(Окончание, начало в №38 от 23 сентября)
Сегодня мы завершаем рассказ о жизни Альберта Панасюка – представителя старейшего и знатного павлодарского рода Кутышевых, которые обосновались в Прииртышье в 19 веке, со времён Ямышевской крепости.
Как мы уже писали, Альберту Александровичу Панасюку 85 лет. Его дед Пётр Михайлович Кутышев был станичным атаманом, а прадед Михаил Иванович Кутышев – уездным старостой. В 1933 году его родной отец Фёдор Петрович Кутышев оставил семью, и связь с ним прервалась. Мама Анна Фёдоровна вышла замуж за зоотехника Александра Ивановича Панасюка (позже он работал главным зоотехником по племенному делу областного управления сельского хозяйства). В 1940 году отчим усыновил мальчика.
Свидетельство о рождении Альберту сделали на бланке для беспризорников, в котором не было графы «родители». Так десятилетний Альберт Фёдорович Кутышев стал Альбертом Александровичем Панасюк. Даже не Альбертом, а «Албритом» — так по ошибке записали его в метрике. Эту досадную ошибку парень обнаружил, лишь получая первый паспорт. Позже он восстановил своё звучное имя.
В 1950 году по окончанию Махачкалинского погранучилища Альберт Панасюк в звании лейтенанта служил в Тихоокеанском пограничном округе (г. Иман, ныне Дальнереченск), поднялся до должности старшего оперуполномоченного первого отдела разведки. В 1951 году он познакомился с девушкой-парикмахером Тамарой Маляренко, которая переехала с родителями в Иман из Киева.
Альберту был 21 год, Тамаре – 18. На их свадьбе присутствовало всё командование погранокруга. В 1952 году в семье Панасюк родился первенец – Юра. Потом Альберт Александрович уехал в Москву на курсы усовершенствования оперативного кадрового состава. В 1954 году Генсек Никита Хрущёв постановил сократить Вооружённые силы СССР. Панасюк демобилизовался и вместе с семьёй переехал в Павлодар. В том же 1954 году у него родился второй сын, которого назвали Михаилом, в честь великого русского учёного Ломоносова.
— В Павлодаре я поступил на работу инспектором отдела учёта и отчётности Уполномоченного министерства заготовок Павлодарской области, а через год уже стал начальником отдела. Все заготовки сельхозпродукции шли через нас. На первой сводке целинного урожая Павлодарской области стоит подпись Уполномоченного, им тогда был Григорий Иванович Гречкань, и моя подпись, — рассказывает Альберт Александрович.
В 1956 году Никита Хрущёв издаёт постановление о ликвидации министерств и создаёт Совнархозы. Одним из первых было ликвидировано Министерство заготовок. Альберту Панасюку пришлось перейти на другое место работы. Он поступил на заочное отделение экономического факультета Московского инженерно-строительного института (МИСИ) и устроился экономистом в Трест «Павлодарсовхозстрой». Через год он был уже начальником планового отдела. По словам Панасюка, трест в те годы работал убыточно, и он решил эту проблему.
— Я выяснил причину убытков – нам доводились показатели индустриального метода строительства, а они подразумевали наличие заводов ЖБИ, новые стройматериалы. А у нас тогда ничего этого не было. В основном строили из самана, кирпича, камыша, дерева. Было несколько открытых площадок, где делали пескоблоки и железобетон какой-то, — вспоминает Альберт Панасюк. – Я составил расчёт и приехал с ним в наше Министерство сельского строительства КазССР. Потом министр меня к себе вызвал, говорит, сынок (мне тогда 27 лет было), скажи, такой расчёт по Министерству сделать можно? Можно, говорю. Мне дали все данные, я подготовил расчёт. А там от снабжения материалами зависят темпы и качество строительства и средняя зарплата. Транспортную схему учёл – у нас стройматериалы перевозились по всей области. Потом Госплан СССР мои расчёты утвердил. Буквально через полгода все тресты Целинного края заработали рентабельно, а наш трест через полгода вышел на первое место по Союзу и получил переходящее Красное знамя.
В 1958-1959 годах Панасюк, как офицер запаса, участвовал в создании гражданской обороны Павлодарской области. Он был внештатным начальником штаба областной аварийно-спасательной службы. Награждён знаками «Готов к гражданской обороне» и «Отличник гражданской обороны». Нужно отметить, что, начиная с военного училища, он продолжал заниматься спортом.
До 1960 года Альберт Панасюк возглавлял плановый отдел. Потом его, как хорошего организатора, избрали председателем Объединенного построечного профсоюзного комитета Треста «Павлодарсовхозстрой». На третий год его успешного председательствования Никита Хрущёв издаёт новое постановление, по которому человек на выборной должности может находиться не более двух лет. «Вот так Хрущёв мне три раза дорогу перешёл» — шутит Альберт Александрович.
Так как молодой специалист был на хорошем счету, председатель обкома профсоюзов Григорий Желтяков предложил его кандидатуру в Трест «Главцелинстроя» №5. Через полгода пятый Трест вышел на первое место по стране. В 1963 году Альберт Панасюк попал автокатастрофу. Около полуночи он возвращался с четырьмя коллегами из села Мынкуль, где был в командировке. В районе Черноярки водитель неудачно объехал выбоину на дороге, крутанул руль, и машина ушла в кювет.
— Я сидел на заднем сиденье, вижу в зеркало искажённое лицо водителя, понимаю – совсем плохо дело, — вспоминает Альберт Панасюк. – Машина, как в кювет сошла, бампером зацепилась и перевернулась через себя. Я вылетел в открывшуюся дверь. А эти ещё два раза перевернулись и на колёса встали. Женщина-бухгалтер и начальник Мынкульского СМУ погибли, мы трое получили тяжёлые травмы. У меня был компрессионный перелом шейного отдела позвоночника. Полтора года в сложном корсете ходил с головодержателем. Вторую группу инвалидности дали.
В 1963 году в семье Панасюк родился третий сын – Александр. В 1966 году Панасюк вернулся в трест, с которого началась его профсоюзная деятельность, теперь он назывался Трест «Совхозстрой №19». Он поступил туда на должность старшего экономиста экономической лаборатории, где рассчитывали переход на семилетнее планирование, которое хотел ввести Хрущёв вместо пятилетки. В конце 60-х Панасюку было присвоено звание «Ветеран труда». В 1971 году Альберт Александрович перевёлся в Областной комитет народного контроля, стал инспектором по строительству.
— Тогда экибастузский пищевой комплекс строился – мясокомбинат, молкомбинат и хлебокомбинат, — вспоминает Альберт Панасюк. — Там допустили по некоторым объектам приписки. Жалобу люди написали в Алма-Ату, оттуда передали нам. Я поехал в Экибастуз, разобрался, дал определённые сроки, что можно быстро сделать, а за что наказать. Я всегда старался скоординировать работу так, чтобы решить вопрос без лишнего шума.
В 1974 году ему предложили вернуться в родной трест, который в ту пору был переименован в Трест «Павлодарсельстрой №19». Альберт Александрович возглавил в нём отдел кадров. Этот переход он объясняет чисто материальными соображениями. К тому времени у него было два взрослых сына, зарплата инспектора в Народном контроле была 180 рублей, а начальника отдела кадров – 350 рублей. Из Народного контроля его отпустили с условием, что он останется внештатным заведующим отделом строительства.
В эти же годы Панасюк активно участвовал в работе Добровольной народной дружины, был начальником штаба ДНД своего Треста «Павлодарсельстрой №19». У Альберта Панасюка есть привычка говорить правду в глаза, невзирая на регалии. Одни коллеги высоко ценили его смелость и принципиальность, другим она становилась костью в горле. Поэтому появились влиятельные люди, решившие убрать его со своего пути.
В 1977 году Панасюк был вынужден резко сменить сферу своей деятельности. Стал заведующим бюро копировально-множительной печати вычислительного центра Облстатуправления. Но областное руководство понимало, что квалифицированные руководящие кадры — на вес золота. В 1984 году Альберту Александровичу предложили должность директора Областной типографии №1 им. В. Иванова (нынешний Дом печати по ул. Ленина).
— Когда я принял типографию, там был полный развал, убытки, долги, перерасход фонда заработной платы. Рабочие трудились три дня в неделю, остальное время пьянствовали, — говорит Альберт Панасюк. – Я всё это дело проанализировал. За шесть месяцев рассчитались с долгами, на расчётном счёте типографии было 50 рублей, а стало 50 тысяч. По итогам первого квартала мы отправили показатели в Алма-Ату, оттуда их переслали в Москву. Потом получаю из Москвы из Союзполиграфиздата вот эту телеграмму (показывает бланк): поздравляем коллектив с присуждением по итогам Социалистического соревнования первого места, переходящего Красного знамени и первой денежной премии.
Альберт Панасюк объяснил, как за полгода отстающая типография стала лучшей в стране. Дело в том, что раньше ротационные машины работали в ней всего три дня в неделю – печатали газеты. Больше заказов не было. Панасюк заключил договор с Госсоюзучётом на производство бланочной продукции. В связи с этим поднялась зарплата у рабочих с 200 рублей почти до 500. Закончились их пьянки-гулянки, наладилась дисциплина.
— У нас одна чешская машина тогда не работала. Деталь на ней вышла из строя. В то время чехи поставляли нам оборудование, а запчасти не давали. Пришёл ко мне однажды директор Инструментального завода, надо было ему помочь. Я ему и говорю: а мне такую деталь сделать можете? Он повертел её в руках: запросто! На Инструментальном заводе выточили нам эту деталь, и мы запустили машину. Слух об этом дошёл до Москвы. Мне оттуда звонят: как ты умудрился машину запустить? У нас по всему Союзу много таких машин годами простаивает. Ну, я и поделился опытом, — рассказывает Альберт Александрович.
Директором типографии он проработал до 1986 года. Потом произошёл конфликт с вышестоящим руководством. Панасюк устроился старшим мастером в Павлодарский филиал Алма-Атинского завода по техническому обслуживанию и ремонту вычислительной техники. Предприятие располагалось в Павлодаре возле старой мечети, на том месте, где сейчас стоит особняк одного известного государственного деятеля. В 1987 году Альберт Александрович стал старшим инспектором отдела кадров, а в 1990 году вышел на пенсию.
От расслабленного заслуженного отдыха Панасюк отказался. В 1992 году его приняли инженером в Жилищно-строительный кооператив «Союз», где он долгие годы был членом правления. Когда в ЖСК не хватало сантехников, пенсионер сам брался за чёрную работу. Некоторое время Альберт Александрович от областного Совета ветеранов труда входил в общественную комиссию при Антимонопольном комитете.
— Приглашали меня на эти заседания недолго. Видимо, слишком неудобные вопросы я задавал монополистам, — говорит Альберт Панасюк. – Первый раз, помню, когда энергетики тарифы поднимали, жаловались, что им не хватает денег. Я спрашиваю: это ваша бригада на Жаяу-Мусы работает? Да, говорят, наша. А там один сварщик с помощником варят трубы, а рядом целый день техника молотит – кран подъёмный заведённый стоит, автобус для рабочих. Я им говорю: при такой организации труда вам никогда денег хватать не будет. В следующий раз — заседание по воде. Горводоканал жалуется, что денег на замену труб у них нет. Я им говорю: у вас в тарифе заложены отчисления на капремонт. У вас должны быть накопления. Где эти деньги? Никто не смог ответить. Меня после этого больше приглашать не стали.
В 2007 году ушла из жизни жена Альберта Панасюка – Тамара Николаевна. Вместе они прожили больше полвека. В 2011 году произошла ещё одна тяжёлая утрата – безвременно ушёл из жизни средний сын Михаил. У него были проблемы с сердцем. В последние годы жизни Михаил занимался бизнесом, а до этого работал заместителем директора павлодарского завода «Рембыттехника». Альберт Александрович подметил, что его сын, как и учёный Михаил Ломоносов, ушёл тоже на 58 году жизни.
Сейчас у Альберта Панасюка два сына. Старший Юрий, раньше был директором павлодарского Энергоцентра, а теперь живёт в Омске и возглавляет там энергокомпанию. Младший сын – Александр — завхоз вневедомственной охраны на Алюминиевом заводе. В этом году ему исполнится 52 года. У Панасюка три внука, три внучки, три правнука и четыре правнучки. Старшей правнучке 18 лет, а младшей – пять месяцев.
Сейчас основную часть своего времени Альберт Панасюк посвящает даче, где у него приносят богатый урожай яблони 22-х сортов. В том числе старорусская «Славянка» и американский «Джонатан». Этот сад развёл ещё его отчим в середине 60-х, выписывая редкие, морозоустойчивые сорта яблонь из украинской опытной станции им. Симиренко. В конце 80-х яблоки, выращенные на даче Панасюка, получили высокую оценку на Выставке Достижений Народного Хозяйства СССР в Москве.
Недавно эти чудеса многолетней селекции едва не были уничтожены. Дача Альберта Александровича расположена в садоводстве «Строитель» за Дачным микрорайоном. Городские власти решили построить здесь новый жилой массив «Достык» и определили под снос 510 садовых участков. Черта сноса пролегла неподалёку от яблоневого сада Панасюка.
Каждый день, возвращаясь с дачи, Альберт Александрович везёт с собой ведро яблок, которые раздаривает по дороге прохожим – пассажирам в автобусе, детишкам во дворе, продавщицам в магазине. Такая у него сложилась традиция.
— Что меня удивляет – в нашем роду не было репрессированных. Все спокойно работали, даже занимали руководящие посты, не смотря на то, что предки в царские времена были городской знатью, — размышляет Альберт Александрович, — И я знаю почему: потому что все мои родственники работали и служили для народа. Люди такой категории ценны при любой власти.
Фёдор КОВАЛЁВ, фото из архива А. А. Панасюка, НЖ№39, 01.10.15