Четверг, 25 апреля
Меню

Франция. 20 лет спустя

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1719
Франция. 20 лет спустя

«Мы встретимся, обязательно встретимся – 20 лет спустя!» Именно так, как в книгах Дюма о мушкетерах, все и произошло: спустя два десятилетия фотограф Борис Краснянский вновь побывал с выставкой в обители фотографического общества «Темный фонтан». А по прошествии нескольких месяцев показал свои впечатления павлодарцам. 21 марта в Багаевском доме открылась выставка «Франция. 20 лет спустя», которую Борис Краснянский посвятил Едыге Ниязову.

\"Борис

Борис Краснянский.

На вернисаже, отвечая на вопрос, с каким же из мушкетеров он себя ассоциирует, Краснянский вначале лукаво прищурился. А потом совершенно серьезно изложил свои размышления:

– Сказать, что с Д’Артаньяном, – будет неверно. Потому что я не обладаю той внутренней силой, которая присутствует в нем. Но есть еще удивительная троица: Атос, Портос и Арамис. Я хотел бы быть похожим немного на каждого. Портос – это мощь, сила, Арамис – хитрость, дипломатия. А Атос – справедливость до мозга гостей. Ну, и Д’Артаньян – это, наконец, настоящий рыцарь!

В этом весь Краснянский. Он жизнелюб, причем жизнелюбие его поистине юношеское. Для многих Борис Захарович стал образцом жизненной борьбы, оптимизма, задора и позитивной энергетики. А ведь БЗ уже девятый десяток! Но попробуй оторви его от любимого дела – рыбалки или футбола. Или от главной страсти его жизни – фотографии.

Сам Борис Захарович говорит, что фотография для него – не профессия, а личное увлечение. По профессии он гидротехник. Но, увлекшись фотографией с детства, он изучает и пробует в ней все новое вот уже много лет. Борис Краснянский — старейший участник Павлодарского фотоклуба «Орион», член Союза фотохудожников России, почетный член французского фотографического общества «Темный фонтан».

В 2014 году в обществе фотографов «Темный фонтан» в Экс-ан-Провансе состоялась выставка павлодарских фотографов. Борис Захарович представил на ней 25 своих черно-белых работ. Рассказывая о своей поездке в Экс-ан-Прованс в августе минувшего года, БЗ вскользь заметил, что впечатлений много. Портреты, архитектура и эмоциональные зарисовки мэтр предпочел оставить «на сладкое». Эмоции этих 12 французских дней Борис Краснянский представил в стенах дома-музея Багаева.

«Краснянский не был бы Краснянский, если не пробовал еще раз поразить зрителя», — говорят о его снимках специалисты. Фотограф из Аксу Владимир Панасюк отметил: «Этой выставкой Борис Захарович меня удивил! Я прекрасно помню первую его подборку – «Французский альбом». А это – совсем другое впечатление. Здесь есть все: портреты, жанровые зарисовки, а есть такие вот мимолетности. БЗ все время новый! Надо брать с него пример, он не стоит на месте».

«Та подборка» – это впечатления от поездки во Францию в 1993-м. Франция, с которой Краснянский встретился потом, 20 лет спустя, уже в 2014-м. А тогда по инициативе участников общества «Темный фонтан» павлодарские фотомастера поехали в Европу. Начало этой многолетней и плодотворной дружбы фотографов двух стран положил Едыге Ниязов. Неслучайно ему и посвящена нынешняя экспозиция.

Кстати, сокращенное имя «БЗ» пошло именно из Франции, потому что выговаривать «Борис Захарович» французам оказалось ну очень сложно. А называть Краснянского просто БЗ ввел моду в «Орионе» Едыге Ниязов. С тех пор без всякой фамильярности, а с большим уважением Краснянского называют БЗ те, кто его любит и ценит.

По решению коллег и друзей 2015 год будет годом памяти Едыге Ришатовича Ниязова. Уже прошел ряд мероприятий, и впереди выставка 4 апреля в художественном музее, посвященная его 75-летнему юбилею.

Фотовыставка Краснянского «Франция. 20 лет спустя» – это атмосферные снимки тенистых улочек, детали архитектурного облика средиземноморских городков, путевые заметки жадного до впечатлений путешественника и внимательного знатока людских душ. И портреты. Это лица людей, которых мы, павлодарские зрители, возможно или даже вероятнее всего, никогда в своей жизни не встретим. Они ничего не знают о нас, а мы о них. Но заглянуть в глаза и понять друг друга мы можем благодаря БЗ. На одном из снимков, который сам Борис Захарович отмечает особо, мужчина и женщина непринужденно и открыто улыбаются, глядя в объектив. Позади них – черно-белые фотоработы Краснянского. Это удивительно многогранная фотография, будто бы рекурсия, игра в бесконечность – «выставка про выставку».

– Мне посчастливилось познакомиться с экспозицией еще на стадии подготовки, – говорит павлодарский фотограф Илья Величко. – И я отметил, с какой необычайной легкостью сделаны все эти фотографии. Не многие молодые фотографы могут так легко подавать свое настроение. А эти снимки отличает еще и то, что они, при своей легкости, в то же время сделаны с необычайной фотографической изысканностью. Если «пожить» в этой фотографии, то можно заметить множество мелочей, которые не сразу бросаются в глаза.

Французское приключенческое повествование Краснянского в фотографиях, поездках и впечатлениях навели меня на интересную мысль. Ведь роман Дюма «Двадцать лет спустя» – не просто продолжение «Трех мушкетеров». Это лишь вторая книга трилогии, так сказать, «вторая часть Марлезонского балета». Как в любом традиционном романе с продолжением, глава в нем обрывается на самом интересном месте, «чтобы читатель с нетерпением ждал продолжения». Есть и третья книга – о том, как все герои-мушкетеры встретились спустя еще 10 лет. Qui vivra verra? (Поживем – увидим? – фр.).

Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№12, 26.03.15