В «Союзе птицеводов Казахстана» заявили о том, что отечественные птицефабрики попали в незавидную ситуацию из-за падения российского рубля.
Впереди банкротство?
Как указывается в сообщении «Союза», с начала этого года у птицеводческих хозяйств страны возникли большие проблемы со сбытом своей продукции. Проще говоря, вот уже второй месяц казахстанские птицеводы работают на склад.
«По данным предоставленным птицефабриками, на 2 февраля на складах хозяйств образовались остатки в 11 тысяч тонн куриного мяса и 53 миллиона яиц», — говорится в информации «Союза птицеводов Казахстана».
Виной всему, по мнению отечественных птицеводов, резкое падение российского рубля. В результате чего продукция из России на прилавках казахстанских магазинов стала стоить намного дешевле, чем местная.
«Крупные производители из соседних стран демпингуют и пытаются вытеснить казахстанских производителей с собственного рынка», — отмечается в сообщении «Союза».
Так, по информации птицеводов, если в ноябре прошлого года килограмм куриного мяса российского производства стоил 397 тенге, а десяток яиц – 190 тенге, то уже в январе цены снизились до 280 и 140 тенге соответственно.
«Следует отметить, что себестоимость производства отечественного мяса птицы составляет порядка 400 тенге за килограмм, яйца — 138 тенге за десяток», — констатируют в «Союзе птицеводов Казахстана».
По словам специалистов, на высокую себестоимость отечественной птицеводческой продукции по сравнению с российской «влияет отсутствие племенной базы, ветеринарных препаратов, премиксов, которые приходится импортировать из других стран, что накладывает существенный отпечаток на отпускную цену».
Своим обращением птицеводы Казахстана пытаются привлечь внимание к проблемам отрасли со стороны государственных структур, от которых пока не получают никакой поддержки.
— Правительство Беларуси в декабре 2014 года подготовило законопроект о том, что соотношение импортных и отечественных товаров в стране должно составлять примерно 20 на 80 процентов, — рассказывает президент «Союза птицеводов Казахстана» Руслан Шарипов. — Если бы и Казахстан ввел подобное ограничение, то на прилавках торговых сетей казахстанцы смогли бы наблюдать в большем ассортименте отечественную натуральную продукцию, а не неизвестного происхождения, подчас без наименования и маркировки. Сейчас же птицеводы вынуждены лишь снижать объемы, а некоторые и вовсе приостанавливают производство.
Россиян бояться – в лес не ходить
В Павлодарской области производством мяса бройлеров занимается всего одна птицефабрика – Кызылжарская, расположенная в сельской зоне города Аксу. Точнее пока только пытается наладить производство и выйти со своей продукцией на рынок. Первую партию яиц в инкубатор для вывода цыплят здесь заложили лишь в ноябре прошлого года. Саму птицефабрику после нескольких лет масштабной реконструкции официально открыли спустя еще месяц.
Тогда руководство предприятия обещало, что уже в начале 2015 года павлодарцы смогут приобрести мясо бройлеров местного производства. И действительно, в середине января появилось сообщение о том, что Кызылжарская птицефабрика выдала первые полторы тонны своей продукции. Вот только жители Павлодара ее так и не увидели. Все мясо реализовали, что называется, не отходя от кассы – в Кызылжарском сельском округе.
Как пояснил Аксу Кайрат Нукенов, заминка вышла из-за чисто технических вопросов. Сегодня на складах птицефабрики имеется 82 тоны бройлерного мяса. Однако прежде чем отправить его в торговую сеть, необходимо было получить соответствующие сертификаты.
— На данный момент они получены, и уже в феврале продукция Кызылжарской птицефабрики появится на рынках Павлодара, — оптимистично заявил Кайрат Нукенов.
На вопрос о перспективах работы птицефабрики в условиях демпинга со стороны российских производителей аким ответил своеобразно:
– Волков бояться – в лес не ходить. Мы не должны думать, что кто-то приедет и привезет продукцию дешевле. Все будет зависеть от качества. Мы работали на склад, только пока не было сертификатов. Я думаю, наша продукция найдет своего покупателя не только в Павлодарской области, но и во всем Казахстане.
По словам г-на Нукенова, если килограмм неразделанного куриного мяса из Усть-Каменогорска стоит сегодня в Павлодаре 470-490 тенге, то бройлеры из Кызылжара будут продаваться по 400-430 тенге за кило.
Яичный склад
В отличие от акима Аксу директор второй павлодарской птицефабрики – Щербактинской, которая занимается производством яиц, настроен куда менее оптимистично. Как говорит Марат Жаншуков, буквально на днях в Павлодар завезли цыплят-табака по цене 350 тенге за килограмм и продажи местного куриного мяса застопорились.
— В прошлом году я продавал великовозрастных несушек по 450 тенге за килограмм, в этом и по 300 тенге никто не берет, — рассказывает директор.
Есть проблемы и со сбытом яйца. По сути, сегодня Щербактинская птицефабрика работает на склад. Сбыта практически нет и конкурировать с россиянами никак не получается.
— У нас себестоимость яйца первой категория 136-138 тенге за десяток, — говорит Марат Жаншуков. – В декабре мы продавали по 160 тенге, в январе — по 150. Но дальше скидывать цену я просто не могу. Мы уже и 5-процентной рентабельности не имеем. Сидим и ждем. Но яйцо это не кирпич, который годами на складе может пролежать. У нас продукт скоропортящийся. Ну, продержим мы одну неделю, вторую яйцо на складе, а потом придется все равно на рынок выбрасывать. Но по какой цене оно пойдет, и что мы заработаем, неизвестно. Не мы цену формируем на рынке сейчас – Россия. Мы лишь стоим сбоку и смотрим, во что это выльется нам в итоге.
Сергей РОМАНОВСКИЙ, НЖ№5, 05.02.15