Среда, 1 февраля
облачно с прояснениямиПавлодар, -19°C
460.51 6.53 498.69
Меню

Школа свободы семьи Кузиных

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 4108
Семья Кузиных. Фото А. Усова, 2013 г.

Вопрос о необходимости семейного образования детей в Казахстане подняла павлодарская семья Юрия и Светланы Кузиных. Сегодняшнее законодательство позволят обучаться дома только детям-инвалидам и тем, кто проживает за пределами страны. Кузины решили заниматься со своими четырьмя детьми индивидуально, за что их пытались оштрафовать, поэтому они вынужденно уехали в Непал. Между тем, в Казахстане у них нашлись единомышленники. К примеру, павлодарская журналистка Ярослава Науменко создала в Фейсбуке группу «Открытое образование», участники которой наняли юриста, чтобы внести в законодательство РК статью, разрешающую семейное образование и экстернат по примеру России.

Разумеется, семейное образование – это не изобретение Кузиных. Это самая первая в истории человечества форма обучения. Сегодня она действует практически во всех странах мира, включая Россию. Семейное образование подразумевает обучение детей родителями, гувернерами или репетиторами. До начала 20 века это было нормой для дворянских детей, живущих в поместьях. Одним из сторонников семейного, домашнего образования был французский философ Жан-Жак Руссо.

Домашнее образование получили президенты США Авраам Линкольн и Франклин Рузвельт; писатели Чарльз Диккенс, Максим Горький, Агата Кристи, поэт Фёдор Тютчев; учёные Томас Эдисон, Пьер Кюри, Виталий Гинзбург, Сергей Королёв, Андрей Сахаров, Константин Циолковский; кинематографисты Чарли Чаплин, Франсуа Трюффо, Уолт Дисней и так далее. Недавно в «НЖ» мы писали об Абраме Миле, который, живя в Павлодаре, до пятого класса получил дома всестороннее образование, позволившее ему состояться как авиаконструктору, художнику, музыканту и писателю. 

Сегодня существует масса методик домашнего образования. Наиболее эффективную, на мой взгляд, разработала Любовь Сгонник из Санкт-Петербурга. Её дочь Елизавета окончила вуз, когда ровесники ещё сидели за школьной партой. В соцсети ВКонтакте есть её паблик «Образование будущего». В Казахстане первыми о необходимости семейного образования громко заявили Юрий и Светлана Кузины, родители четырёх детей, архитекторы по образованию и путешественники по призванию. О том, почему они решили учить детей дома, я поговорил с главой семьи Юрием.

В этом учебном году ваша старшая дочь Радомира должна была учиться в первом классе. Но, насколько я знаю, сейчас твоя жена Света со всеми детьми живёт в столице Непала, в Катманду. Эта поездка была спланирована заранее, или они уехали из-за невозможности учить Раду дома?

— Рада у нас официально учится в первом классе, переведена на дистанционное обучение. У нас в Казахстане дистанционное обучение действует только для детей-инвалидов и тех, кто проживает за пределами страны и не имеет возможности посещать школу. Поскольку мы не инвалиды, уехать за границу – это единственная возможность, чтобы быть законопослушными гражданами и не нарушать казахстанский закон об образовании. Пожить в Непале планировали давно. Мы уже там бывали, и нам очень понравилось (о путешествиях Кузиных по Индостану «НЖ» писала в позапрошлом году — авт.).

Дети Кузиных в Непале

— Как ты оцениваешь дошкольную подготовку Рады? Что она уже умела к первому сентября?

— Несколько лет назад мы скачали казахстанскую учебную программу за первый-четвёртый классы, и занимались по ней ещё до школы. Поэтому Рада уже знает программу первого класса, часть программы второго и третьего классов. Какие-то предметы ей лучше даются, какие-то пока не очень. К примеру, математика у неё хорошо идёт, она умеет считать, хоть до миллиона, складывать, вычитать. «Окружающий мир» любит. По гуманитарным слабее. Русский — не все правила пока знает, по казахскому тоже. Хотя, ей двух лет ещё не было, она буквы все знала. Но читать она начала только лет в пять. Мы неправильно поступили – надо было, когда она первые буквы выучила, сразу слоги учить. А так, она все буквы знала, а как их складывать в слова, поняла не сразу.

— В обучении своих детей вы используете какие-то инновационные программы?

— Разумеется, мы используем больше демонстрационных материалов, больше практических занятий. Природу, историю, культуру других народов и языки дети у нас учат во время походов и путешествий по другим странам. Мы стараемся, чтобы ребёнок сам мог разобраться и понять. Раз в две недели мы проводим химические или физические опыты. В интернете на эту тему много видеоуроков. К примеру, мы проводили такой эксперимент: брали кусок льда, один клали в блюдечко, а другой закутывали в шубу. Спрашивали детей, какой кусок льда растает быстрее? Они говорили, конечно, который в шубе – ему там теплее. Но этот лёд, наоборот, таял дольше. Почему так происходит, мы могли бы объяснить детям одним предложением, но наша задача, чтобы они додумались сами. Мы повторяли эксперимент несколько месяцев. В конце концов, дети сами нашли правильное объяснение. Самое важное в начальном обучении, чтобы ребёнок учился думать самостоятельно, учился анализировать, учился понимать, учился делать выводы, а не просто запоминать какие-то вещи. Тогда он сможет решать другие творческие задачи, которые возникнут в дальнейшем процессе обучения. По идее, у нормального человека сначала возникает вопрос, потом он на него ищет ответ. А в школе наоборот: сначала дают ответы, а потом на экзаменах дают к ним вопросы.

— Назови плюсы семейного обучения.

— Во-первых, это индивидуальный подход. Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой биологический ритм, свой темперамент, характер, свои интересы, настроение и так далее. Когда в классе 30 человек – всё это учесть невозможно. Я читаю, что учитель должен выступать в роли координатора и старшего наставника. Он должен помогать ребёнку учиться. У нас даже в русском языке слово «учиться» подразумевает — учить себя.

Второе – это свободный график. Если ребёнку что-либо интересно, он может заниматься этим хоть полдня. У нас «Окружающий мир» Рада быстро прошла — просто ей это интересно. Если она утратила интерес к предмету, можно плавно перейти к другому и потом вернуться.

Третий плюс – не нужно сидеть за партой. Когда ребёнку 7-9 лет, он должен двигаться. В школе он полдня прикован к парте, возникает целый комплекс заболеваний – сколиоз, проблемы со зрением и так далее. У нас дома столы высокие, и дети занимаются стоя. Посмотри на ребёнка, он же не стоит на месте, переминается с ноги на ногу, делает шаг вперёд, шаг назад. Постоянно в движении. В сидячем положении это невозможно.

Четвёртое – это родительский контроль. Когда ребёнок идёт в школу, в течение 11 лет по шесть часов он вне дома. При этом я не выбираю ни учителей для него, ни поваров, ни окружение. Чем он занимается в это время? Чему его учат? Ведь школа это ещё и воспитание. Чем его кормят? Что с ним происходит в школе или по дороге? Был случай, когда одноклассник убил своего товарища в классе ручкой, был случай, когда в Павлодаре один школьник зарезал другого. И кто в ответе? Ребёнка уже не вернёшь. А сколько бытовых мелочей происходит, которые могут оставить след на всю жизнь?

Сейчас из года в год в разных странах мира всё больше детей переходит на домашнее обучение, и эти дети показывают лучшие результаты при поступлении в вузы, адаптации к взрослой жизни, и, как ни странно, социализации, потому что они выросли в среде, благодатной для развития.

— Для того, чтобы заниматься с детьми дома по школьной программе, нужно иметь какую-то педагогическую квалификацию. Света имеет такую компетенцию?

— Она окончила педагогическую магистратуру строительного факультета в ПГУ. Там преподавали и педагогику, и психологию. С другой стороны, у нас хорошие школьные аттестаты, которые подтверждают наши знания.

— Дорого обходится жизнь семьи из пяти человек в Непале?

— На самом деле, для того, чтобы жить в Юго-Восточной Азии, много денег не нужно. В среднем жизнь Светы с четырьмя детьми в Катманду обходится 60 000 тенге в месяц. Они снимают первый этаж в доме за 20 000 тенге – там спальня, игровая комната, кухня, терраса. В Индии она снимала бунгало на берегу моря за 13 000 тенге в месяц. Готовит она сама. Блюда, как и в Павлодаре, вегетарианские. По утрам каши – рисовые, пшеничные, кукурузные, овсяные. Овощи те же – картофель, морковь и так далее. Плюс местные фрукты – папайя, бананы, мандарины. Молоко, яйца, сыр – всё покупается на местном рынке. Денег хватает и на поездки по другим городам, и на экскурсии, и на покупку одежды. Они ездили в Лумбини, в деревушку, где родился Будда. Это один из больших центров буддизма. Попали на какой-то буддистский фестиваль. Вместе с китайцами зажигали тысяч по сто маленьких кругленьких свечек. Потом поехали в национальный заповедник, где видели дикого носорога, слонов, оленей.

Дом, который Кузины снимают в Катманду, в предгорьях Гималаев.

— Я знаю, что в Павлодаре вы водили детей на кружки и в спортивные секции. Как Света учит детей в Непале?

— Света, когда уезжала, взяла с собой ноутбук, планшет, электронную книгу, туда закачала огромное количество учебников, книг, видео-уроков. Рисованию, танцам учатся по интернету. Конечно, там образ жизни несколько поменялся. Они больше ходят по историческим местам, дворцам. Живут у подножия Гималаев, часто ходят в горы, в лес. Света занимается с ними акробатикой. Фотоотчёты с занятий периодически выкладывает на своей странице в Фейсбуке. По законодательству Раде нужно приехать в мае в Павлодар и сдать экзамены. Она всё это время присылала задания по электронной почте, теперь должна лично эти знания подтвердить.

Сосед Кузиных.

— Значит, они приедут в мае?

— Не факт. Они собрались в Индонезию, на остров Бали (на Бали преподаёт серфинг другой наш павлодарец Сергей Капран. О нём мы писали в статье «Как уйти в отрыв на Бали», — авт.). Я предлагаю сделать в школе скайп-конференцию, чтобы видно было, что ребёнок сам отвечает.

— Тебе не страшно было отпустить семью за тысячи километров отсюда, в незнакомую страну?

— Света там не одна. Там всегда рядом друзья. В Индии она встретила наших павлодарцев, которые живут в тех краях – музыканта из группы «NovaKain» Костю Бобылёва и поэтессу Настю Карпову, она преподаёт рисунок в англоязычном детсаде в Гоа. Сейчас соседи у Светы – семья из Киева. Тоже с детьми. В Непале гораздо безопаснее, чем у нас. Меньше криминала. Народ очень дружелюбный, очень любят белых людей, а детей прямо на руках носят.

— Когда ты воссоединишься с семьёй?

— В мае нужно решить вопрос со школьными экзаменами Рады, сдать один архитектурный проект, а у же потом… Думаю, встретимся с ними уже на Бали!

Фёдор КОВАЛЁВ, все фото 2015 года с Фейсбука Светланы Кузиной.