Четверг, 28 марта
Меню

Потеряет ли Павлодар свой исторический облик

  • Салауат Темирболат-улы
  • 2546
Потеряет ли Павлодар свой исторический облик
Дома с высокими потолками в Павлодаре привлекали внимание многих архитекторов из других городов СССР. Фото из личных архивов Людмилы Баюшевой и Елены Дубовой

Любой город – это не только люди, жившие в нем когда-то или ныне здравствующие, но также памятные места, парки, скверы, исторические здания и даже целые кварталы, которые молчаливо напоминают нам о давно ушедших эпохах, политических системах, идеологии. И вообще сами по себе они являются неотъемлемой частью пережитого местным сообществом. Раньше я уже рассказывал об инициативе старожилов пятиэтажек в районе Пединститута, так называемых «сталинках» с высокими потолками, которые просили придать этому кусочку Павлодара какой-нибудь особый статус. Но их желание никто из чиновников не поддержал, и коллективное письмо где-то до сих пор, наверное, пылится на канцелярских полках. Сейчас с подобной просьбой хотят выйти старожилы трехэтажки по улице Исиналиева, 12, что прячется за зарослями деревьев напротив холдинга «Ертис Медиа». Дом этот действительно уникальный, ведь в нем в свое время жил весь цвет нашего города.

Из элитного – в ненужный

Само строение находится немного в глубине от улицы и за густой листвой плохо заметно. Но, если подойти ближе, сразу бросается в глаза его необычная архитектура. Построен он был в 1957 году, в народе его прозвали «домом больших начальников». Тут, кстати, жил и знаменитый первый секретарь обкома партии Борис Исаев, которого многие знают как поэта Василия Лукова.

Нас пригласила и провела небольшой экскурс в историю этого удивительного дома педагог и композитор Галина Хазырова.

Композитор Галина Хазырова показывает на обваливающийся фасад дома

– Сейчас тенденция такая, что все внимание власти уделяют большим густонаселенным микрорайонам, как-то их благоустраивают, облагораживают, а вот такой небольшой участок в самом сердце города, который уже сам по себе как памятник, должен быть уютным, красивым, привлекательным, немного обделен, что ли. И меня подобное отношение поражает, а если честно, даже возмущает. Я ведь человек творческий и открытый миру, потому говорю то, что накопилось в душе. Вот наш дом, в котором я живу с самого начала, стал абсолютно ненужным городу. А ведь тут такая история с ним связана, здесь такие люди жили, я не говорю только об обкомовских начальниках, тут творили и созидали гениальные люди, поэты, писатели, ученые. Вот последний из секретарей обкома Борис Исаев, ведь он многое сделал для города, сколько всего было построено при нем, все его уважали за чистоту и порядок. И мне лично настолько больно и неприятно, что сейчас про все это начали забывать. Конечно, в городе много дел, растут новые микрорайоны, нужно транспортные развязки делать, но ведь про старые постройки, про историю тоже нужно помнить, беречь и уважать, – делится своим мнением старшая дочь известного фронтовика-пограничника, бывшего партийного деятеля, а позже писателя и краеведа Бикбулата Хазырова.

Бикбулата Манняповича не стало год назад, он недожил всего месяц до своего 95-летия. Почетный гражданин Павлодара оставил после себя огромное творческое наследие в виде 17 книг как об истории города, так и его жителях. Между тем дом, в котором он создавал свои произведения, сейчас действительно оказался в несколько подвешенном состоянии. Как говорит Галина Бикбулатовна, он слишком старый и в нем всего 24 квартиры, а потому стал нерентабельным для обслуживающей организации. Плюс долги новых жителей. Из старожилов и прямых потомков прежних квартировладельцев здесь осталось всего несколько человек. Поэтому они намерены обратиться к городским властям помочь решить их проблемы и придать этому объекту особый исторический статус.

– Разрушение идет, и, похоже, это в ближайшей перспективе будет только нарастать снежным комом. Новые жильцы решают только свои личные проблемы, перепланировки, объединение квартир и так далее. Все делается вроде как по закону, есть разрешения, но для такого старого дома это ничего хорошего не сулит. Мы не хотим ни с кем ругаться и вообще не ссоримся, они такие же законные владельцы этого жилья. Наш дом всегда считался элитным: здесь жили писатель Азилхан Нуршаихов, Бикбулат Хазыров, Елагины, Шушанов, Кабдуалиев, Щербинко, много было других знаменитых людей. Здесь была особая аура, особая культура, и в этих квартирах люди обдумывали и принимали очень важные решения, писали и создавали свои литературные произведения. Его нужно сохранить, – согласен с мнением композитора Хазыровой ее сосед по дому Анатолий Катеринин.

В последние годы Борис Исаев много писал о своих воспоминаниях

Он тоже живет здесь с самой постройки здания. Его отец – первый ректор Павлодарского педагогического института Катеринин Александр Семенович, который и создавал этот вуз.

– Мне было всего 4 года, когда мы сюда переехали. Бегали здесь, играли, все детство связано с ним. Считаю, что сейчас не хватает внимания ему. Модернизацию провели в свое время, это еще четыре года назад, когда объявили такую программу в городе, теперь с нас высчитывают за эту некачественную работу. Люди у нас живут, в принципе, неплохие, пенсионеры 100 % платят за услуги, но есть и должники, – продолжает еще один старожил дома.

Со стороны Сатпаева дом соседствует с синагогой, со двора обнесен деревянным забором, выкрашенным в жуткий зеленый цвет. Пока мы говорили с Галиной и Анатолием, где-то за тем самым высоким забором прорвало трубу, и начал бить фонтан. Что за коммуникации там проходят, люди не знают, но старший по дому сразу позвонил в коммунальные службы.

Лавочка, на которой любили отдыхать Борис Исаев и Бикбулат Хазыров

– Проблемы у дома есть, и здесь, конечно, нужен конструктивный подход. Обслуживающая организация отказалась от дома, потому что нерентабельный, есть должники, и это мешает своевременно оказывать услуги. КСК надо платить зарплату, тратиться на какие-то ресурсы, трубы и так далее. Поэтому, что касается коммуникаций внутри, нам надо самим решать, найти общий язык, больше ничего не остается. По наружным коммуникациям, кстати, от отсутствия горячей воды мы давно страдаем, здесь, полагаю, это системная проблема, как во всем городе. Все связано с магистральными коммуникациями, узлами, проходящими в этом районе. У нас на улице все перекопано, что-то меняют, думаю, с горячей водой, водоснабжением и канализацией после замены этих труб все наконец придет в норму. Одним словом, все имеет свою цену. И, к большому сожалению, то, как нам сделали модернизацию, крайне печалит. Просто нет слов. Расходы разделили на всех, а фасад уже сыплется. Конечно, до модернизации ситуация была критическая, и по коммуникациям, и по подвалу, по чердаку, поэтому на тот момент это как бы спасло. Потому что жить здесь было небезопасно. Мера была вынужденной и была исполнена, но не с тем качеством, какое должно было бы быть, – отмечает старший по дому, 40-летний Николай Ильченко.

Борис Исаев любил в минуты отдыха выйти на балкон

Сам он не имеет никакого отношения к строительной или жилищно-коммунальной сфере и переехал в Павлодар из района Теренколь. Работает в логистике, а заодно теперь приходится отвечать за состояние старого дома.

– Если даже приезжают в город гости или туристы, им всегда интересно посмотреть на старую часть, на какие-то постройки, исторические сооружения, сходить в музеи, а не только погулять по нашей замечательной набережной и прокатиться на теплоходе по великому Иртышу. И порой они самостоятельно ищут и натыкаются на такие домики, как наш. Сама не раз сталкивалась, когда во двор заглядывали иностранцы и спрашивали: а что это за здание, кто тут живет или жил. Можно в карту экскурсий внести его. А тут фасад сыплется, красный кирпич над фундаментом вываливается, вокруг больные деревья, а двор зарос карагачом и травой, от которой у всех аллергия. После праздников в центре города сюда нередко заходят пьяные компании, сидят в наших старых беседках, пьют, курят, мусорят. Там есть узкий проем за зеленым забором, и там живут бомжи. Оттуда постоянно запах неприятный идет. У меня душа болит, и я одна ничего не могу с этим сделать. Когда папа еще жив был, приезжал аким к нему, видел его старенькую лавочку, на которой он любил сидеть, обещал обновить, – все так и осталось. Хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание. Это же в интересах города должно быть, страны, это ж история. Может, как в Астане, там почти ничего не оставалось, и выискивали такие старые здания, облагораживали, придавали вид должный, а потом и статус исторического. А у нас что происходит: мы видим, как уникальные здания даже более чем с вековой историей навсегда уходят в небытие, а вместо них как грибы после дождя вырастают красные высотки, бизнес-центры, магазины и прочие объекты, – приводит не самые лучшие примеры сноса важных зданий в 90-х– начале 2000-х годов и нынешней точечной застройки Галина Хазырова.

Так выглядит дом на Исиналиева, 12 после модернизации

Кстати, под руководством Бориса Исаева, который жил в этом доме в 70–80 годы, и вырос современный индустриальный Павлодар с его заводами, высотками, микрорайонами, широкими улицами, скверами и фонтанами. Он один из немногих советских руководителей высокого ранга до конца жизни стоял за сохранение СССР, критиковал грабительскую приватизацию и нарастающую социальную несправедливость, за что стал опальным. Свою боль и горечь Исаев изливал в острой гражданской поэзии и публицистике, был постоянным автором газеты «Наша жизнь». Борис Исаев ушел из жизни в возрасте 86 лет («НЖ» №41, 18.10.2018 г).

Не хотим «вставных челюстей»

Будут ли услышаны немногочисленные голоса жителей по улице Исиналиева, 12, пока нет ясности. Между тем старожилы микрорайона Пединститут продолжают надеяться, что когда-нибудь власти все-таки прислушаются к их мнению.

– Приезжая в любой город, ты невольно интересуешься его историей и обращаешь внимание на архитектуру. И вот в последний период, знаю, что со мной согласятся многие жители Павлодара, нас пугает эта дикая, совершенно, я так полагаю, не предусмотренная никакими планами архитектуры города точечная застройка. В народе это назвали «вставные челюсти», а мы не хотим «вставных челюстей», – говорит Член Союза художников Казахстана, знаменитый искусствовед Майя Хусаинова.

По ее признанию, для нее как коренной жительницы важно, каким останется Павлодар будущим поколениям, сохранятся ли исторические традиции и культура общества.

Район Пединститута по праву должен стать особым историческим местом в Павлодаре

– Причина переживать есть – наше время неясностей и неопределенностей, которое никого и ничего не щадит. Такое впечатление у народа сложилось, что везде и во всем играют роль только деньги. Это не мои слова, но мы же строим Новый Казахстан, и нам нужно менять эти принципы, избавляться от этой коррупции и прочего. Удивительный уголок Павлодара, который строился в послевоенные годы, наш Пединститут – это целый ряд домов, которые резко выделяются на фоне других построек. Их, насколько я знаю, строили политические заключенные. И, если внимательно посмотреть на стены первых этажей со стороны улицы, то сквозь толстый слой краски можно увидеть гражданские призывы к населению: «быть бдительными с огнем», «быть бдительными к нарушениям правопорядка в городе». Это были годы после Победы, поэтому гражданская оборона хорошо работала, и эти призывы писались на внешней стороне домов, они были актуальны. Были даже бомбоубежища, которые потом почему-то засыпали. Мы выступаем за то, чтобы этот исторически важный уголок сохранился. Конечно, можно покрасить стены домов, они изменят цвет, станут как инкубаторские, может быть, но в этих домах есть особый дух, – считает искусствовед.

Майя Бугубаевна живет в этом районе с 1959 года, отсюда пошла в школу, а потом и в институт.

– В этом районе жили люди, которые приезжали со всего СССР и выбирали Павлодар для себя, как родной город, где бы они хотели жить, где строили свое гнездо и мечтали, чтобы потомки их жили здесь. Выдающиеся строители, инженеры, изобретатели, врачи, работники культуры. Если внимательно походить по дворам, зайти в подъезды, поговорить со старожилами, хотя бы даже со мной, здесь что ни двери – то мемориальная квартира. Наша задача – не допустить, чтобы мы это потеряли, не допустить строительства внутри этого квартала или других таких же исторических территорий «магазинов у дома», кафе, пивных лавок. Хватит уже этого. Мы потеряем уникальную атмосферу, тишину этих мест. Время стремительно летит, и многие замечательные люди уже ушли, но остались их дети, осталось то, что они создали. Сейчас, беседуя с вами, я смотрю на небольшую березовую рощу, расположенную на Едыге би, то есть бывшей улице Крупской, 82, 82/1, – она радует всех, кто когда-нибудь вдруг оказывается в этом уголке и видит этот чудесный, аккуратный и нежный оазис. Мало кто знает, что посадил ее наш замечательный поэт-писатель Марат Григорьевич Динерштейн. Он был педагогом и человеком культуры в одном лице. Сколько я себя помню, была эта роща, она помнит моего папу, мою маму, мою сестру, мы здесь всегда гуляли, играли, наслаждались дивной красотой. Я против необдуманных и не согласованных с людьми решениями, этих уродливых построек, нарушающих гармонию и красоту города. Поэтому прошу, чтобы нашему микрорайону Пединститут дали особый статус и больше не портили его, – резюмировала известный искусствовед.


Отметим, что еще в 2018 году жители этих домов обращались в городскую администрацию с просьбой помочь с благоустройством прилегающих территорий. В частности, в озеленении, установке детских игровых площадок и ремонте фасадов. Пятиэтажные дома в этом квадрате появились в 50-е годы прошлого столетия. С этих одиннадцати домов, возведенных по московскому проекту, и началась история строительства многоэтажного промышленного Павлодара. Заселение пятиэтажек состоялось в 1957 году. Новоселами стали строители, инженеры, архитекторы, которые дружно осваивали и благоустраивали внутридомовые территории, посадили саженцы. Усилиями жителей, поливавших водой из шлангов, а потом поддержанных городом летними поливками спецмашин, удалось укрепить и вырастить впоследствии большую «зеленую зону».

Этот небольшой домовой анклав, получивший впоследствии в народе название «старых пятиэтажек района Пединститута», возможно, не представляет архитектурной ценности, но историческую для города – имеет. И нам, нынешним жителям, среди которых осталось уже очень мало первых поселенцев, очень хочется сохранить для потомков в 21-м веке этот уголок истории 50-х годов века двадцатого», – рассчитывая на поддержку, писали жители старых пятиэтажек района Пединститута в акимат в бытность главой региона Булата Бакауова, но в итоге, по их словам, не получили ответа.

Старожилы вспоминают, что в благоустройстве и озеленении этого района в свое время активно участвовали многие известные люди, в том числе поэт Сергей Музалевский, ветеран милиции Токжан Исмаилова, композитор Артур Меттус. К слову, раньше в этом квадрате находилось одно из крупных в городе бомбоубежищ. Катакомбы содержали вплоть до 90-х годов, а потом все входы засыпали («НЖ» №12, 31.03.2021 г.)

Павлодарцам нужно быть активнее

Если такие гражданские инициативы, как ужесточение контроля за состоянием окружающей среды, реальная поддержка людей с особыми потребностями или усиление мер по сохранению зданий и памятников, имеющих историческую ценность для города, будут продвигаться быстрее и с новым обдуманным подходом, то и общество тоже начнет меняться и предлагать в ответ свою помощь.
После встречи с инициативной группой жильцов дома по ул. Исиналиева мы обратились к нашему коллеге, ветерану телевидения, краеведу Людмиле Баюшевой. Ей как человеку, который очень многое знает об истории старинных зданий Павлодара, эта идея тоже стала интересной. И вот какие детали она нам рассказала.

Так выглядит сейчас некогда знаменитая гостиница «Ливадия»

– До революции здесь, по ул. Исиналиева (тогда Деровский переулок), находились склады сельскохозяйственной техники уездного переселенческого управления. А позже склад «Казсельхозтехники». Во второй половине 50-х годов складские помещения снесли, и на их месте, на ул. Интернациональной (с 1958 года улица им. 40-летия ВЛКСМ), выстроили красивый трехэтажный дом. Его новоселами стали руководители местных партийных и советских органов, каждый из которых оставил заметный след в истории области. К слову сказать, до 1960 года обком партии находился неподалеку, в двухэтажном здании на улице Ленина (сейчас ул. Астана). Дом на ул. Исиналиева, 12 с точки зрения истории и архитектуры, безусловно, представляет интерес. Это один из первых трехэтажных жилых домов в Павлодаре. Не так уж много у нас в городе осталось домов постройки середины ХХ века, – рассказала Людмила Федоровна.

А вот в одном из домов в районе Пединститута в свое время жил главный архитектор города Червонцев Виктор Яковлевич. Он тоже сделал многое для развития Павлодара. А сейчас там живет его дочь, главный хранитель фондов областного художественного музея Елена Викторовна Дубовая.

Магазин «Пончик» написано на стене при входе в старинный дом Айтыкиных

– По мне, Павлодар – уникальный город. Своей историей он обязан людям, жившим и создававшим его и двести, и сто, и 60 лет назад. А также живущим и сейчас. Исторические островки застройки еще кое-где теплятся, живут. Но их вытесняет новый город, новое строительство. Память – не только в семейных альбомах и преданиях. Память – это наши улицы, скверы, жилые дворы, набережные. Сохранение и постоянная реставрация старых кварталов города столь же необходима, как и реставрация памятников и монументального искусства в городской среде, – говорит Елена Дубовая.

По ее мнению, наша область более полувека неравнозначно по характеру и исполнительскому мастерству бурно строится и украшается. Но, если утратим старое, его уже никогда не восстановить. Она считает, что урбанистика, реновации, инновации – это все, конечно, хорошо, современно и звучит красиво, но и разрушать то, что построено прежними поколениями, нельзя.

Территория вокруг старинной мельницы Тиссена активно застраивается

– Архитектор Иконников писал: «В густонаселенном, урбанизированном мире XX века ценности культуры оказались неожиданно хрупки, и в особенности ценности архитектурного наследия городов. Они разрушаются не только в кризисах и катаклизмах. Но и под агрессивным натиском нового. Новое, однако, становится обыденностью. И приходит горькое сознание утраты. И хочется, ах, как хочется вернуть. Мы можем на месте разрушенного построить новое здание. Только оно заведомо не будет тем, чем было». Что-то уже утрачено временем, перестроено, перепланировано, все усилия нужно направлять на создание художественной выразительности зданий, улиц, парков и улучшение эстетического облика городской среды. В 1990-е годы и в начале 2000-х годов в Павлодаре происходит настоящий прорыв: развивается мемориальная и садово-парковая скульптура, воздвигаются памятники легендарным героям, ученым, писателям, просветителям, знатным землякам, устанавливаются бюсты, уходят на второй план технологичные виды монументального искусства – мозаика, витраж, сграффито, фреска, – дает свою экспертную оценку Елена Дубовая.

Другой блок вопросов, которые волнует неравнодушных павлодарцев, – судьба таких исторических зданий и сооружений, как мельница Тиссена, купеческий дом семьи Айтыкиных, гостиница «Ливадия».

– Павлодарские купцы любили давать громкие названия своим заведениям: ресторан «Париж», гостиница «Россия», кинотеатр «Фурор». Когда в 1906 году курганский предприниматель Иоанн Шмидт построил в Павлодаре на Владимирской улице гостиницу, то дал ей не менее громкое название – «Ливадия». Хоть Иртыш и не Черное море, но своя Ливадия на его берегу появилась. Гостиница представляла собой двухэтажное здание, первый этаж которого был сложен из кирпича, второй – из дерева. Фасадная стена завершалась фронтоном со шпилем. «Ливадия» была гостиницей для людей среднего достатка. В ней жили, выражаясь современным языком, командировочные: деловые люди, миссионеры, артисты, приезжавшие в Павлодар на гастроли, – опираясь на архивные данные, рассказывает краевед Людмила Баюшева.

Некогда самый элитный дом Павлодара

После революции «Ливадию» национализировали. В марте 1918 года здесь состоялось заседание первого Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В конце 20-х годов помещение отдали под склады, и, естественно, никто о внешнем облике здания не заботился. В 1933 году в бывшей гостинице разместили городской кожно-венерологический диспансер. В 80-х годах там находились медицинские склады.

– В начале 90-х годов здание отдали частной фирме. Изменился облик дома: главный вход с улицы заложили кирпичом, и в помещение стали заходить со двора. В 1998 году здание, которое является образцом каменно-деревянного зодчества начала ХХ века, стало частной собственностью, и вскоре его лишили статуса памятника истории и культуры местного значения. С тех пор одна из первых гостиниц с более чем столетней историей пустует, неумолимо разрушаясь. Реставрировать и восстанавливать здание, судя по всему, никто не собирается. Очевидно, его ожидает участь «Народного дома», на месте которого уже шесть лет находится пустырь, обнесенный высоким забором, – с сожалением отмечает Людмила Федоровна.

Архитектор Виктор Червонцев видел большой прогресс в развитии Павлодара

Нельзя без слез смотреть и на другое историческое здание – дом одних из самых известных и преуспевающих в конце 19-го – начале 20 века купцов – семьи Айтыкиных. Он спрятан за могучими тополями на улице Алихана Бокейхана (бывшая ул. Карла Маркса). Дата постройки — 1909 год. По документам до революции дом принадлежал А. М.  Айтыкину – одному из потомков бухарских ханов, представителю знатного рода богатейших купцов, торговавших мануфактурой.

– Помимо домов и магазинов в Павлодаре Айтыкины имели сеть галантерейных, мануфактурных и гастрономических магазинов в Семипалатинске, Омске и Верном. Вели торговлю с Китаем. Владели тремя пароходами, которые ходили по Тоболу и Иртышу. После революции, когда все заводы, магазины и купеческие дома были национализированы, Айтыкины работали кто маслоделом, кто кассиром. Один был приемщиком кожи. В 1937 году трое из семьи Айтыкиных, живших в Павлодаре, и двое, проживавших в то время в городе Тара Омской области, были арестованы и приговорены тройкой НКВД к расстрелу. Бывший дом семьи Айтыкиных за свою долгую жизнь повидал многое. С 1920-го до 1935 года в нем находился детский дом, с 1938-го до 1990 года размещались различные учреждения: сначала паспортный стол, потом областное управление внутренних дел, городской и районный отделы милиции. В настоящее время дом находится в частной собственности, хотя считается памятником истории и культуры местного значения и охраняется государством, – продолжает экскурс в историю Людмила Баюшева.

Этот район стал одним из стимулов нового бурного развития Павлодара

Сейчас от былой красоты богатого купеческого дома почти ничего не осталось. Фасад здания сильно изменен: частично заложены окна и двери, исчезли арка и полотна въездных ворот, мало что осталось от оригинальных водосточных труб. Не сохранилась внутренняя планировка и украшение интерьеров. По периметру кровли кое-где возвышаются фигурные кирпичные столбики с колпаками со шпилями, между ними видны остатки кованого ажурного парапета. На грязных кирпичных стенах – следы старой побелки и остатки выгоревшей краски. Последний ремонт был проведен в 1970 году, когда здание принадлежало городу.

Об остатках знаменитой некогда мельницы Тиссена мы уже писали не раз. Инициативная группа, мечтающая создать из этого объекта новое общественное пространство, уже встречалась с акимом города, а недавно направила письмо в управление культуры.

Активисты этнокультурного объединения немцев «Возрождение» и другие общественники просят включить обозначенный объект в список памятников, охраняемых законом. Цель одна – чтобы, пока суть да дело, частник в один прекрасный день не нанял тяжелую технику и не сровнял с землей старые стены из обожженного красного кирпича, которым уже больше сотни лет («НЖ» №34, 01.09.2022 г.).

Дом с уникальной архитектурой теряет прежнюю красоту

Мы связались с управлением культуры, где нам сообщили, что письмо по мельнице Тиссена ими получено и сейчас находится на рассмотрении. Официальный ответ специалисты обещали дать в самое ближайшее время. Ну а что касается других вопросов, то здесь общественники едины в одном: активистам пора самим создавать инициативную группу из независимых экспертов по инспекции и сохранению стилистики старых жилых кварталов, памятников и старых скверов.

Фото автора и из личных архивов Людмилы Баюшевой и Елены Дубовой