Среда, 1 февраля
облачно с прояснениямиПавлодар, -19°C
460.51 6.53 498.69
Меню

Добрая память о «Неизвестном Орионе»

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 4181
Фотоклуб «Орион», октябрь, 1983 г.

 

Павлодарский народный фотоклуб «Орион» отметил своё 45-летие выставкой «Неизвестный Орион» в галерее «Айна». Там представлены чёрно-белые снимки 27 авторов. Эти работы были сделаны и отпечатаны в 70-80-х годах для городских и республиканских выставок и с тех пор ни разу не экспонировались.

Из 27 авторов, участников фотоклуба «Орион» 70-80-х годов, на открытие выставки в честь его 45-летия смогли прийти не все – многие переехали из Павлодара в другие города Казахстана или за рубеж, половины уже и нет в живых. Галерею «Айна» посетили корифеи клуба «Орион», бывшие у его истоков, или вступившие в первые годы его деятельности: Николай Мохирев, Борис Краснянский, Екатерина Завсигалова, Александр Пархоменко, Сергей Гришин, Александр Крашенников, которые по сей день верны фотоискусству, журналисты Тамара Карандашова и Ирина Кононенко и другие.

Фотоклуб «Орион» — первый в Павлодаре. Он был организован в 1970 году фотографами-любителями, среди которых были самые разные люди: рабочие, интеллигенция, студенты и школьники. Нужно отметить, что все состоявшиеся павлодарские фотографы старшего поколения прошли через «Орион». За годы работы в клубе выросла целая плеяда интереснейших фотохудожников, чьи имена сегодня известны далеко за пределами Казахстана. Это Едыге Ниязов, Артур Меттус, Борис Краснянский, Александр Пархоменко, Альберт Шар, Максим Андрес и многие, многие другие.

Открытие выставки посетили два фотографа, которые участвовали в первых импровизированных встречах фотолюбителей, на которых решался вопрос  организации клуба «Орион». Старший из павлодарских фотографов – Николай Мохирев скоро отметит своё 80-летие. Не так давно о Мохиреве вновь заговорили после того, как он выложил на своей странице в «Одноклассниках» свыше 9000 уникальных фотографий Павлодара и горожан, сделанных им в 70-х годах. Недавно он обнаружил в своём домашнем архиве порядка тысячи кадров тех лет, которые он снимал фотоаппаратом «Москва» на широкую плёнку, форматом 6 на 9 сантиметров. Там запечатлены шикарные панорамы строящегося Павлодара.

Николай Мохирев и Владимир Аверьянов

— В 1970 году в течение месяца мы собирались у Дома союзов, — вспоминает Николай Николаевич. — Друг друга ждали на крыльце, кто подойдёт, потом поднимались на четвёртый этаж в актовый зал и там общались. По пальцам можно перечислить всех: Константин Касиванов, Виктор Киблер, я, Витя Иванов, Едыге Ниязов, Миша Зуев, Шадрин Геннадий, возможно, кто-то ещё был. Насколько я помню, организатором был Касиванов. У меня сохранилось много фотографий первых заседаний. Потом мы провели первую совместную выставку. А первая авторская выставка была моя – весной 1973 года в фойе кинотеатра «Аврора». В 1975 году я стал заведующим Областным клубом-лабораторией кинолюбителей при Областном совете профсоюзов и наши пути с фотоклубом разошлись.

На выставке «Неизвестный Орион» Николай Мохирев встретил своего товарища по фотоклубу Владимира Дмитриевича Аверьянова, с которым не виделся целых 30 лет. В 1970 году Аверьянов работал в Комитете народного контроля и увлекался фотографией. Позже стал заместителем начальника Облбытуправления, курировал, в частности, и Фотокомбинат, который занимал первый этаж и подвал по ул. Бебеля, 40 (ул. Естая).

— Как мы, фотографы в те годы находили друг друга? Интернета не было, да и телефоны были не у всех. Идёшь по улице, увешанный фотоаппаратурой, видишь такого же коллегу, подходишь, знакомишься, обмениваешься адресами, — рассказывает Владимир Дмитриевич. — Это сейчас фотокамеры есть почти у всех, даже в сотовом телефоне, а тогда если человек с фотоаппаратом, с кофрами, сразу видно – свой, фотолюбитель. Так собрался костяк клуба, человек десять. Первому председателю Касиванову было под 60 лет, мне лет 30-40, другим примерно столько же, потом молодёжь пошла. Клубу выделили помещение – подвал по ул. Советов, 41 (ул. Бектурова). Там мы проводили лекции по технике фотографии, у нас были профессиональные фотографы из Фотокомбината. Например, Виктор Киблер. Он был энтузиаст любительской фотографии. В Фотокомбинате сильно не разгуляешься – там свои стандарты, а него фантазия была, склонность к рационализаторству. Он всякие объективы и приспособления для печати фотографий мастерил. Тогда ощущался голод в аппаратуре. Плёнки и химикаты были дешёвые, а вот где всё это качественно проявить для многих было проблемой. Сначала по домам сидели, потом в фотоклубе сами лабораторию оборудовали. Пресс нам выделили, на котором мы фотографии на ДСП клеили, форматом 30 на 40 сантиметров для выставок. Они были тяжёлые, но надёжные. Тогда рамок со стеклом не было. Надо сказать, что тогда нам государство хорошо помогало, поддерживало общественные инициативы.

На выставке представлены работы 70-х годов ещё одного корифея павлодарской фотографии – Бориса Захаровича Краснянского. Он пришёл в «Орион» в 1974 году. В этом году у него была персональная выставка в доме-музее Д. Багаева.

— Я пришёл в «Орион» фотографом-ремесленником, — рассказывает Борис Захарович. — Для меня создание фотографического снимка не было тайной. А вот тайна культуры фотографии, где есть ценность снимка – это уже пришло в фотоклубе «Орион». Там я узнал, что картинка – это одно, но когда есть ещё содержание – это произведение искусства.

Александр Пархоменко и Борис Краснянский

Известный павлодарский фотограф Александр Васильевич Пархоменко, чьи масштабные фотоработы сегодня украшают стены многих государственных учреждений, пришёл в «Орион» в 1973 году 13-летним парнишкой. С тех пор фотография стала частью его жизни, его профессией.

— Мне очень нравилась атмосфера. Она была непринуждённой, где все равны. Независимо от того, кто ты – 13-летний молодой человек или 70-летний, умудрённый жизненным опытом. Ко всем относились очень уважительно, — говорит Александр Васильевич. — На первом заседании ко мне подсел такой представительный мужчина, протянул руку и говорит: привет! Ты в первый раз? И я тоже. Давай дружить. Это оказался Артур Александрович Меттус – член Союза композиторов СССР. Потом он 15 лет возглавлял фотоклуб после Константина Касиванова и Виктора Шаповалова. С тех пор практически до конца его дней мы поддерживали контакты. Он сыграл в моей жизни большую роль… Мне запомнилась выставка благодаря которой клуб «Орион» получил звание «Народный». Это было летом 1980 года. Все были в отпусках, в клубе собрались трое – Меттус, Никифоров Володя и я. Собрали выставку большую – около 200 работ. Всё смонтировали в стекло и отвезли по приглашению республиканского облсовпрофа в Республиканский дом Профсоюзов. Там в большом зале за несколько дней сделали выставку. И благодаря этой выставке было принято решение одному из первых в Казахстане присвоить звание «Народный» фотоклубу «Орион».

Артур Меттус

На выставке в «Айне» участники «Ориона» тёплыми  словами помянули и Едыге Ришатовича Ниязова, который возглавлял клуб целых 23 года и организовал единственную в Казахстане и вторую в СССР детскую фотошколу. На выставке представлены его ранние работы, стилистически отличающиеся от его последних фотографий.

— У всех павлодарских зрителей на слуху имена Ниязова, Меттуса и других, но в старом «Орионе» было много интересных авторов, имена которых сейчас широкой публике уже неизвестны. Поэтому выставка и называется «Неизвестный Орион», — объясняет организатор экспозиции, фотограф Сергей Гришин, пришедший в фотоклуб в 70-х. – Здесь представлены исключительно черно-белые работы 70-80-х годов, так называемая «серебряная фотография», хотя в те годы у нас уже занимались и цветной фотографией. Эти фотографии печатались самими авторами для фотовыставок, но с советских времён больше нигде не экспонировались – лежали в архиве фотоклуба «Орион».

В жизни фотоклуба «Орион» был девятилетний перерыв – с 1994 по 2003 годы, когда для всех были по-настоящему нелёгкие времена. Клуб возродился в 2004 году. С сейчас его возглавляет фотограф с большим стажем Владимир Высоцкий. Как говорят сами фотоклубовцы, нельзя сравнивать старый «Орион» с новым, так как сегодня перед ним стоят другие задачи. Если старый «Орион» имел образовательную функцию, придя туда, новичок мог научиться технике фотографии, то новый «Орион» — это клуб по интересам, стать членом которого может стать действующий фотограф. Здесь фотолюбители делятся уже имеющимся опытом, демонстрируют свои фотографии, прислушиваясь к мнению коллег, организовывают совместные фотовыставки. В прошлом году в большом зале Павлодарского областного художественного музея прошла выставка, на которой было представлено больше 200 современных работ орионовцев.

Новый «Орион» открыл новых интересных фотохудожников. Один из них Александр Борщёв, который сегодня известен в Павлодаре своими изумительными пейзажами, уникальным виденьем природы.

— Я занимаюсь фотографией с детства, но это развивалось всё как-то бессистемно, интуитивно. В «Орион» я пришёл в 2013 году. Я считаю, когда ты занимаешься любимым делом и стремишься к совершенству, то будешь развиваться с геометрической прогрессией.

Скульптор Зоя Соболева

Нужно отметить, что в новом «Орионе» постоянно действующих молодых фотографов не много. Молодёжь приходит, общается, получает порцию знаний и уезжает. Тенденция такова, что на протяжении последних лет Павлодар активно стали покидать представители, так называемой «креативной» или «продвинутой» молодёжи – фотографы, музыканты, художники, дизайнеры и т.д. Они находят применение своим творческим силам в других странах, не видя перспектив на Родине.

На выставке «Неизвестный Орион» выявилась ещё одна тенденция – старые орионовцы больше внимания уделяли людям, снимали портреты, жанровые сценки, подсмотренные на улицах города. На фотографиях много людей труда. Понятно, что это направление было задано Облсовпрофом, под крылом которого обосновались фотолюбители, но люди на этих снимках выглядят естественно, без позёрства.

— В те годы люди были более простые и открытые, даже улыбки были другими – непринуждёнными, — рассуждает фотограф Александр Крашенников. – Сейчас, порой, наводишь на человека фотоаппарат, он или хмурится, или кричит: «не снимай!», или начинает позировать как-то неадекватно. Более зажатые люди стали. Я всегда любил снимать портреты и жанр, а сейчас больше пейзаж интересен.

Вот такое веяние времени. Возможно, поэтому на выставках современной фотографии мы видим больше снимков городов, улиц, стен, трещин и луж на асфальте, и всё меньше открытых и светлых человеческих лиц, как на выставке «Неизвестный Орион».

Выставка «Неизвестный Орион» будет работать примерно до 26 октября. Галерея «Айна» расположена на втором этаже Областной библиотеки им. Торайгырова по адресу: ул. Ак. Сатпаева, 104. Подробности на станице фотоклуба «Орион» ВКонтакте: http://vk.com/fotocluborion

Фёдор КОВАЛЁВ, фото автора и участников выставки. НЖ№40, 08.10.15