фигурой или голосом может напоминать вам другого человека, который вам неприятен, и общения с которым вы избегаете. Для того, чтобы по-настоящему узнать человека нужно время и терпение. Тогда и общение с ним может стать приятным и полезным.

— Когда мы общаемся с людьми, мы не обращаем внимания на мимику свою и собеседника, на позицию рук и ног при разговоре, — рассказывает Елена Борисовна. – Человек может сидеть перед вами нога на ногу, скрестив руки на груди. Это подсознательный сигнал, что он не хочет принимать вашу информацию, а мы начинаем ему вдалбливать. Эффекта от такого общения не будет.

Елена Борисовна провела с методистами интересный психологический эксперимент, сыграв с ними в игру на подобие «испорченного телефона». Но только вместо слов участники должны передавать друг другу мимику. Первому, чтобы не слышали другие, было предложено изобразить на лице радость, потом передать её дальше по цепочке. Первые три человека с задачей справились, а дальше сработал эффект «испорченного телефона». В итоге девятый участник изобразил на лице гримасу омерзения. Это говорит о том, как сложно людям выражать и понимать эмоции.

Елена Ковалёва ознакомила собравшихся с Моделью четырёх каналов (или, как её ещё называют «Моделью четырёх ушей»), разработанной в 1981 году немецким психологом Фридеманном Шульцем фон Туном, который разобрался в том, почему мы часто слышим, но не понимаем друг друга. Почему до нас не доходит с первого раза. Эта проблема часто возникает в общении учителя и ученика, которому сколько ни говори, а ему всё «как о стенку горох».

По Туну у каждого человека есть четыре канала восприятия информации (условно говоря, четыре уха), и все эти четыре уха могут воспринять и интерпретировать одну и ту же информацию по-разному. И «включаются» они в зависимости от ситуации. Первый уровень фактов: что именно я хочу сообщить? Второй уровень призыва к действию: чего я хочу добиться, передавая это сообщение? Третий уровень отношения: что я думаю о тебе? Четвёртый уровень откровения: что я хочу сказать о себе?

Простой пример: женщина ведет машину, мужчина сидит рядом. Впереди загорелся зелёный свет светофора. Мужчина может сообщить женщине об этом с разными интонациями. На первом уровне фактов: смотри, там впереди зеленый свет. На втором уровне призыва к действию: ну, езжай же! На третьем уровне отношения: у тебя замедленная реакция по сравнению со мной. На четвёртом уровне откровения: я тороплюсь, хочу, чтобы мы быстрее доехали!

Если в этот момент собеседники настроены на разные уровни передачи и восприятия информации, то они не поймут друг друга, и возможен конфликт. Поэтому для эффективного общения нужно чётко знать, кому, что и как говорить. Нужно уметь чувствовать собеседника. Любопытно, что эффективности общения и восприятия информации по Туну в Германии школьников учат чуть ли не с начальных классов. Это часть школьной программы – немецкий язык плюс коммуникация.

— Елена Борисовна подняла достаточно глобальную тему и с точки зрения психолога раскрыла сущность общения между людьми, — говорит организатор семинара руководитель Областного методического объединения «Методисты технического профессионального образования» Евгения Шейкина. — Она дала возможность умным, ищущим людям самостоятельно поработать над собой, поразмышлять, поискать литературу, и призвала к сотрудничеству.

Фёдор КОВАЛЁВ, НЖ№41, 15.10.15