Пятница, 29 марта
Меню

След Берельских номадов

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 3291
След Берельских номадов

В горах казахстанского Алтая, в уникальном заповеднике «Берель» появились новые рукотворные достопримечательности. В рамках международного симпозиума ландшафтного искусства творцы из Казахстана, России, Белоруссии и Киргизии за неделю сотворили 14 изваяний, воспевающих красоту казахстанской природы и культуры. Есть в Берельской долине и произведения павлодарских авторов. Лэнд-арт симпозиум «Кочевник» проводился впервые в ВКО. Это не простое художественное событие: наши соседи показали, в каких направлениях и как именно можно развивать красивую и прибыльную сферу – событийный и сельский туризм.

Примечательно, что «сделать красиво» Казахстану помогал Евросоюз. Организован этот совершенно новый для Восточно-Казахстанского региона проект — симпозиум «Кочевник» — при поддержке Европейского Союза, НКО «Махаон Интернешенел» (Словакия), НКО «ТЭК» (Казахстан), и в сотрудничестве с музеями ВКО, в частности, с заповедником «Берель».

Десять дней участники симпозиума из разных стран трудились не покладая рук. Свои замыслы они воплощали в создание новых достопримечательностей. Творческий слет состоялся в красивейшей долине Берель Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области. На территории заповедника насчитывается десятки древних курганов. Вдохновившись археологическими находками и духом природы этих мест, известные художники приступили к созданию скульптур в кочевой стилистике. Для изготовления арт-объектов мастера использовали природные материалы – дерево, камень, глину. Перед художниками поставили задачу: передать собственные впечатления об уникальном историко-культурном наследии казахского народа и положить начало созданию экспозиции «Кочевник» в музее-заповеднике.

Наш регион представляла член Союза художников РК Ольга Ловина. В горах Алтая теперь есть рожденный ею образ — покровительница женщин и детей Мать Умай. В старину это божество особо почиталось у тюркских народов, и занимало второе место после Тенгри. Часто изображалась богиня-мать Умай-Ана в виде женщины с золотыми волосами, которая спускалась с небес по радуге.

Беларусь представлял мастер по бересте и дереву Дмитрий Зайцев. Россию — Алексей Шеболдаев, доцент кафедры рисунка и живописи факультета прикладного искусства Московского государственного текстильного университета им. А. Н. Косыгина. Из Тургусуна (ВКО) – резчики по дереву Олег и Маргарита Якубовичи. Также помогал художникам усть-каменогорский мастер, представивший и свои собственные творения в общей концепции.

А вот зыряновские представители, увы, не вписались в общую работу и покинули проект. Работники музея-заповедника «Берель» добровольно заменили их. Возглавлял симпозиум наш земляк с мировым именем – ранее павлодарский, а ныне российский художник-монументалист из Ярославля Михаил Бекетов.

— Наш командор Михаил Петрович Бекетов рассматривал все эскизы, — рассказывает Ольга Ловина. — Наиболее понравившиеся были воплощены. Выбрали материал на месте: для Умай была подобрана древесная плита для наружной отделки, несколько раз покрытая специальными растворами. Советами Михаила Петровича я воспользовалась, но в целом эта работа от задумки до реализации – полностью моя. Мне захотелось попробовать себя не только в мелкой пластике, ювелирном искусстве, но и в монументальной скульптуре. Опыт очень интересный!

Из Кыргызстана приехала Марина Громова с росписью камней. Она принимала участие в создании каменной пирамиды. Все художники, чтобы не выпадать из общего контекста, и решать одну задачу на всех, следовали чутким наставлениям руководителя симпозиума. Энергообмен получился отличный. Концепцию ансамбля разрабатывали сообща на круглом столе, куда все пришли со своими идеями. Но основная линия принадлежала Бекетову.

— Работали вдохновенно: рано утром вставали, окунались в ледяную речку под названием Сахатушка, и приступали к созиданию, — вспоминает Ольга Ивановна. — Это такое удовольствие, работать не в мастерских, а под солнцем! Состояния гармонии наполняло художников постоянно. В первый день распланировали, во второй провели разметку на местности, и за 7 дней создали 14 удивительных арт-объекта.

Для художников создали все условия: встреча, размещение, дастархан – все было с доброжелательностью и открытостью. Свой вклад в создание новой ауры заповедника художникам помогали все – работники музея, повара, археологи, мастера и ребята из детского дома города Серебрянска. Мальчишек сразу приняли в международную художественную «семью», и всей командой славно потрудились над созданием объектов и уборкой уникальной территории.

Берельская долина всегда была священной для кочевников. Местные курганы уникальны. Археолог Зейнолла Самашев, открывший эти места для ученых, слой за слоем впускал древнюю историю в наше время. Кем были эти всадники – скифами, саками, сарматами? В самом большом кургане, помимо упокоения представителей кочевой элиты, было захоронение 17 лошадей! В некрополе впервые были найдены останки знатных конных воинов, захороненных в выдолбленных из вековых лиственниц колодах, не только с ритуальными кушаньями на богатых серебряных блюдах, но и с музыкальными инструментами. А некоторые кинжалы и сабли были инкрустированы редкостной кожей ската! Это говорит о высокоразвитых торговых отношениях.

Многие усыпальницы попали в «ледниковую линзу» и сохранились до наших дней. В том числе уцелела и уникальная конская сбруя. Сохранились детали удивительной красоты и ценности: бронзовые позолоченные фантастические птицы, деревянные и костяные бляшки с искусной резьбой, покрытые сусальным золотом. На них изображены популярные мотивы терзания хищниками травоядных животных, шествия фантастических существ, в том числе грифонов и сфинксов! Есть и фигуры крылатого коня в рогатой маске. По поверьям, только на неузнанном животном воинам-номадам можно было попасть в загробный мир…

После окончания работы пространство «Береля» зазвучало по-новому. Начинается путь у ворот. На них изображены те самые кони с рогами архара. А также сцена терзания оленя грифоном. Далее следует постамент из бревен с лицами. На них установлен большой объемный грифон. Потом посетители заповедника видят три громадных кедра, которые по замыслу автора – растут корнями вверх! Камни в корнях, камни уложены особым солярным узором и вокруг стволов. Эта композиция символизирует три жуза. Есть в общей концепции и кобыз, который играет музыку ветра.

Дальше расположился степной орган. А по левую руку — большой «Шатер шамана» с огромным каменным жерновом посередине. Можно долго разглядывать символичные подвески наверху этого «жилища» из камней, бересты и козлиных шкур. Венчает конструкцию череп лошади и деревянный наконечник. Рядом на высоких конусообразных распорках подвешен большой двусторонний бубен. Он призван отгонять тревогу, а в минуты опасности должен сплотить людей и объединить их.

Возле домика музея — композиция из расписных камней. Дальше в центре поля расположился величественный тулпар.  Чуть поодаль каменная композиция с гравировкой, пирамида из камней.

— Потом моя Умай, — говорит Ольга Ловина. — Для нее Бекетов нашел единственную клумбу, в виде ромба. А ведь зачастую Умай изображали в виде наконечника стрелы. Скульптура прекрасно освещена, это важно, ведь детали рассчитаны на свет. У статуи несколько глаз – один у птицы, два на лице. Специальное стекло для них привез из Ярославля Михаил Бекетов. Дальше – видны три ствола со сплетенными ветвями и птичьи гнезда с каменными яйцами. Все гармонично. Я очень довольна, что вокруг Умай со всех сторон отличный вид. Я так и хотела, чтобы все четыре стороны света были под ее неусыпным оком. Она покровительница женщин, плодородия, рожениц, детей. Что интересно, когда мы завершили установку, тут же пошли экскурсии. И вдруг одна женщина подошла, обняла меня: «Спасибо вам за Умай!». Потом вторая, третья! Оказалось, это очень нужный оберег. И он — на своем месте: когда скульптура была установлена, на небе появились облака в виде птиц! Удивительное было ощущение от всей атмосферы.

Подобный опыт лэнд-артов – свежее явление для Казахстана, авторский проект Светланы Беловой из Словакии. Это и есть событийный туризм, который сейчас в республике только узнают. По мнению организаторов, таким способом создается уникальная туристическая инфраструктура. Все эти высокохудожественные произведения останутся в заповеднике. А сам музей-заповедник «Берель» планирует показать себя как достойный туристический объект на «EXPO-2017».

Я вспомнила об уникальных объектах истории и культуры на территории нашего региона. На вопрос, есть ли желание создать что-то для Павлодарского Прииртышья, Ольга Ловина ответила, что с удовольствием бы приняла участие в подобном проекте в нашей области. Главное, считает художница, заинтересовать власти и создать мастерам все условия для созидания. А я думаю, многие павлодарцы с удовольствием бы посмотрели на то, как вживую создаются новые образы историй и легенд нашей земли.

Очень точно описал лэнд-арт, как событие художник Михаил Бекетов, отметив по окончании симпозиума «Кочевник» на своей странице в Фейсбуке: «Спасибо организаторам и участникам творческой группы за плодотворную работу. Арт-объекты стали неотъемлемой частью пространства музея-заповедника, они привлекут новых кочевников — странствующих художников, туристов в этот прекрасный сакральный мир Алтая. Положены первые камни и первые арт-объекты в природный алтарь гармонии: 14 арт-объектов творения художников из России, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Браво!».

Ирина КОВАЛЁВА, НЖ№32, 13.08.15