Пятница, 29 марта
Меню

Дефицит трудовых мигрантов

  • Редакция «Наша Жизнь»
  • 5570
Дефицит трудовых мигрантов

Редакция газеты «Наша жизнь» уже писала о том, что пандемия коронавируса, а точнее, объявленный в связи с нею локдаун, оставили без работы тысячи трудовых мигрантов. Особенно в южных регионах Казахстана, куда преимущественно приезжают иностранные граждане на заработки, большинство из них остались буквально на улице. В результате весной и летом 2020 года случился массовый отток рабочей силы. Многие уехали, чтобы пережить карантин у себя на родине, и надеялись возвратиться, когда эпидситуация улучшится. Однако вернуться им не удалось до сих пор из-за закрытых границ.

Сейчас строительная сфера и сфера услуг в Шымкенте испытывают острый дефицит рабочих рук, говорит юрист общественного фонда «Сана Сезiм» Бехзод Тулаев. Фонд занимается защитой прав трудовых мигрантов и спасением людей из рабства. По словам Тулаева, им ежедневно поступают звонки от партнеров из Узбекистана, России, Таджикистана – они спрашивают, когда в Казахстане смягчат карантинные меры и откроют границы для иностранцев. В свою очередь, в правозащитные организации в этих странах обращаются люди, которые хотят приехать в Казахстан на работу.
– Карантинные меры в Казахстане еще не сняты, лишь только смягчены, и пункты пропуска на границе работают в ограниченном режиме. Все это привело к тому, что рынок труда сейчас очень нуждается в работниках. А мигрантов к нам не пускают. Есть иностранные рабочие, которые во время локдауна и жестких ограничений на свой страх и риск остались на территории Казахстана. Но это довольно-таки мизерный процент от общего числа иностранных рабочих. И этот маленький процент трудовых мигрантов во время жесткого карантина успели легализовать себя на территории Казахстана: оформиться, как полагается, составить трудовые договоры, получить ВНЖ или разрешение на трудовую деятельность, – рассказал юрист «Сана Сезiм»
К примеру, в Шымкенте строительные фирмы, даже нанимая работников из числа местного населения, не могут покрыть нехватку рабочих рук. Мигранты, как выяснилось, представляли большую ценность на рынке труда и играли огромную роль для экономики страны. В их отсутствие многие стройки остановились или идут очень медленно.

Тут вопрос не в том, что казахстанские граждане не могут выполнять ту работу, которую делали иностранцы. Наем иностранной рабочей силы для казахстанского работодателя выгоден по всем параметрам, говорит Бехзод Тулаев.
– Иностранная рабочая сила, которая прибывает в Казахстан, обходится намного дешевле, чем местные работники. Трудовые мигранты не особо требовательные, они готовы работать по 12–16 часов в сутки, живут там же, где и работают. Для работодателей это намного выгоднее. При этом трудовые мигранты не особо заботятся о составлении трудового договора и оформлении каких-либо документов, что тоже большой плюс для работодателя, который может не платить налоги за своих рабочих, – рассказывает юрист.
Экономист Расул Рысмамбетов говорит, что трудовая миграция – это нормальное явление. Иностранцы в Казахстане работают не только на стройках и в сфере услуг, но их еще приглашают и на руководящие должности.
– Казахстан находится в открытом рынке, поэтому, когда у нас возникает недостаток в рабочей силе, наши управленцы ищут рабочих за рубежом. В нефтянке  это высококвалифицированные инженеры, в банковской сфере – управленцы, в совете директоров «Самрук-Казына» – умные, уважаемые на Западе люди. Поэтому, если на спонтанной стройке в Туркестане потребовалось 30 сварщиков, чаще всего их будут искать не только в Туркестане, но и в городах вокруг. Включая узбекские и кыргызские города, – объясняет эксперт.

По его словам, одна из причин дефицита рабочей силы в стране – плохо налаженная программа обучения узких специалистов.
– В Казахстане немного буксует программа профессионального обучения, среднетехнического и базовых специальностей. Поэтому есть дефицит. Если мы запускаем много проектов незапланированно, даже не планируя на 2–3 года вперед, у нас будет так всегда. Например, закрыли вуз, который готовил инженеров-железнодорожников – через пару лет мы увидим или учащение железнодорожных аварий, или наплыв российских и украинских инженеров. Закрыли как-то специальность педиатров – детей массово повезли лечиться в Израиль, Турцию и Россию, – говорит Рысмамбетов.
Экономист тоже считает, что строителям выгоднее нанимать иностранцев, чем местных работников. Их можно брать на работу нелегально и не платить социальные выплаты. К тому же нелегальный рабочий не будет защищать свои права, объясняет Расул Рысмамбетов.
Тем временем острая нехватка специалистов ощущается и в туристической отрасли. В прошлом году в Казахстане в плане привлечения туристов «выстрелил» Актау – там открыли пятизвездочный отель Rixos Water World Aktau. Однако с его появлением стало понятно, что в городе, да и в ближайших регионах, нет необходимого количества официантов, администраторов и так далее. Глава национальной компании «Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев в одном из своих интервью рассказал, что Rixos переманил работников из других отелей. Последним пришлось нанимать обслуживающий персонал за границей и привезти их в Казахстан.

По официальным данным, на 1 февраля 2021 года в Казахстане работают 14 136 иностранных граждан. Из них 631 – это руководители и их заместители, 3262 –руководители структурных подразделений, 7172 – специалисты, 749 – квалифицированные рабочие. На сезонные работы приехали 658 иностранцев, а в рамках корпоративного перевода – 1664 человека.
По информации местных исполнительных органов, большинство официально зарегистрированных трудовых мигрантов прибыли из Китая (3530 человек), Турции (1492), Индии (1119), Великобритании (882) и Узбекистана (593).
Стоит отметить, что это иностранные рабочие, которые работают по трудовому договору и платят налоги в бюджет. А о количестве нелегальных мигрантов, прибывающих в Казахстан, можно судить только по полицейским сводкам – правоохранительные органы регулярно проводят рейды по выявлению незаконно находящихся на территории страны иностранцев и по решению суда депортируют их.

Динара Бекболаева, специально для «Наша Жизнь» №8, 25.02.2021г.

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации
является предметом ответственности авторов газеты «Наша жизнь» и не отражает точку зрения Европейского Союза.