Четверг, 25 апреля
Меню

Искусство в заточении

  • Салауат Темирболат-улы
  • 1258
Искусство в заточении

Павлодарские художники из-за карантина лишены привычного для них общения, выставок, пленэров и любования природными красотами и городскими пейзажами. Особенно сложно нашим корифям. Известные мастера кисти вынуждены создавать новые картины по воспоминаниям. Заслуженный деятель республики, академик Союза художников Казахстана Ануар Игембаев, которому 14 мая исполнилось 66 лет, только недавно смог выйти из заточения и впервые с зимы побывал на набережной Иртыша. 12 сентября он вместе с другими павлодарскими художниками принял участие в первом в этом году пленэре.

– Когда объявили о карантине, я был в шоковом состоянии. Ведь само слово «карантин» уже значит, что многое будет под запретом. А нам, художникам, нужно больше общения. Весной я попытался дойти до мастерской, но меня остановили. Прямо на улице подошел полицейский и говорит: «Ага, вам нельзя ходить по городу, вернитесь домой». Объяснил, что людям старше 65 лет запрещено выходить на улицу. А нам ведь, как всегда, срочно надо, – вспоминает о попытке пробраться до мастерской в условиях карантина Ануар Есмуханович. – Сидели дома, как рекомендовали медики, писали тоже дома. Дети купили акриловые краски, вот так полгода работал потихоньку. Только в середине сентября встретился с коллегами, когда уже разрешили провести пленэр на свежем воздухе.
Ануар Игембаев – выпускник Алматинского художественного училища. Профессионально занимается изобразительным искусством с 1971 года. Его работы хранятся в фондах многих отечественных и зарубежных музеев, а также в частных коллекциях. Только в родном Павлодаре провел пять персональных выставок. В 2019 году работы известного мастера экспонировались в музее имени Кастеева. Это случилось спустя 40 лет после его последней выставки в этом знаменитом музее.

– Сейчас выставок нет, и все мы скучаем. И непривычно как-то. А раньше активно проходили выставки, старались не пропускать их. Были и областные, и республиканские, и международные. На днях звонили ребята из Нур-Султана и из Шымкента, поговорили с ними. Они тоже сидят дома. Все скучаем по выездам на природу, по натурным рисункам. Говорят, что идет вторая волна эпидемии, а значит, нам еще долго придется находиться в этом заточении, – с сожалением отмечает художник.

Работы Ануара Игембаева отличает глубокая философия сюжетов. Написанные широкими мазками, их еще нужно уметь расшифровать. Ранее две его картины сняли с выставки по идеологическим причинам. Первая называлась «Однажды в баре», через которую автор хотел показать атмосферу, царящую в подобных заведениях, и то, насколько упала культура людей. Другая многозначительная картина, высмеивающая повальное назначение на высокие должности людей, не умеющих ни руководить, ни профессионально наладить работу, называется «Козлы на крыше». Ее сняли за несколько часов до открытия экспозиции в одном из столичных выставочных павильонов.

– Я люблю масло, холст, живопись. Но, опять-таки, все сюжеты по настроению. Утром выйдешь на прогулку, увидишь что-то красивое, думаешь: «Вот напишу». А зайдешь в мастерскую, все уже поменялось в голове. Сейчас дома по воспоминаниям пишу о Стамбуле. Восемь лет назад, когда внук родился, дочка подарила нам с женой путевку. Причем прямо на Новый год поехали. Много впечатлений было. Также Туркестан близок мне. Туда часто ездил, последний раз в 2016 году. Это был большой пленэр. В 2014 году познакомился с журналистом Арманом Шураевым. Он купил одну из моих картин, а потом говорит: «Приезжайте ко мне в гости в Зеренды». Мы с женой и поехали. Дней восемь гостили, у него яхта своя есть, прокатил нас. И после этого написал несколько картин. В карантин начал работать над картиной «Жеті қазына». Это ж, знаете, святое для казахов, называется в переводе «Семь ценностей». Пока только набросок сделал. Многие спрашивают: «Может, про карантин что-нибудь напишете». Нет, ни за что. Пандемия, коронавирус, карантин – это очень тяжело, много людей заболело, много умерло. Не хочу про плохое писать. Пусть все быстрее закончится, и больше никто не болеет, а мы пока побудем дома, и другим советую не торопить время и быть осторожнее, – говорит известный художник.