Четверг, 25 апреля
Меню

Справляемся, но расслабляться рано

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 1299
Справляемся, но расслабляться рано

Прошел год с момента появления коронавирусной инфекции в Казахстане, когда мы столкнулись с новыми вызовами, разделившими мир на до и после. Были потери, были ошибки, которые еще предстоит проанализировать и сделать выводы. Конечно, уже сейчас понятно, что можно было и лучше, оптимальнее подойти к решению многих вопросов. Но в целом можно сказать, что медики справились. На их счету – тысячи спасенных жизней, наработан бесценный опыт, появилось понимание, что это за болезнь и как нужно подходить к ее лечению. Об этом мы сегодня беседуем с главным врачом КГП на ПХВ «Павлодарская городская больница ¹ 3» Марленом Наримановичем Ахметовым.

– Когда встал вопрос о создании провизорного госпиталя, руководство региона решило, что в нашей больнице есть и хорошая материальная база, и кадровый потенциал. Поэтому с 14 апреля 2020 года приказом управления здравоохранения Павлодарской области наша больница была перепрофилирована в провизорный госпиталь на 285 коек, далее коечная мощность расширена была до 325 коек. С 1 сентября 2020 года КГП на ПХВ «Павлодарская городская больница № 3» была перепрофилирована в инфекционный стационар, с 29 октября наш основной корпус продолжил работу по основному договору, а в корпусе на Мира, 41 открыто 300 инфекционных коек. Сложностей, как вы понимаете, со всеми этими преобразованиями хватало, но мы справились, сейчас работаем уже в спокойном, можно сказать, режиме. В основном корпусе оказывается медицинская помощь в профильных отделениях, а коронавирусные больные лечатся на Мира.
– Насколько хорошо медработники были обеспечены всем необходимым?
– Средствами индивидуальной защиты (СИЗ) мы были обеспечены полностью. Поэтому среди медработников невосполнимых потерь у нас не было. Строго соблюдалось деление на красные и зеленые зоны, персонал был обучен правильному поведению в условиях заражения. Нужно отдать должное как руководству местных исполнительных органов (акимату, управлению здравоохранения), так и нашим частным структурам, помогавшим с приобретением того, чего не хватало. Докупались некоторые виды оборудования, аппараты ИВЛ, кислородные концентраторы – помощь была неоценимой.
Несмотря на все организационные сложности мы смогли оказать медицинскую помощь в сложный период большому числу нуждающихся, с 14 апреля по 31 августа работы провизорного стационара было пролечено 2255 больных. Из них через интенсивную терапию в провизорном госпитале прошло 241 человек, в инфекционном госпитале – 200 человек. Большинство из них поступили в тяжелом состоянии, с низкой сатурацией (менее 70 %), с поздней обращаемостью за медицинской помощью и наличием сопутствующих хронических заболеваний.
– Улучшилась ли ситуация сейчас?
– Стало спокойнее, но вирус никуда не ушел, расслабляться рано. За январь было пролечено 302 пациента, из них через реанимационное отделение 28 прошло, тяжелых было 24, критично тяжелых 4. За февраль пролечено 384, реанимационное отделение – 37, тяжелых – 35, крайне тяжелых – 1. Все вылечены. Ситуация улучшилась в том плане, что мы уже знаем, как справляться. Уже отработаны подходы, протоколы лечения, которые за прошлый год поменялись одиннадцать раз, стали адекватными.
– Хватало ли медиков для оказания помощи всем нуждающимся?
– Нас очень выручило, что еще весной был создан и обучен кадровый резерв. Всего с начала работы было задействовано 312 сотрудников, в том числе 46 врачей, из них девять анестезиологов-реаниматологов, 133 средних медицинских работника и 133 младшего персонала. Из кадрового резерва привлечены 13 врачей, 27 средних медицинских работников и 32 младшего персонала.
Медики не подвели, за каждого пациента сражались, как за близкого человека. И их самоотверженный труд был по достоинству оценен. За участие в противоэпидемических мероприятиях по борьбе с пандемией COVID-19 награждены государственными наградами: заведующая инфекционным госпиталем Смагулова Н.К. – орденом «Құрмет», заведующий отделением анестезиологии и реаниматологии Павлов В. А. – орденом «Құрмет», врач-эпидемиолог Савкина И. Ю. – медалью «Халық Алғысы», врач-эксперт Мукарова Б. У. – медалью «Ерен еңбегі үшін», старшая медсестра инфекционного госпиталя Балакина Ш.К. – почетной грамотой Президента. Многие были отмечены нагрудными знаками, почетными грамотами нашего министерства.
Поэтому накануне празднования Наурыза – праздника весны и обновления – хочу пожелать всем мира, добра, крепкого здоровья и благополучия им и их семьям. Берегите себя!

Мукарова Бибигуль Ураловна, руководитель мониторинговой группы Павлодарской горбольницы № 3:

– Наша мониторинговая группа создавалась для координации всех сложных и проблемных вопросов, а их, как вы понимаете, было очень много, особенно в самом начале. Отработка структуры медицинской помощи, фильтров, организация консультации самых тяжелых, реанимационных больных, работа с родственниками, обучение врачей, среднего и младшего медперсонала. Мы очень много литературы изучали, все новинки, общались с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, чтобы узнать, как лучше лечить эту вирусную инфекцию, многое поняли, стали намного лучше справляться.
Бывает очень обидно, когда пациенты к нам обращаются очень поздно, когда мы практически ничем не можем помочь! И вроде на своих ногах пришли, но с тяжелой одышкой, когда так называемый цитокиновый шторм начал заливать легкие. И мы бессильны уже, за сутки может такой больной «уйти». Хотя, казалось бы, обратись человек вовремя, и всего этого можно было избежать! Жаль, что многие до сих пор этого не понимают, а ругают нас, врачей, что мы не смогли помочь. А мы ж не волшебники, и магических препаратов у нас нет. Это тяжелая борьба за каждого пациента, за каждый его шаг в сторону выздоровления.
Были такие больные, которых мы по три месяца и более лечили в стационаре, а еще сколько времени они восстанавливаются дома! Ковид в тяжелой форме дает такие осложнения, которые медицинская наука до конца еще не изучила, и дай бог, чтобы не на себе или своих близких узнавать, на что он способен. Поэтому большая часть наших медработников уже вакцинировались, это гораздо безопаснее, чем переболеть, даже в легкой форме. Заранее понять, как твой организм отреагирует на вторжение вируса, к сожалению, невозможно. И я очень хорошо помню, как в летний всплеск заболеваемости у нас на территории по 37 скорых стояло! Понятно, что в таких условиях потери, как в военное время, неизбежны. И меня совсем не радует, что люди так легкомысленно относятся к соблюдению противоэпидемических мероприятий, как будто той дороже жизни! И как жалко бабушек-дедушек, которые сами, может, и дома сидели, а инфекцию им принесли младшие родственники, которые наплевательски относились и к маскам, и к санитайзерам. А виноваты в том, что не уберегли, почему-то врачи.
Осенью нам пришлось разворачивать еще один госпиталь в старом здании на Мира, 41, мы за сутки перевезли и разместили всех своих пациентов, особенно тяжело было с теми, кто был на аппаратах ИВЛ. Но мы справились, освободив основное здание для профильных отделений. Ведь люди не переставали страдать от других заболеваний. Все помещения, каждую щелку, все вытяжки, канализацию стационара на Батурина тщательно продезинфицировали, взяли смывы, убедились в безопасности и только потом открылись.
Но жизнь, несмотря ни на что, продолжается! Накануне весеннего праздника Наурыз очень хочу пожелать всем нам благополучия, а также осознанного, правильного отношения к своему здоровью! Вирус еще не побежден, но в наших силах не дать ему шанса на заражение.

Назира Копбосыновна Смагулова, заведующая инфекционным отделением Павлодарской горбольницы № 3:

В середине апреля, когда наше пульмонологическое отделение перепрофилировали под ковидный стационар, казалось, что эта малопонятная инфекция где-то далеко, сначала в Китае, потом в Европе, России, Нур-Султане… Круги сужались, но было относительно спокойно, жесткие карантинные меры сказывались. Но в мае и у нас начался всплеск, а летом мы уже в полной мере столкнулись со всеми «красотами» коронавируса. Наплыв пациентов (в сутки до 150 и больше), нехватка мест, атипичные формы, отсутствие апробированных протоколов лечения. В первое время мы растерялись от этого всего. Но никто не опустил рук, сутками и даже неделями не выходили из стационара, сражались за каждого пациента. Я поражалась выносливости своих коллег, наших медсестер, санитарок, которые в полном «обмундировании», на жаре работали, соблюдали режим «красных зон», помогали каждому пациенту, строго выполняя все назначения. Мы сортировали больных по тяжести течения, переводили самых тяжелых в реанимацию, палаты интенсивной терапии. Мы как будто на войне были, с ее неизбежными потерями… Не всех смогли спасти, но те, за кого неделями сражались в реанимации и кто смог вернуться, стали нам как родные, членами нашей семьи…
Это сейчас мы многое знаем и понимаем об этом заболевании. Видим пациента, его статус, анализы и предполагаем, чего можно ждать, какие препараты применять. А тогда коллеги искали научные данные, опыт врачей других стран в лечении этой коварной болезни. И мы все самое действенное старались применять у себя, чтобы как можно большее число пациентов спасти. Огромное спасибо нашему руководству больницы, что ни в лекарствах, ни в оборудовании нам отказа не было. Например, мы узнали, что хорошо помогает пациентам с застойными явлениями в легких вибрационный массажер, и мы его получили.
А скольких коллег мы обучили за это время! Когда набирали «резерв», мы сначала всех обучали правильному поведению, роботе с ковидными пациентами, особым приемам в уходе. Ведь и после реанимации пациенты нуждались в очень внимательном отношении, строгом и правильном выполнении всех назначений. И было радостно видеть, как наши подопечные постепенно восстанавливались.
Мы уже не боимся этого заболевания, многое о нем знаем. Осложнений ждем примерно на 7–11–21-е сутки. Поэтому желательно обращаться вовремя, не запускать болезнь. Сейчас мы уже понимаем, что в тяжелых случаях нужны антикоагулянты, антиагреганты, дексаметазон, а вот антибиотики, наоборот, неэффективны. Мы их применяем, только если присоединилась бактериальная инфекция.