Среда, 24 апреля
Меню

Окорочка из Кызылжара

  • Сергей Романовский
  • 3961
Окорочка из Кызылжара
Фото: 2014 год

Уже в январе павлодарцев обещают накормить окорочками местного производства. При этом не исключено, что по самым доступным ценам. В канун Дня независимости в селе Кызылжар сельской зоны города Аксу после капитальной реконструкции открылась птицефабрика.

Куриная смерть

Пару десятков лет назад в Павлодарской области насчитывалось шесть птицефабрик. До сегодняшнего дня «дожили» лишь две: Щербактинская и Кызылжарская. Последняя, где получали куриное яйцо, была построена еще в 1962 году. Каким-то чудом этой птицефабрике удалось пережить «лихие и голодные» 90-е годы прошлого века и не разойтись по кирпичику на стройматериалы. Но тем удивительней было наблюдать судорожное угасание фабрики в довольно «тучные» времена.

В 2009 году работники птицефабрики, преимущественно жители села Кызылжар, пожаловались журналистам на задержку зарплаты и процветание здесь давно всеми забытого бартера. Это когда вместо реальных дензнаков с птицеводами расплачивались яйцами, живыми курами, да ежедневными двумя буханками хлеба в одни руки.

– Свое зерно вырастить не удалось, погибло в засуху, пришлось закупать на стороне, о витаминных добавках и вовсе забыть, – рассказывал о сложном положении в марте 2009 года и. о. директора птицефабрики Макан Мукушев. – В результате произошел падеж птицы. Из 400 тысяч несушек на сегодня осталось 280 тысяч. При таком скудном рационе куры стали и меньше нестись.

Макан Мукушев уверял тогда, что владелец птицефабрики обязательно решит все проблемы. Однако в конце 2011 года количество несушек на фабрике сократилось уже до пяти тысяч.

– Ну, а как по-другому, когда корм раз в десять дней привозят? – едва удерживаясь от матерных слов, возмущался тогда перед объективами фото и видеокамер работник птицефабрики Темирбулат Садвакасов. – Раз в десять дней кормить – понятно, что куры дохнуть будут.

– Птицефабрика посажена в ноль, – соглашался и тогдашний аким Аксу, ныне градоначальник областного центра Булат Бакауов. – Каждый день падеж идет. Кормов нет. Задолженность по заработной плате. Большая кредиторская задолженность.

Долг по зарплате на конец 2011 года составлял здесь более пяти миллионов тенге. Это при том, что из 200 работников к тому моменту оставалось всего 20. Долги выплатили только после того, как кызылжарцы перекрыли трассу на Иртышск. Интересно, что только в 2010-2011 годах птицефабрика получила от государства субсидий на 93 миллиона тенге.

Исчезновение собственника

– В связи с тем, что цены на фураж были большие (стоимость пшеницы пятого класса зимой 2010-2011 годов доходила до 42 тысяч тенге – авт.), хозяин не смог в достаточной степени обеспечить птицефабрику кормами, – пояснял в конце 2011 года начальник облсельхозуправления Бауржан Касенов.

– Два месяца назад встречались с новым руководством птицефабрики, предложили два варианта, в том числе приобретение нами фабрики, – отчитывался перед тогдашним акимом Павлодарской области Бакытжаном Сагинтаевым председатель правления СПК «Павлодар» Даниял Мухаметкалиев. – Просили лишь предоставить информацию по существующему статусу птицефабрики, по собственности. Но никаких документов хозяин так и не предоставил.

– Контакт с собственником потерян, вызываем, ищем – не появляется, – продолжал замакима области, сейчас сенатор Манап Кубенов. – Хозяйство нужно банкротить, реализовывать и потом восстанавливать.

Бакытжан Сагинтаев выступил против выкупа проблемной птицефабрики социально-предпринимательской корпорацией. Дескать, кто-то долгов наделал, а государство выкупай. Последовало указание: найти способ сделать новым собственником фабрики местное зерносеющее хозяйство. Одно из крупнейших в регионе сельскохозяйственных ТОО им.Абая как раз поставило Кызылжарской птицефабрике фуража на один миллион долларов. Но денег за зерно так и не получило. В облакимате высказывали мнение, что если бы хозяйство смогло за долги отобрать птичники, появилась бы стопроцентная гарантия решения всех проблем.

Но этим планам так и не суждено было сбыться. Аккурат в последние дни 2011 года начальник отдела сельского хозяйства Аксу Бауржан Сералинов заверил, что работа фабрики в 2012 году будет полностью восстановлена. Мол, собственник вышел на связь с акиматом и взялся за ум.

– Приезжал собственник и, ознакомившись с положением дел, принял решение о восстановлении птицефабрики, – утверждал Бауржан Сералинов. – На территории птицефабрики уже установлена охрана. Скоро начнется завоз молодняка птицы. Будет объявлен набор рабочего персонала. Сейчас проводятся все необходимые расчеты.

Свет в конце курятника

В феврале 2013 года корреспондент НЖ побывал на Кызылжарской птицефабрике и лично убедился в царившем там оживлении. По всей территории слышались голоса рабочих, грохот техники. Вот только тот самый собственник, о котором говорил чиновник из Аксу, здесь был совершенно ни при чем. Его единственный приезд в Кызылжар в итоге обернулся полным банкротством предприятия.

Так у кызылжарской птицефабрики появился очередной новый собственник, который решил не только восстановить фабрику, но и перепрофилировать ее на производство мяса бройлеров.

– Почему бройлеров? Потому что в области этим никто не занимается, а яйцо уже производят на Щербактинской птицефабрике, – объяснял директор ТОО «Кызылжар-Кус» Николай Руденко.

Первую партию яиц в собственный инкубатор для вывода цыплят на Кызылжарской птицефабрике планировали заложить еще в сентябре-октябре 2013 года. Однако случилось это только в ноябре 2014 года, когда в Караганде было закуплено 114 тысяч яиц бройлеров породы «Росс». Уже 8 декабря были выведены первые 57 тысяч цыплят, а в минувшую пятницу прошло и официальное открытие птицефабрики.

На вопрос НЖ о причинах задержки Николай Руденко признался, что не все получалось гладко. Возникли непредвиденные проблемы с подведением отопления для птичников. Дело в том, что бройлеров здесь изначально планировали выращивать не в клетках, а так называемым методом напольного содержания. Это когда птица свободно передвигается по всему птичнику. Для этого необходимо поддерживать определенную температуру. К примеру, для цыпленка в первые дни она должна быть не менее 33 градусов тепла.

Из-за неурожая зерновых в этом году вдруг дефицитной стала обычная солома для подстилки на пол в птичниках. Пришлось потратить время и на ее поиски. Но в итоге к сегодняшнему дню на Кызылжарской птицефабрике реконструировали и модернизировали девять птичников, убойный цех, инкубатор, холодильный и кормоцеха. Приобрели новое оборудование производства Голландии, Германии и России.

По данным инвестора ТОО «Кызылжар-Кус» Даулета Сыздыкова, общая стоимость проекта по реконструкции птицефабрики составляет 5,7 миллиарда тенге. Из них в 2012-2014 годах было вложено 3,6 миллиарда.

– При реконструкции птицефабрики нам была оказана большая господдержка в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам, – рассказал Даулет Сыздыков. Сейчас здесь рассчитывают, что государство поможет и в ремонте автодороги до птицефабрики.

– На первом этапе здесь будет производиться до четырех тысяч тонн мяса бройлеров в год, что позволит нам покрыть порядка 70 процентов потребности населения области в мясе птицы, – сказал на церемонии открытия аким Павлодарской области Канат Бозумбаев. – С выходом птицефабрики в 2016 году на полную мощность – восемь тысяч тонн мяса в год – потребности региона будут полностью закрыты.

Сегодня на Кызылжарской птицефабрике работает 130 человек, после выхода на полную мощность численность работников увеличится уже до 240 сотрудников.

Бройлеров по зиме считают

Первое мясо бройлеров на птицефабрике планируют получить уже в двадцатых числах января. Как ранее рассказывал Николай Руденко, по технологии, чтобы из 15-20-граммового цыпленка вырастить бройлера весом 1,8 кг, необходимо примерно 43 дня. При этом, как уверяет директор птицефабрики, никаких стимуляторов роста для этого не потребуется – обычные витамины и корма с высоким содержанием протеина.

По словам Николая Руденко, сегодня никаких проблем с кормами нет. У собственника птицефабрики имеются посевные площади зерновых и фуражных культур в Северо-Казахстанской области. Также спокоен директор и относительно рынка сбыта продукции птицефабрики.

– За сбыт у нас беспокойства нет, – заверил Николай Руденко. – Я знаю точно, что Казахстан обеспечен собственным мясом птицы всего на 67 процентов. Вот и все.

– Но, к примеру, на рынках Павлодара широко представлена продукция и Усть-Каменогорской и Алматинской птицефабрик. Неизменно высоким спросом в силу своей относительной дешевизны у жителей области пользуются и американские окорочка. Найдете ли свою нишу на рынке?

– Война план покажет! Давайте мы сначала работать начнем. Но предварительные переговоры (с торговыми точками – авт.) мы, конечно, ведем.

Любопытно, но в феврале 2013 года директор птицефабрики был более откровенен насчет планов по «захвату» рынка:

– Естественно, в первые годы нам тяжело будет. Это когда мы на полную мощность запустимся, тогда, возможно, и начнем кого-то (других производителей – авт.) «давить». А поначалу придется, может быть, демпинговать. Завоевывать рынок за счет более низкой цены.