Воскресенье, 29 января
облачно с прояснениямиПавлодар, -11°C
460.43 6.65 501.04
Меню

Кайдзен на пороге

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1206

В акимате Павлодара внедряют японскую систему управления кайдзен. По мнению градоначальника Булата Бакауова, горожане от этого только выиграют. Поскольку японская система или, скорее, целая философия подразумевает непрерывное совершенствование всех процессов как производства, так и управления.

Успех и кайдзен

Выступая в начале года на брифинге и рассказывая о планах работы, аким Павлодара особо отметил, что реализовать все намеченное позволит только слаженная и напряженная работа всей команды акимата.

— Я хочу, чтобы все мы стали единой командой,- сказал тогда Булат Бакауов. — Командой, у которой есть общая цель – сделать Павлодар городом — лидером. По достатку людей, по комфортности проживания, по привлекательности для бизнеса, по качеству власти. Успех не приходит сам по себе. Это результат совместных усилий и ответственности, общей веры в победу. Но прежде чем двигаться вперед, важно оценить, понять и правильно рассчитать собственные силы. Большое количество малых, незначительных улучшений приводит к существенному повышению качества. Одним из подходов к улучшению работы является система Кайдзен, которая была разработана в Японии и обозначает систему взаимосвязанных действий, приводящих к повышению качества продукции, процессов и системы управления. Эту систему мы и будем внедрять в работу исполнительных органов.

Как рассказали «НЖ» в пресс-службе горакимата, сегодня этот процесс идет, что называется, полным ходом, и уже в ближайшее время чиновники будут готовы поделиться своими первыми успехами на этом пути.

Принципы кайдзен

По данным Википедии, впервые философия кайдзен была применена в компании Toyota, когда после Второй мировой войны необходимо было не только восстановить былое производство, но сделать его успешным, завоевать новые рынки сбыта. С тех пор эта система распространилась по всему миру.

В японском языке слово «кайдзен» означает «непрерывное совершенствование». Исходя из этой стратегии, в процесс совершенствования вовлекаются все: от менеджеров (руководства) до рабочих. Философия кайдзен предполагает, что жизнь человека в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

В философии кайдзен акцент делается на клиентах, в случае с органами власти — на получателей госуслуг. Для компании, в нашем случае акимата, использующий кайдзен, важнее всего, чтобы их продукция или услуги удовлетворяли потребности клиентов.

Также японская система подразумевает небольшие, но непрерывные изменения во всех сферах деятельности организации: снабжении, производстве, сбыте, личностных взаимоотношений и так далее.

В основе системы кайдзен выделяют пять ключевых элементов. Для того, чтобы система могла нормально работать, быть эффективным инструментом повышения качества, в организации необходимо создать условия для их реализации.

Первый элемент – командная работа. Все сотрудники должны работать как одна команда для достижения общей цели и желаемого улучшения в работе. Сотрудники всех уровней должны делать все возможное для блага своих коллег и компании. Работа в команде предполагает постоянный обмен информацией, взаимное обучение, своевременное выполнение своих обязанностей и прочее.

Второй элемент – персональная дисциплина. Дисциплина имеет первостепенное значение для достижения успеха. Кайдзен требует, чтобы каждый сотрудник повышал свою самодисциплину во всех аспектах труда – управлении своим временем, качеством исполнения работы, соблюдении требований и регламентов, расходовании материальных и финансовых ресурсов и прочего.

Третий элемент – моральное состояние. Независимо от того, удается компании добиться успеха в реализации изменений или нет, персонал должен стремиться сохранить высокий моральный дух. Высшее руководство должно внедрить в практику работы различные мотивационные инструменты, такие как хорошие условия труда, учет заслуг, система поощрений и вознаграждений, оплачиваемый отпуск, пособия, оплата медицинских услуг, предоставление работникам кредитов и так далее.

Четвертый элемент – кружки качества. Это один из принципиальных элементов системы кайдзен. В организации необходимо организовать работу кружков качества. В состав этих кружков должны входить работники разного уровня. В кружках качества сотрудники имеют возможность обмениваться идеями, навыками, технологиями и другими важными для совместной работы ресурсами. Обмен информацией и взаимодействие в рамках кружков качества позволяет сотрудникам оценивать эффективность своей работы на основе сравнения с работой других, и тем самым пытаться улучшить свою деятельность.

Пятый элемент – предложения по улучшению. Необходимо дать сотрудникам возможность свободно предлагать улучшения независимо от ранга, занимаемого в системе управления. Предложения сотрудников могут быть любыми, даже абсурдными, и все они должны быть учтены и рассмотрены.

Кайдзен – это навсегда

— Кайдзен, это один из возможных способов повышения производительности труда, одна из управленческих технологий, которая показала свою эффективность, — говорит доктор социологических наук, профессор департамента экономики и менеджмента ИнЕУ, руководитель консалтинговой группы Валентина Шеломенцева. – Если мы поставили перед собой такую амбициозную задачу по вхождению в тридцатку самых развитых стран мира, мы просто обязаны меняться. Просто так нас в эту тридцатку никто не позовет. Поэтому если хотим жить лучше, мы должны менять свой менталитет, свое отношение к производству. Другого выхода, кроме как лучше работать и повышать производительность труда, чтобы  в свою очередь повышать уровень жизни, нет. При этом крайне важно осознавать, что система кайдзен, это не на какой-то определенный срок. К примеру, добились улучшения каких-то показателей и на этом все. Нет. Кайдзен, это на постоянный срок, только тогда будет и успех. Это именно непрерывное постоянное совершенствование всего рабочего процесса. Или даже личной жизни.

Сергей РОМАНОВСКИЙ, НЖ№16, 23.04.15