Среда, 4 декабря
Меню

Мутные воды

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1405
Мутные воды

Павлодарские предприниматели решили предъявить «Павлодар-Водоканалу» своего рода ультиматум. Нет, они не собираются свергать всемогущего монополиста. Сейчас их хватило лишь на попытку выяснить происхождение услуги дополнительной очистки сточных вод и размеров сумм, которые им приходится за нее выкладывать много лет.

Владельцы кафе, ресторанов, автомоек, мясных цехов и магазинов, как и другие потребители воды, имеют много вопросов к монополисту – «Павлодар-Водоканалу». По многим аспектам – от состояния сетей до прозрачности тарифов и расходов. И давно убедились в том, что какую бы собственную правду они ни находили, сила и власть оказываются на стороне предоставляющего коммунальные услуги предприятия. А возможность перекрыть краник и лишить несогласных воды превращается в руках монополиста в грозное орудие устрашения.

И вот павлодарские предприниматели решили начать распутывать клубок с малого и, создав прецедент, возможно, обратиться к другим проблемам. И пожаловались в филиал палаты предпринимателей на неведомую для большинства павлодарцев процедуру – дополнительную очистку воды или, как называют ее сами бизнесмены, – доочистку. То есть, если юридическое или физическое лицо занимается производственной деятельностью, оно должно сливать в городские канализационные сети воду, соответствующую определенным параметрам чистоты (бытовые потребители от этой обязанности избавлены законом). После чего по трубе вода отправляется по сетям водоотведения на городские очистные.

Что нужно делать, чтобы вода, которая поступает от предприятий, соответствовала нормам? Ставить фильтры, жироуловители, очистные сооружения – в общем, бороться за чистоту стоков за свой счет. Если этого не происходит и результаты анализов фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ, предприниматель платит главному услугодателю по воде – «Павлодар-Водоканалу» – деньги. Называется это аккуратно – санкцией.

Вроде все верно, и с этими условиями бизнесмены, как они сами утверждают, согласны. Если бы сотрудничество было на равных, а действия партнера прозрачными, как вода. Пока же многое из того, что делает монополист, им остается непонятным. Справедливости ради надо отметить, что, пока бизнесменов размер «санкций» на протяжении ряда лет устраивал, они молчали и, скорее всего, предпочитали платить, чем задумываться над очисткой. А сегодня припомнили все недоразумения и условия сотрудничества с монополистом озвучили на собрании. Они им кажутся мутноватыми по многим причинам.

Во-первых, возмущает неконтролируемый рост цен на доочистку. Это объясняется тем, что процедура не входит в госреестр регулируемых монопольных услуг и выводит из-под контроля эту статью дохода. Понятное дело, «Павлодар-Водоканал» всячески избегает называть доочистку услугой, чтобы не привлекать лишнего внимания. И размер платы, а также методика расчета затрат и оплаты отданы на откуп предприятиям в сфере поставки воды и очистки стоков. В нашем случае – «Павлодар-Водоканалу».

Владелец гостиницы «Север» Владимир Шек подсчитал, что водоочистка «накручивает» поверх платы по тарифам за воду и канализацию 10–11 процентов.

– И это без учета штрафов. А еще штрафы выставляют. На мой взгляд, это чистое мошенничество. Я сделал все, чтобы стоки были чистыми, поменял канализацию, трубы – и все равно превышение. Идет террор, и все. У меня жироуловитель стоит на всем, причем современный, а террор как был, так и есть. Они мониторят все своей производственной лабораторией. Хотя как только мы перестали верить «Водоканалу» и делали анализы в независимых лабораториях, то получали анализы совершенно другие.

Руководителя фирмы «Золотой теленок» Ахметбеков рассказал о своих сомнениях по поводу реальности затрат монополиста на организацию доочистки.

– Если у вас есть доходы, то покажите и расходы. Элементарно, дайте выкладку по себестоимости. Если вы действительно несете расходы по доочистке, если вы имеете технологический процесс, задействуете основные средства – нет вопросов. Такова жизнь, за все надо платить. Но на этот вопрос никто не отвечает. Достают методику и говорят: вот, посчитайте, сколько с вас, согласно этой методике, должны взять. Все как в тумане.

И не они одни возмущены. Ну не верят предприниматели, что «Павлодар-Водоканал» дважды прилагает усилия, чтобы очистить стоки, а деньги идут на реконструкцию городских водных артерий. И думают, что это очередной, относительно легкий, способ заработать большие деньги. А доказать, что оказались в ловушке, не могут.

Между тем, «Павлодар-Водоканал» приводит железные аргументы и ссылается на документы, которые позволяют ему трактовать многие вещи в свою пользу. Среди них постановление правительства, Водный кодекс и вытекающие из них и утвержденные в 2009 году правила приема сточных вод. Последствия такой трактовки можно обнаружить в индивидуальных договорах между монополистом и бизнесменами. Последние решили, что лучшим решением на данном этапе противостояния является вынесение на самый высокий уровень предложения о включении доочистки в реестр монопольных услуг и установление таким образом госконтроля.

Ирина АДЫЛКАНОВА, НЖ№14, 09.04.15