Menu

Объекты памяти

Объекты памяти

Фурор для публики Павлодара – в областном художественном музее открылась экспозиция концептуального современного искусства. На персональной выставке «Хранители» павлодарский художник Андрей Оразбаев впервые представил 23 декоративных авторских арт-объекта и инсталляции. Созданные художником произведения, возможно, даже шокируют своей необычностью, но однозначно активизируют воображение зрителей. В них зашифрованы изображения, тексты, символы – оформленная в композиции память.

Андрей Оразбаев родился в Павлодаре в 1963 году. Учился у художников Величко и Мартыненко. Окончил худграф Омского государственного пединститута. Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. Автор памятника жертвам аварии на Чернобыльской АЭС в Ленпарке. Дебютировал в 1994 году в Павлодаре на выставке авангардистов «Новые степные». С 1997 года член Международной федерации Союза художников РФ, с 2012-го – в Союзе художников РК. Оразбаев – один из немногих казахстанских художников, удачно представляющих современное искусство, чьи работы тепло приняты западными искусствоведами и коллекционерами. В 2020 году жил и работал на Кипре, создавал работы для Кипрского музея современного искусства. Он известен в Казахстане и за рубежом как символист, абстракционист и авангардист.


О своем творчестве Оразбаев не раз говорил: «Для художника погружение в тему – это духовная практика». И в новой выставке этот шаманский элемент проявился в полной мере. Через арт-объекты, как через порталы, зрители погружаются в пространство, сотворенное художником. Материалом для инсталляций послужили потертые временем детали старого дачного домика. В ход пошло сгнившее кровельное железо, сломанный садовый инвентарь, решетки, ключи, колючая проволока. К этому автор дополнил и другие дикие материалы – перья, камни, морские ракушки и даже кости мамонта. Из этого невероятного сочетания рождаются философские сюжеты, которые предстоит разгадать зрителю.


 – Эти работы делались в течение лета, – говорит художник Андрей Оразбаев. – Можно сказать, в таком камерном состоянии я работал на природе, на даче. Все материалы, которые использовал, близкие к природе: дерево, камень, металл, причем ржавый, уже полежавший. Одно дело, когда просто любуешься куском ржавого железа. Но когда делаешь что-то сам, при этом следуешь концепции эстетического вдохновения целой нации – это уже другое.


Основой для работ послужило японское эстетическое мировоззрение ваби-саби – «скромная красота», сочетающее в себе неяркость, внутреннюю силу, архаичность, подлинность. Первозданная красота материалов, близких к природе, и древние как сам мир мотивы заставляют задуматься о вечном. Зритель движется по тому пути, которым идет художник. В абстракции Оразбаев достигает точности образов и особого транскультурного символизма. Как будто настраивает на определенную волну, которая обязательно есть в духовном диапазоне каждого.


– Это не фигуративные принципы, а философская основа, – поясняет Андрей Оразбаев. – Простота, скоромность, одиночество, внутренняя сила. Да, приветствуются японские мотивы, африканские и другие. Но я не привязывался к какому-то конкретному этническому принципу: то, что шло изнутри, то я и делал. То, что получилось, близко разным мировоззрениям. Зрители ищут отгадки в этих квестах. Конечно, так изначально не было задумано. Вообще, каких-то целей, преследующих определенной реакции зрителей, я не преследовал никогда. Я делаю, наслаждаюсь процессом. Получается хорошо. И есть такая традиция – выставлять работы на выставках. И до меня еще говорили великие: если ты знаешь, чем твоя работа закончится, то нет смысла начинать. И конечно, я никогда не знаю заранее, чем она закончится – в этом-то и интрига, и интерес.


Это пятая персональная выставка Оразбаева в областном художественном музее. Художник ищет новые формы, уходит от предметной составляющей, переходя к символически абстрактному изображению.
– Каждая встреча с этим художником – большое событие, – говорит искусствовед, главный хранитель фондов музея Елена Дубовая. – Это не просто инсталляция. Каждая работа заставляет думать, мыслить, ассоциировать. Андрей Оразбаев – мудрец, философ, он всегда побуждает работать наши чувства. Вспомните его ранние перформансы и инсталляции, мы всегда потом еще неделю обсуждали его произведения. Здесь же мы видим своего рода память о том, что уходит. Это старый домик, который волею художника превратился в арт-объект. Когда материальное уходит и превращается в ничто, и затем уже мыслит художник – все это продолжает жить уже как знак, символ. В этом, наверное, и есть сила инсталляций Оразбаева. Нам хочется смотреть и разгадывать их. Они отсылают к большим ассоциативным мышлениям и раздумьям. Выставка – очередной успех маэстро.


Интеллектуальность творчества Андрея Оразбаева заключается в интересных художественных представлениях о форме бытия, пространства и времени. Искусствоведы поясняют: основными в работе художника, живопись ли это, графика или арт-объекты и инсталляции, являются произведения символического плана. Их отличают замысловатость сюжетов, композиционная плотность и законченность, изящество и точность линии. Произведения наполнены внутренней экспрессией и предложены в оригинальной трактовке. А использование смешанной техники и введение разнообразных материалов позволяет художнику создавать разнофактурные коллажи. Работы Андрея Оразбаева представляют современный формат приобщения зрителя к творческому процессу.


– С такими выставками мы можем почувствовать себя жителями большого города, – говорит заместитель руководителя музея Ольга Пашко. – Такие экспозиции проводят в центральных музеях и выставочных залах. Это не картины, это действительно арт-объекты, современное искусство. То самое живое, трепещущее, которое мы встречаем, когда сталкиваемся с глубокой мыслью художника. В выставке «Хранители» 23 арт-объекта, в которых художник решил показать глубокую философию памяти. Все элементы, из которых выполнены работы, – это фрагменты старого заброшенного дома. Как говорит сам автор, каждый предмет несет частичку истории, он становится более ценен, потому что был свидетелем того времени, тех людей, тех событий. Все это переложено на современный язык изобразительного искусства, арт-объектов. Это движение в искусстве – наш Андрей Оразбаев. Он практически единственный художник в Казахстане, который создает и перформансы, и арт-объекты – мы их видим на стенах, и инсталляции – в центре зала. Это два великолепных Хранителя. Для меня более важно, что в них обозначено мужское и женское, это Луна и Солнце, это начало всех начал – именно тогда появляется жизнь.


Источник вдохновения для художника – многообразие окружающего мира, природы, людей. Все это проходит через призму его восприятия. Иногда настолько глубоко, что реальные объекты трансформируются в не совсем узнаваемые. И начинают жить своей жизнью, наполняясь новыми смыслами. На объектах – философский диалог с неожиданными выводами и трактовками знакомых всем понятий и авторскими интерпретациями. Оразбаев тематически создает композиции в этноархаическом стиле, способные пробудить родовую память, объединяя философию и современные трактовки мироздания.


А специалисты подмечают, что экспонаты – это еще и отсылка к 60–70-м годам ХХ века, когда в регионе строились первые дачи, а люди с упоением растили сады и огороды, радуясь плодам своих трудов. Художник собрал все приметы времени и расставил верные акценты. И благодаря этим произведениям искусства то самое настроение останется навсегда запечатленным.
Ирина КОВАЛЁВА, фото автора, «Наша Жизнь» №35, 08.09.2022г.

Другие материалы в этой категории: « Звездный наставник из России Большая стройка »
Наверх
Assembled by Nebel