Пятница, 19 апреля
Меню

Сохранил для истории: гений Николая Мохирева

  • Салауат Темирболат-улы
  • 506
Сохранил для истории: гений Николая Мохирева
Николай Мохирев и Людмила Баюшева после творческой встречи

За время пандемии и всевозможных ковидных ограничений многие павлодарцы соскучились по простым творческим вечерам и встречам со знаменитыми земляками. И вот, похоже, эта долгая цепочка затишья прервана. Героем первой большой творческой встречи в офлайн-режиме стал известный фотограф, летописец Павлодара 70–80-х годов прошлого столетия Николай Мохирев. Примечательно, что прошла она не где-нибудь в библиотеке, а в старом городе – в здании культурно-досугового центра «Колос», который не раз попадал в фокус фотоаппарата самого Мохирева.

– Николай Николаевич – это поистине уникальный человек, благодаря снимкам которого все мы сейчас можем видеть, как строился, рос и развивался наш Павлодар. Как появлялись первые высотки, и в то же время исчезали старые дореволюционные здания, как жили люди 40–50 лет назад, и какая тогда царила атмосфера, – отметила, открывая встречу, ветеран телевидения, режиссер и профессиональный киновед Людмила Баюшева.

Именно Людмила Федоровна стала инициатором этой интересной творческой встречи. Они знакомы с Мохиревым 40 лет, с тех пор как она, с отличием закончив Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), пришла работать на только что открывшееся Павлодарское областное телевидение. А сейчас благодаря личному блогу в Instagram Людмила Баюшева регулярно размещает снимки, сделанные известным фотографом, и через них рассказывает подписчикам о самых интересных фактах из жизни города. А на этот раз у павлодарцев появилась возможность лично услышать аксакала, которому через месяц исполнится 85 лет.

– Я ж был совсем мальчишкой, когда все началось. Можно сказать, что это мой папа привел меня к фотоискусству. В тот день в нашей деревне должен был состояться показ фильма, и по поселку бегали мальчишки: «Кино привезли, кино привезли!» Знаете, это была такая реклама деревенская, можно сказать, живая – по тем временам. Когда папа повел к киномеханику, а я еще не знал таких слов, как «киномеханик», «проектор», «пленка», это было для меня открытие нового мира. Так любопытно было, когда заряжали эту пленку в проектор. А когда мы стали смотреть кино, в первый раз увидев все это, я был поражен и тогда сказал: «Я это буду делать». И вот вся моя жизнь оказалась связана с фотографией и кино, – такое у известного сегодня фотографа было начало большого творческого пути.

У Николая Мохирева, как и у многих известных людей родом из СССР, было непростое детство. На этой встрече он, наверное, впервые так глубоко и детально поведал о семейной драме, с которой им пришлось столкнуться в годы массовых репрессий и раскулачивания. Об этом он заговорил, когда журналисты спросили у него о самой любимой фотографии.

– Любимых кадров много, но самая дорогая сердцу фотография – не моя. Она единственная – и на ней дом моих предков. Снимок этот есть в интернете, я специально туда выложил. Раскулачили их в 1931 году. А ведь мои предки основали деревню в Свердловской области, она так и называется – Мохирево. Я родился в 1936 году. Папе было 45 лет, а маме 36, до этого у них не было детей. Жили сначала в большом доме, в нем было девять окон на дорогу.

300 лет формировалась деревня. А потом сказали, что дед мой – кулак, и посадили. Папа с мамой уехали, бабушку выслали куда-то. Потом за три года до смерти «добрые люди» выпустили дедушку, ведь он ни в чем не был виноват. Я до 10 лет жил в доме, где 9 квадратных метров, плюс русская печка внутри. Это был рабочий поселок, назывался разъезд №14. Все это было в Свердловской области. Обратно вернулись в 1946 году, через 16 лет после раскулачивания. Нам помогли материально, дали три килограмма гречневой муки, непросеянной помолотой гречки. Вот такое было детство у нас, – вспоминает Николай Николаевич.
Рассказал он и о том, как учился делать первые снимки, каким был первый фотоаппарат.

– Первый фотоаппарат, к которому я притронулся, был «Фотокор». Принадлежал моему учителю, а он был фотографом-любителем. И мы этим аппаратом снимали на улице, учились только-только: засвечивали, проявляли, и в конце концов нас осталось два человека. Один контролировал время, другой в подвале проявлял широкую пленку в тарелке. Один держит, второй тянет. Это было начало большого пути, – отмечает герой встречи.

В Павлодар Николай Мохирев приехал в 1968 году и сразу включился в работу. К тому времени он уже был опытным специалистом.

– Большие и важные репортажные съемки были связаны с телевидением. Это, как правило, задания или просьбы редакции сделать то или иное фото. Расскажу вам уникальный в моей жизни случай, когда было задание из Алма-Аты снять наш павлодарский аэропорт. Мы с редактором приехали, я его предупредил: «Ты не говори, что мы с телевидения». Я в зале начал снимать, подходят с 1-го отдела, было такое важное подразделение по безопасности: «Здесь снимать нельзя, пройдемте с нами». Так это звучало серьезно, а я напротив, балдел, и нас чуть за это не арестовали. Потом мы говорим: «Мы с телевидения, для Алма-Аты снимаем». Тогда только нам пошли навстречу, повели не куда-нибудь, а прямо в диспетчерскую, к подлету самолетов. Представляете, как нам тогда повезло! И после этого я сам могу лекцию прочитать, как устроена диспетчерская служба при подлете самолетов, что такое этажи и прочее. Вот такое было приключение, что снимать в обычном зале было нельзя, зато аж в самой диспетчерской дали зеленый свет для телевидения, – с улыбкой вспоминает время тесного сотрудничества с телевизионщиками Николай Николаевич, у которого, кстати, сохранилась огромная серия портретных и событийных снимков с лицами дикторов, редакторов, полевых журналистов и операторов областного телевидения.

Несмотря на преклонный возраст, а 6 декабря он отметит свое 85-летие, Николай Николаевич активно продолжает творческую деятельность и мечтает сделать фото современного Павлодара с высоты птичьего полета.

– Я в Павлодаре 52 года живу, и мы создали в 1970 году фотоклуб «Орион». Сейчас нас осталось двое – Емельянов и я. И никто не снимал город. То есть приносят то, другое: там птички, природа, портреты, там другое, а город сознательно никто не снимал. Поэтому я пришел к выводу: а кто же снимет, если не я? С этого все началось, с этого пошло-поехало, и я снимал каждый уголок, каждый важный новый объект с момента до постройки, что было на этом месте, и в хронологическом порядке – от заливки фундамента, разных этапов возведения до сдачи под ключ. Старался снять и снизу, то есть с земли, и с соседних крыш, чтобы было видно очертания границ и масштаб объектов. И вот так, планомерно, в течение 15 лет снимал «уходящий» город, и все это привязано, чтобы можно было понять место, где это снято. Даже на сегодняшний день.

А еще он мечтает, чтобы в Павлодаре восстановили скульптурную композицию, посвященную гимнастам. Она долгие годы украшала старую набережную Иртыша, но позже была разрушена вандалами.

– Молодежи что надо? Видеть сегодняшний город, жизнь нашу, «остановить» ее. Потому что лет через 50 это будет история сегодняшнего дня. Безусловно, как бы ни было, что бы ни было, – снимать надо. А потом уже выбирать. Я ж снял около ста тысяч фотографий, из них более 20 тысяч снимков оцифрованы и уже в интернете. А в архиве ведь еще больше есть. Поэтому всем молодым фотографам советую и желаю больше снимать город, родные просторы, людей, чтобы оставить память и запечатлеть сегодняшний день. Ведь каждый миг важен для будущей истории, – резюмировал герой большой творческой встречи в «Колосе».
Отмечу, что проект активно был поддержан отделом внутренней политики городского акимата и местными молодежными организациями. Надеемся, эта встреча еще найдет продолжение, и в ближайшее время все павлодарцы смогут увидеть уникальные снимки Павлодара на новой персональной выставке известного фотографа. Тем более, что впереди у него большой юбилей.