Пятница, 29 марта
Меню

Если не мы, то кто?

  • Елена Васильченко
  • 1703
Если не мы, то кто?

Вот уже третий год АО «Алюминий Казахстана», входящее в группу компаний ERG, занимается очень нужным делом – пополнением биоразнообразия нашего региона. На этот раз в Иртыш были выпущены 500 особей стерляди – самой, пожалуй, ценной рыбы сибирских рек, поголовье которой, если не принять активных мер, может вовсе исчезнуть. Чтобы этого не случилось, АО «Алюминий Казахстана» по собственной инициативе и по рекомендации ихтиологов решило заняться этими природоохранными мероприятиями. По принципу: «Если не мы, то кто?»

Выезд в пойму р. Иртыш всегда воспринимается журналистами с энтузиазмом, а здесь и повод отличный – будут «показывать рыбов». Вернее, выпускать в реку «карандашиков» – сеголеток (молоди рыб этого года) стерляди. Почему этим решил заняться промышленный гигант, нам рассказал Максут Оразбекович Жакупов, главный эколог АО «Алюминий Казахстана».

– Зарыбление происходит на постоянной основе, меняются только водоемы и видовой состав рыб. В прошлом году проводили зарыбление Усолки, годом ранее – озера Торайгыр. Ранее это была сеголетка карпа, сейчас, по рекомендации Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства, по результатам исследования биоразнообразия водоемов – молодь стерляди. Место и время зарыбления выбрано не случайно. Этот участок реки по температуре соответствует той, при которой выросла стерлядь, к нему она адаптирована. Количество рыбопосадочного материала – порядка 500 особей.
– Немного на всю реку…
– Мероприятие плановое, поэтому деньги были заложены заранее – 800 тысяч тенге. Рекомендацию от ихтиологов насчет стерляди мы получили позже, поэтому закупили молодь на всю сумму, насколько хватило денег. На следующий год проработаем этот вопрос заранее. Чтобы получилось более представительное мероприятие, увеличим бюджет.
– Как вы думаете, насколько это поможет поддержать биоразнообразие Иртыша?
– Браконьеры в чудовищных количествах отлавливают как обычную рыбу, того же карпа, так и семейства осетровых. Поэтому работа, направленная на увеличение популяции ихтиофауны, так необходима. Но оценивать ее эффективность, то есть приживаемость рыб, мы сами не можем, нужно проводить специальные научные исследования.
– Почему именно ваше предприятие занимается природоохранным мероприятием?
– АО «Алюминий Казахстана» занимается этим, потому что является социально ответственным. Ранее были заключены меморандумы, по которым мы имели определенные обязательства, они были выполнены в полном объеме. Но что касается зарыбления, то уже по собственной инициативе из-за важности мы решили проводить его постоянной основе.

– Павлодарцев волнует не только экология Иртыша, но и озеленение. Будут ли высадки деревьев?
– Мы об этом знаем, поэтому посадки обязательно будут! Предприятием разработана Экостратегия, в рамках которой мы ежегодно до 2025 года будем высаживать по 17 тысяч деревьев вокруг г. Павлодара.
– Почему не в самом Павлодаре?
– Такое количество в самом городе не посадишь – просто нет места. И не проконтролируешь, как прижились, трудно ухаживать, поэтому нам выделили участки в окрестностях областного центра. 630 га нам выделили недалеко от алюминиевого завода, между дачами и пос. Жетекши. Но не в старой посадке, чтобы болезни не повредили молодые деревья, а чуть дальше.
– Может, для желающих будете раздавать саженцы, чтобы люди во дворах сами садили и ухаживали?
– Мы обязательно проработаем этот вопрос, это интересное предложение.
О том, насколько важно пополнять биоразнообразие ихтиофауны Иртыша, журналистам рассказал Серик Карибжанович Садыков, главный специалист Павлодарского отдела рыбинспекции:
– Стерлядь находится на грани исчезновения из-за бесконтрольного лова. Сейчас мы видим очередное зарыбление Иртыша, которое поможет увеличить ее популяцию. Я надеюсь, что восстановление поголовья этого ценного вида рыб со временем произойдет. За сохранностью мы следим, проводя регулярные рейдовые мероприятия. На сегодняшний день нами составлено 160 материалов за незаконный вылов ценных пород, штрафы составляют от трех миллионов тенге, вплоть до уголовной ответственности, с конфискацией имущества. Стерлядь – запрещенная к ловле краснокнижная рыба. Она очень долго растет, до товарного веса 5–6 лет, и только с 6–7 лет начинает размножаться, икру метать. Поэтому ее поголовье так трудно восстановить, это не скороспелая, сложная в разведении рыба. Сегодняшнюю молодь вырастили в специализированном рыбохозяйстве «Осетр» г. Караганды.

Зарыбление обычно происходит осенью, перед ледоставом, сеголетки спокойно подо льдом подрастут, фактора беспокойства зимой не будет – это благоприятные условия для дальнейшего роста. Стерлядь – донная рыба, питается водорослями, планктоном, очищает дно реки.
Все это время, что журналисты общались со специалистами, работники рыбохозяйства занимались подготовкой к выпуску такой ценной рыбы в Иртыш: из емкости, где находилась рыба, удалили часть воды, а затем накачали свежей из Иртыша, чтобы сеголетки лучше адаптировались и к температуре, и к химическому составу воды. И только потом, очень осторожно, ведрами, стали выпускать сеголеток стерляди, больше похожих на миниатюрных акулят, в естественную среду обитания.
Не все рыбешки были этому рады, часть была дезориентирована, всплывала брюшком кверху, и журналисты, вооружившись веточками, принялись дружно помогать им, переворачивая и подталкивая в глубину. Некоторых тут же «крестили», кого Михрюткой, кого Феденькой. Юные стерлядки, воспряв духом от такого теплого приема, пришли в чувство и уплыли вниз по течению. Надеемся, что наши крестники сумеют избежать как зубов хищников, так и крючков браконьеров, успешно вырастут до возраста размножения и дадут полноценное потомство. Чтобы мы не показывали нашим внукам эту удивительную, очень древнюю по происхождению рыбу стерлядь только на картинках.