В Павлодарском доме престарелых я до недавнего времени бывала только один раз много лет назад – снимала сюжет о противопожарных учениях. Учения прошли нормально, но впечатления остались весьма печальные. Никому не нужные бабушки и дедушки, коротающие свои последние годы в одиночестве, более чем скромная обстановка, и, чего уж там, – запах. Безысходности, отчаяния и угасания. Но, оказалось, что в таком учреждении можно буквально все устроить по-другому. Приблизив к образу домашней атмосферы и добавив частицу творчества.
Не только проживание и уход
В этом я убедилась, посетив комнаты, кабинеты и мастерские обновленного корпуса. Первое впечатление – чистота. Потом немного удивил нехарактерный для профиля учреждения деловой шум: в одном крыле жужжит машинка – работает парикмахерская, чуть подальше стучат сапожные молоточки в мастерской, а из актового зала доносится музыка и пение. Персонал показал новшества: кабинеты массажа и физиопроцедур, а также оксигенотерапии – фитобар с кислородными коктейлями. Комнаты – многоместные и на двоих, оборудованы всем необходимым для проживания.
Помимо пластиковых окон, отремонтированного отопления, новых дверей и сантехники, для стариков и инвалидов оснастили несколько кабинетов для реабилитации искусством и трудом. Ведь специалисты утверждают: арт-терапия – один из важных и доступных видов социальной и психологической адаптации.
– С 2011 года введены новые стандарты оказания специальных социальных услуг в условиях стационара и полустационара, – поясняет заместитель директора по социальной работе КГУ «Медико-социальное учреждение общего типа для престарелых и инвалидов Павлодарской области» Галия Жабагина. – Стандарт дает нам большую возможность развивать этих людей так, чтобы они в последующем интегрировались в общество и могли самостоятельно жить. Специфика наших постояльцев такова, что психологический портрет совершенно разных обитателей дома престарелых и инвалидов очень похож. Это люди одинокие, замкнутые, их самооценка порой несправедливо занижена. Для того чтобы они заряжались позитивом, мы создаем им творческую атмосферу общения.
Стабильность, крыша над головой и горячий обед – важные, но не единственные составляющие душевного спокойствия. В Павлодарском доме престарелых и инвалидов к решению задачи подошли с заботой – ведь контингент здесь особый, социально уязвимый. А занятия, основанные на арт-терапии, позволяют более точно выразить свои переживания, эмоции, что для постояльцев дома-интерната тоже порой может представлять некоторую сложность. Хотя внутреннее «Я» каждого человека отражается в его творчестве, вне зависимости от художественного опыта.
С приходом нового руководства в доме-интернате сменился и подход, отношение к его обитателям. Были открыты швейная, сапожная, художественная мастерские. В актовом зале проводят концертные программы, есть своя музыкальная группа. Зал тоже обновили, сделали более удобным, чтобы легко проходили инвалидные коляски.
Музыкальная группа в 2013 и 2014 годах участвовала в республиканском фестивале среди ветеранских коллективов «Поклониться тем годам» в рамках празднования 70-летия Победы. Первое место занял вокалист из Павлодарского дома-интерната.
С выступлениями самодеятельные музыканты выезжают в такие же медико-социальные учреждения по области. В Мичуринское учреждение для людей с психо-неврологическими заболеваниями, в Аксуский дом престарелых, в адаптационный приют для лиц без определенного места жительства, а также в ветеранский клуб «Ардагер». Все это для того, чтобы люди делились своими достижениями, обменивались опытом и эмоциями. Должен быть импульс извне, говорят социальные психологи. Это и есть часть адаптации – смотреть, во что одеваются, как общаются, как ведут себя другие люди.
Для того, что бы гармонизировать внутреннее состояние пожилого человека психологи разрабатывают специальные программы трудовой и арт-терапии. С обитателями творческой мастерской, художниками Н.Дружининым, А.Каскырбаевым и П.Шпаком я познакомила читателей в прошлом выпуске. В этот раз расскажу о других студиях. Ведь нередко интерес к жизни возрождает дело, которое долгие годы приносило радость.
– Мне 67 лет, а сапожное мастерство освоил более четверти века назад, после травмы, приведшей к инвалидности, – говорит Иван Михайлович Кенжебаев. – Я не только чиню обувь. Мне разницы нет, я все умею – могу с нуля сделать что угодно. Хоть тапочки, хоть туфли, – в зависимости от оборудования. Мне тут все предоставили в сапожной мастерской – я доволен!
Мастера швейного дела
В швейной мастерской кипит работа. Все заняты чем-то полезным – кто-то вяжет, кто-то шьет, кто-то складывает сложную конструкцию-оригами из множества мелких деталей. Как заметил один из мастеров, Олег, для составления фигуры лебедя из сотни маленьких уголков бумаги нужно терпение, и точный глазомер. Одна ошибка, и все – работу нужно делать заново. «Пару месяцев назад заинтересовался, и уже хорошо получается. Это так здорово, что можно проявить себя, а не бездельничать», – говорит он.
А медики подтверждают: занятия в формате арт- и трудотерапии развивают внимание, концентрацию и мелкую моторику. А также приносят чувство творческого удовлетворения. Все работы потом пополняют стенды с мини-выставками. А некоторые поделки отправятся в Астану.
– В рамках республиканского конкурса организовывалась выставка, и из швейной мастерской у нас шесть работ прошли отбор, – показывает Галия Жабагина. – Это работы Т. Савенковой, А. Васяновой, Г. Широбоковой, С. Радзиловской и З. Перфильевой из дневного отделения. Все работы сделаны с душой, но отдельно хочу отметить поделку Зинаиды Мироновны Перфильевой – она с трех лет инвалид 1 группы по зрению. Полностью слепая, не видит. Но по особому счету вяжет салфетки и корзины с ягодами.
Татьяна Савенкова, чья работа в технике изонить также победила в конкурсе, поделилась, в чем именно она видит пользу арт-терапии и где черпает вдохновение.
– Нужна сноровка, с первого раза может не получиться, – признается Татьяна. – Когда приступаю к работе, в первую очередь, чувствую любопытство – получится у меня или нет. Это вышивка, вязание, оригами, бисер. Стараюсь освоить разные техники. Наверное, нет предела совершенству! По телевидению много показывают павлодарцев, занимающихся прикладным искусством. Это очень здорово! И в интернете многие мастера выставляют свои работы – там вообще красота. Это подзадоривает, я по сравнению с ними пока «в первом классе». Но я стараюсь – век живи, век учись.
Ее приятельница по отделению перенесла инсульт 15 лет назад. С тех пор полностью отказала левая сторона тела. Крах для человека, любящего творить, – а ведь она смолоду любила шить, прясть и вязать. Просила врачей: «Верните руку!»
– Когда заступил на должность новый директор Сапарбек Сеитович, нам сказали – хотите попробовать трудотерапию? Конечно, это так интересно, – вспоминает Нина Быстрова. – Появилась швейная мастерская – такая возможность заниматься! Я люблю вышивать цветы. Хотя, чего там говорить, работа у меня идет непросто. Левая рука не действует, вышиваю одной правой, придерживая пяльца на коленке. И брюки пришиваю нередко, приходится все исправлять. Зато упорство вырабатывается. Здесь девчата помогают, дома – муж, мы в семейном отделении живем. Мне самой интересно посмотреть, что же в результате получится. А когда завершаю работу, испытываю прилив радости. Никогда не думала, что буду вышивать, хотя это исконное женское занятие: приходит какой-то момент, когда это увлечение зовет к себе.
Специалисты говорят, при таких занятиях динамика видна почти сразу. Человек занимается хобби, а терапия идет своим ходом – координация движений улучшается.
С идеями для работ помогает мастер-инструктор Жулдыз Мукан. Мастерицы регулярно готовят подарки дому ребенка – вязаные жилеты и пинеточки. На лето детям вяжут легкие береты. В этой работе все принимают активное участие. Есть стимул – созданные вручную вещицы действительно нужны малышам.
Спорт, книги и интернет
Психологи отмечают, что у пожилых пациентов наиболее распространено состояние депрессии, тревоги и страха одиночества. Поэтому важно сделать их пребывание в казенном учреждении по-домашнему комфортным, создать полноценную жизнь.
С 2013 года в доме-интернате открыт дневной стационар на 25 мест. Приходящих в стационар пожилых и инвалидов кормят комплексным обедом, они получают медицинские процедуры, а затем занимаются по интересам. Больше всего бабушек и дедушек интересует виртуальная реальность. Приходят старики и говорят: пока внуки на учебе, хотели бы пользоваться компьютером.
– В 2014 в компьютерный класс провели интернет, – говорит инструктор по трудотерапии Эльмира Мукатова. – Пенсионеры могут прийти и посидеть в соцсетях, пообщаться с заграничной родней – связь с обществом и родственниками они не теряют. Новости читают, и то, что им интересно – про свои болезни, или музыку ищут по своему вкусу – романсы, например, и многое другое. Интересуются, в основном, мужчины. Из программ осваивают стандартный набор пользователя. Сначала обучение идет сложно, но потом с интересом быстро постигают все тонкости.
За живым общением идут в местную библиотеку. Здесь играют в шахматы и узнают новости из периодики. Есть и клуб по интересам.
– Это наша творческая интеллигенция, – рассказывает библиотекарь Мапруза Садвокасова. – Читатель Смакотин, например, любит поэзию, сам пишет стихи. Два раза в месяц провожу обзор по периодическим изданиям. Кто-то сам прочитать не может, кому-то нужно разъяснить непонятные моменты. Своими словами я передаю им, что у нас в области и в стране происходит, что в мире делается. Книжные вкусы у наших читателей разнообразны. Кто-то любит классику, тот же Смакотин с интересом читает Есенина. Пользуются популярностью детективы современных авторов. Женщины читают Маринину, Донцову, Полякова.
Каждый год посетители библиотеки в доме-интернате участвуют в акции «Одна страна, одна книга». Мапруза Сайдаловна разрабатывает приемлемую программу. В прошлом году было обсуждение повести Саина Муратбекова. Прочитали, потом по книге провели конференцию – отвечали на вопросы по произведению.
– Наша библиотека существует на благотворительной основе. И приносят нам, в основном, классику, – говорит Мапруза Садвокасова. – Мы сотрудничаем с библиотекой для слабовидящих и незрячих. Я беру примерно 50 книг в месяц, мои подопечные читают, а потом возвращаем. Специалисты библиотеки проводят у нас раз в месяц по выбранной теме актуальные по формату «громкие чтения». Мы уже послушали и обсудили много интересной информации по темам «Рождество» и «Курбан-айт». Теперь расскажем о Наурызе.
В спорте жители дома-интерната менее активны, надо учитывать преклонный возраст. Однако лечебной физкультурой в тренажерном зале занимаются почти все. В прошлом году на празднование 40-летия дому-интернату подарили велотренажер, мячи-фитболы и степ-тренажер, который бабушки называют шагомером.
– В тренажерном зале занимаются курсами по назначению врача, – объясняет инструктор ЛФК Елена Баева. – Идет восстановление подвижности, например, после инсульта. Дневной стационар тоже занимается. Это очень удобно: зимой наши пациенты реже могут выйти на улицу – гололед, реакции на погоду и т.д. А в зале они могут получить жизненно важные, необходимые для них движения.
Дела житейские
На сегодня в учреждении проживают 275 человек, из них 115 инвалидов 1-2 группы и 160 пенсионеров по возрасту, которые не могут самостоятельно себя обслужить и нуждаются в посторонней помощи. Направление в дом-интернат могут дать только тем людям, у которых нет близких родственников, либо они проживают заграницей.
– На каждом этаже у нас есть круглосуточный медицинский пост, – сообщила заместитель директора по социальной работе Галия Жабагина. – Это дает возможность все доврачебные медицинские услуги получать здесь, без дополнительного обращения в поликлинику. На 110 человек рассчитано отделение паллиативной помощи. Здесь находятся те, кто не может самостоятельно за собой ухаживать и нуждается в круглосуточной посторонней помощи. Тут два медпоста, есть дежурная медсестра, санитарки.
В основном, обитатели дома – мужчины, их 158. Средний возраст 68 лет. Самый молодой постоялец – 33-летний инвалид, есть и восемь долгожителей, им за 90. А в апреле намечается и вековой юбилей!
Случаются и амурные истории. В 2014 году в доме-интернате было зарегистрировано четыре брака. Есть те, кто, например, вместе поступили из адаптационного приюта для лиц без определенного места жительства. Либо старые знакомые, которые давно дружат, на новом месте решают связать свою жизнь семейными узами. После заключения брака молодоженам выделяют отдельную комнату – на двоих.
– На что люди тратят свои пенсии? Определенно сказать я не могу – это ведь очень личный вопрос, – говорит Галия Жабагина. – И если их спросить, то они отвечают: вас это не должно беспокоить – это наши деньги, и мы сами знаем, на что их потратить. Но люди ежедневно выходят, что-то покупают – у нас тут через дорогу магазины.
В планах — расширение сапожной мастерской, создание караоке-клуба и цветочной студии. Если эти идеи воплотить, то, как говорят психологи и врачи, это поможет в деле профилактики здорового образа жизни и станет новыми ступенями лечения творчеством и трудом.
– Караоке-клуб – это определенный вид терапии. Человек поет, забывает свои проблемы, по-другому себя ощущает, – поясняет культорганизатор Бибигуль Нургазинова. – Мы все делаем для того, чтобы раскрыть их внутренние резервы. Может, среди них есть поющие люди, которые скрывают это. Не скажешь же 80-летнему человеку – «вот ты будешь петь». А в караоке-клубе каждый найдет свою любимую песню. Студия озеленения – тоже не случайная идея. Есть бабушки, которые помогают поливать цветы. Нужно создать зеленую комнату, где они могли бы ухаживать за растениями. Бабушка Гордиенко, например, у нас любит фиалки, они всегда цветут. Хочется сделать такой зеленый оазис с самыми разными необычными цветами.
Поиск занятия по душе – естественная для людей затея. Очень важно быть нужным, в любом возрасте. Но самое главное – не гасить в себе настойчивость и интерес к жизни. В пору золотой мудрости уже нет нужды гнаться за результатами и сравнивать себя с кем-то. Тем ценнее увлечения: хобби становится не просто отдушиной, но и яркими, свежими проявлениями натуры.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, НЖ№9, 05.03.15