Menu

Талантам велено подрасти

Талантам велено подрасти

В нынешнем году изменился порядок приема в школы для одаренных детей. Теперь поступать в специализированные организации образования способные ребята будут не с 1-го класса. А с 5-го, 6-го или 7-го, когда уже пройдут первую образовательную ступень и приобретут необходимые навыки и умения. И что самое главное, по-настоящему проявят себя в талантах. Есть и исключения из правил. Подробнее – в нашем материале.

Одаренный? Докажи!
С нынешнего года у способных дошколят – иной сценарий. Сначала – обучиться всему необходимому, а уж затем поступать в школу для одаренных. О нововведениях рассказал на брифинге руководитель областного ведомства образования Динислам Болатханулы. Одной из веских причин для принятия такого решения были жалобы родителей на необъективность при приеме – как раз из-за детских волнений.
– Прием в 1-й класс специализированных школ всегда был напряженным периодом как для самих школ, так и для органов управления. Очень много было вопросов по организации приема, по объективности проведения вступительного экзамена, – пояснил главный учитель области. – Как показывает многолетняя практика, при общем собеседовании с ребенком 6–7 лет, поступающим в 1-й класс в специализированную школу, нет возможности достаточно объективно выявить уровень его интеллектуального развития, оценить подготовленность к школе. Так как при проведении конкурсного отбора дети 6–7 лет испытывают стресс, теряются и ситуативно реагируют на задаваемые вопросы. Было очень много нареканий со стороны родителей.
В Павлодарской области 14 специализированных организаций для одаренных детей. 7 школ осуществляли прием детей с 1-го класса. В Павлодаре это школа-лицей № 8, гимназия № 3, гимназия имени Абая и музыкальная школа-интернат при музколледже, в Экибастузе школа-лицей № 1 и школа «Зерде», а также гимназия города Аксу. Но с 2021 года ситуация изменится.
– Ход работы Назарбаев интеллектуальной школы, лицеев «Бiлiм-инновация», областного многопрофильного лицея, где прием осуществляется на конкурсной основе с 7-го класса, школы «Жас дарын», гимназии-интерната имени Алтынсарина с приемом с 5-го класса, указывает на более высокую эффективность обучения в условиях отбора учеников, уже проявивших свои интеллектуальные, учебные способности, – говорит руководитель областного ведомства образования. – После начальной школы у ребенка сформированы не только учебные навыки и умения, а также ключевые компетенции и мета-предметные умения: работа в команде, владение своими эмоциями, критическое мышление, управление проектами. Как раз то, что необходимо для обучения в специализированной школе. Это логически правильно, что мы в специализированные школы для одаренных детей будем принимать тех учащихся, которые прошли первый уровень образования – начальную школу. Здесь есть четкие критерии оценки, по которым могут приниматься решения.
Другой момент – споры по объективности. Говорится и о коррупционных рисках.
– Мы также избавляемся от самого большого предположительного коррупционного фактора, когда школы сами разрабатывают тестовые задания, а потом сами же школы проводят эти вступительные экзамены, – рассказывает о новшестве Динислам Болатханулы. – Мы как управление образования, сами специализированные школы отказываемся от проведения вступительных экзаменов. То есть как предполагаемые возможные заинтересованные лица проводить тестирования и собеседования уже не будем. Это будет проводить сторонняя организация – Республиканский научно-практический центр Министерства образования и науки Республики Казахстан «Дарын». Эти изменения – согласно Приказу МОН РК № 264 от 24 июня 2020 года в Типовые правила приема в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования. Центр «Дарын» будет заниматься всеми вопросами: создание конкурсной комиссии, проведение самого конкурса, тестирования, разработка конкурсных материалов.
Приема в школы для одаренных детей в этом году в 1-й класс не будет. Динислам Болатханулы подчеркнул, что мальчики и девочки, которые уже обучаются в специализированных школах в начальном звене, продолжат учебу, отчислять их никто не будет. Есть и свои исключения. Они касаются музыкально одаренных детей.
– Шесть специализированных школ, которые ранее принимали детей с 1-го класса, в этом году будут проводить прием детей с 5-го класса на конкурсной основе. Кроме музыкальной школы-интерната, – сообщил глава управления образования Павлодарской области. – Музыкальная школа-интернат при музколледже остается, потому что у них уклон делается все-таки на музыкальное образование и врожденный талант. Чтобы подготовить музыканта, специалиста по музыке, требуется минимум 16 лет. Потому здесь есть четкие критерии оценки и отбора – больше в выявлении таланта, музыкального слуха и т. д.
Министерством образования и науки РК разработан единый портал – gabyldau.daryn.kz, где родитель или законный представитель в установленные сроки проходит регистрацию и предоставляет нужные документы онлайн. Это также обеспечивает прозрачность. «Очень много поступает обращений и жалоб, что якобы какие-то школы отказываются принимать документы для участия в конкурсах. Именно этот шаг, когда регистрация и подача документов будет проходить через единый портал, обеспечивает доступность для всех этих школ», – пояснил Динислам Болатханулы.
Регистрация и прием заявлений – с 1 марта по 1 апреля. Тестирование проводится для поступающих 5, 6, 7-х классов. Подаются следующие документы: заявление родителей или иных законных представителей; копия свидетельства о рождении претендента с указанием (приложением) ИИН; справка претендента с места учебы с фото, заверенная печатью организации, с указанием электронного адреса претендента; фотография претендента 3х4 – 2 штуки; при наличии прилагается копия диплома об участии в республиканских олимпиадах, проводимых Республиканским научно-практическим центром «Дарын», под эгидой областных управлений образования, а также городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и других республиканских, областных и международных олимпиад и конкурсов. К слову, дети, обучавшиеся в начальном звене, как раз могут участвовать во всех этих олимпиадах, собрать и представить при регистрации доказательства учебных достижений.
Отвечая на вопрос, может ли родитель подавать заявления ребенка одновременно в разные школы, руководитель областного ведомства образования отметил, что такой практики не будет. Обычно родители и ребенок для себя выбирают какую-то определенную школу. Уже сейчас на новом сайте можно увидеть, какие школы есть, ознакомиться с информацией о приеме и регистрации, конкурсе, о данных в разрезе областей, в какие классы ведется набор, количестве мест, языке обучения и т. д.
– Это не ЕНТ, и такого формата нет, чтобы выбирать несколько школ или языков обучения, – ответил руководитель областного образовательного ведомства. – Что касается вопросов о каких-то предвзятых отношениях в школах по приему документов, – никаких посредников между родителями и школой нет, таким образом это вообще исключается. Обеспечивается полный прозрачный автоматизированный процесс приема документов детей. Мы взяли на себя дополнительные обязательства: в каждой специализированной школе области назначили ответственное лицо – технического секретаря, который поможет пройти онлайн-регистрацию, если у родителей возникли сложности. Но только в качестве помощи и разъяснений.
Конкурс будет проводиться с 15 по 30 апреля в офлайн-режиме на базе четырех областных школ. Это школа-лицей № 8 и гимназия-интернет имени Алтынсарина в Павлодаре, школа «Зерде» в Экибастузе и гимназия города Аксу. Для обеспечения прозрачности приема в специализированные организации образования будут установлены системы видеонаблюдения и аудиозаписи, используемые для запуска в здание. Конкурс – в виде тестирования. Тесты для поступающих в 5-й класс включают в себя 40 вопросов: 30 по математике и логике, 10 – по грамотности и чтению. Время выполнения – 1 час. Для поступающих в 6-й класс – 60 вопросов: 35 по математике и логике, 15 – по грамотности и чтению, 10 – по истории Казахстана. Тестирование рассчитано на 90 минут. И для поступающих в 7-е классы тесты предусмотрены по 75 вопросам. Это 55 вопросов по математике и логике, 10 по грамотности и чтению, 10 – по истории Казахстана. Задания нужно выполнить за 120 минут.
Победители и призеры республиканских олимпиад, проводимых Республиканским научно-практическим центром «Дарын», управлениями образований областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, при одинаковом количестве набранных баллов имеют преимущество при зачислении в специализированные организации образования.
Предусмотрен и второй тур. Его будут проводить спецшколы, обеспечивающие образование, направленное на углубленное освоение одаренными детьми основ военного дела, спорта, искусства. На втором этапе состязаний претендентов будут оценивать с учетом функциональных профессиональных, психологических и физиологических данных.



«Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?»
Официальная часть завершена. Поразмышляем теперь, как родители, граждане и налогоплательщики, что, зачем и почему. Приказ подписан летом 2020 года. После окончания удручающей дистанционной четвертой четверти и в преддверии такого же нового учебного года онлайн-обучения. Думаю, у многих был вопрос: а есть ли разница по качеству такого образования, все равно учиться-то дома? Либо в интернате, если такая форма предусмотрена учреждением образования. Другой вопрос, актуальный для всех преобразований – экономический. Неужели решили оптимизировать и одаренных младшеклассников с 1-го по 4-й класс? Переложить статью расходов с государства на родительские плечи?
Не исключено, что теперь число одаренных детей снизится. Тут и плюсы есть. К сожалению, дело скорее не в самих детях, а в амбициях и утраченных мечтах родителей. Зачастую именно взрослые хотят, чтобы их дети занимались музыкой, спортом, наукой, причем в той области, в которой мечтали преуспеть сами. Психологи советуют таким мамам и папам, бабушкам и дедушкам отстать от ребенка. И реализовывать свои желания самостоятельно. Необязательно в плане заработка и вселенской славы, а хотя бы в виде хобби. Возможно, прекратятся гонки в получении любых и побольше – медалей, грамот, дипломов. Хотелось бы, чтобы канула в Лету и неуемная предшкольная подготовка без учета готовности ребенка, местами превратившаяся в «дрессуру» и «натаскивание» строго на тестирование, а не на понимание и закрепление знаний.
С одной стороны, увеличен возраст поступающих, когда уже действительно понятно, чем по-настоящему увлечен и в чем способен ребенок. С другой стороны, теперь сфера развития способностей ребенка – строго в ведении родителей. Четыре года начальной школы нельзя пропустить, росток таланта может зачахнуть. Есть время, средства – и немалые, а также педагогическая жилка в поиске и пробуждении таланта? Отлично! Нет? Ну, ничего. Не всем же быть звездами.
Если раньше поступившими в спецшколы детьми с 6–7 лет занимались профи образования основного, то теперь будут – дополнительного. Родителям выбирать для ребятни кружки, секции, студии – за свой счет. Повезет ли в выборе педагога и тренера? Остается уповать, что у наставника есть то самое чутье. Найдет ли он подход, разглядит ли он в стеснительном малыше будущего творца, чемпиона, талантливого изобретателя? Хватит ли профессиональных качеств, такта, внутреннего огня, от которого и зажигаются звезды?
На сайте vladimircherniy.ru есть воспоминания мамы нашего земляка-павлодарца, ныне известного российского художника, доцента Российской академии живописи, ваяния и зодчества Владимира Черного. Казахстанская пенсионерка Любовь Ивановна Черная пишет: «Володя был очень маленький, когда начал рисовать. Когда Вова пошел в первый класс, стал просить, чтобы я отвела его в кружок рисования при Дворце пионеров… Володя был стеснительным мальчиком, рисовал дома втихомолку. Однажды Тамара Сергеевна Ефремова (руководитель изостудии) попросила Володю показать, что он рисует дома. Он засмущался и ответил: «Ничего. Так». Вместе с Володей на кружок ходила и его младшая сестра Татьяна. Она подсказала: «Вы его хорошо попросите, он покажет». И он действительно принес свою работу – это была «Золотая осень». Тамара Сергеевна предложила сделать выставку работ Володи. Всем очень понравилось. Кто-то даже сказал, что в 10 лет ребенок не может так рисовать, наверное, помогали родители. Затем были индивидуальные занятия с известным павлодарским художником Павлом Григорьевичем Лысенко. Как-то мы семьей поехали отдыхать на море, а тем временем Тамара Сергеевна и Павел Григорьевич собрали лучшие работы, даже непросохшую картину маслом «Натюрморт с самоваром» и отправили в Московскую среднюю художественную школу при Институте имени В. И. Сурикова. Возвращались мы через Москву и узнали, что Володя допущен до экзаменов. Экзамены через три дня, сдавали по четырем предметам. Долго не могли узнать о результатах экзаменов, звонили из Павлодара в Москву. Потом пришло письмо о зачислении. Когда Володя узнал о письме, бежал домой по лестнице, перепрыгивая через три ступеньки. Был очень доволен, он своего добился».
Сестра художника Лариса Цывон (Черная) поясняет: «Он ничем особо не отличался – сорванец, подросток – как и все мальчишки, бегал, шалил, играл. Кроме одного – желание и умение рисовать. Ходил в кружок изобразительного искусства. Таких детей, в принципе, немало. Но вот в1983 году он поступил в МСХШ. Мальчик 11 лет уезжает из дома в далекую Москву – в интернат, без родителей, родственников, друзей, где происходит его становление как личности, мужчины, творческого человека. Не разменялся на мелочи, не поддался многочисленным соблазнам большого города и, шаг за шагом, продвигался по своему  выбранному пути. Слава и признание, почетные лавры и регалии, гонорары и имя – все это пришло потом, намного позже. А сначала труд, труд и еще раз труд».
Для роста и развития нужны не только знания и педагоги. Это и животворная питательная среда, единомышленники, друзья и соперники. Известный поэт и литературовед Лев Озеров писал когда-то: «Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами». Между тем, в научной статье российских авторов Е. А. Попова и М. В. Шеиной обнаружилась интересная информация. Ученые проверяли гипотезу о более высоком уровне академических достижений у выпускников более сильных школ, а также о характере связи успеваемости студента с его образовательной позицией в школе и с учетом образовательных характеристик школы. Однако было установлено, что окончание школы повышенного уровня или школы с высоким средним баллом ЕГЭ по математике не гарантирует студентам 1-го курса более высоких академических результатов. Оказалось, имеют значение, как учился сам школьник, и образовательные характеристики школ. Между тем, «учебные результаты студентов с высокой образовательной позицией из школ с невысоким уровнем образовательных результатов могут быть обусловлены развитой внутренней мотивацией, присущей академически успешным в школе ученикам. Авторы делают вывод, что игнорирование информации об образовательной позиции студентов из школ с невысокими средними образовательными показателями может приводить к недооценке их академических достижений», – говорится в статье. То есть все зависит от человека: именно он решает, куда и как поедет социальный лифт.
По этому поводу есть интересный опыт – тоже зарубежный. Недавно беседовала с бывшим павлодарцем, проходившим успешную учебу в Америке. Он пояснил, что в США академическое образование в колледже и вузе, как дорогое удовольствие, доступно далеко не всем. И, увы, устаревают знания гораздо быстрее, чем их успеют применить на практике. Поэтому американская молодежь активно пользуется всевозможными прикладными краткосрочными интенсивными курсами и тренингами у самых крутых наставников. Например, обучение программированию и системному администрированию у разработчиков этих самых программ. Передают опыт и принимают экзамены сами создатели новаторских разработок. В общем, американскую мечту юные таланты воплощают своими силами, без оглядки на государство. По этому пути, видимо, и стоит идти, глядя на опыт передовых капиталистических держав.
Ирина КОВАЛЁВА, «Наша Жизнь» №7, 18.02.2021г.

Другие материалы в этой категории: « ХАТИКО СДЕЛАЛИ ОПЕРАЦИЮ СТАНЬ БЛИЖЕ К МЕЧТЕ »
Наверх
Assembled by Nebel