Четверг, 25 апреля
Меню

Во всем должен быть баланс

  • Салауат Темирболат-улы
  • 812
Во всем должен быть баланс

Классика, народная музыка, джаз, зарубежная эстрада, – в репертуаре этого коллектива только самые лучшие произведения. Камерный хор филармонии имени Исы Байзакова давно стал гордостью павлодарцев и своеобразной визитной карточкой Прииртышья. Год назад основатель этого уникального коллектива, деятель культуры Казахстана Мадина Жармухамбетова решила передать свое детище новому руководителю. Выбор педагога пал на выпускницу Павлодарского музыкального колледжа и столичной академии музыки, которую тоже зовут Мадина. В эти дни музыканты под ее началом готовят сразу две новые программы, причем одна из них целиком посвящена детям. Чем живет знаменитый коллектив, что изменилось у него за время карантина, и какое будущее его ждет? На эти вопросы отвечает новый художественный руководитель хора – Мадина Нургожинова.

– Мадина Канатовна, как вам далось такое решение? Ведь одно дело – выступать в составе хора или петь сольно, и совсем другое – возглавить его.
– Все было неожиданно и вместе с тем очень трогательно для меня. Мадина Каирбековна – это мой педагог, я в свое время училась именно у нее. После Павлодара поехала в столицу, где отучилась в академии музыки, получила диплом и вернулась домой уже по распределению. Пришла работать в родной хор в качестве артиста, потом постепенно стала хормейстером. Был период, когда я уходила в декретный отпуск, а потом уже из декрета вызвали руководителем вокального коллектива «Ретро». Готовили новые песни, занималась аранжировками, – в общем, мне нравилось, все устраивало. И вот в прошлом году Мадина Каирбековна позвала меня и говорит: «Я решила уходить, и хочется передать коллектив в надежные руки, и этим человеком будешь ты». Я была в легком ступоре, это был шок, как так она создавала этот хор, она должна быть его руководителем. Но она все-таки уговорила меня. Несмотря на пенсионный возраст Мадина Каирбековна все равно остается с нами, являясь нашим хормейстером – таково было наше условие. В свое время она создала его на базе хора казахских народников в нашем колледже. Мадина Каирбековна стала показывать коллектив на концертах, доказывать всем, в том числе руководству, что городу нужен такой хор, и так родился большой профессиональный коллектив исполнителей. Кстати, многие годы другие регионы завидовали Павлодарской области, что у нас есть собственный камерный хор.
– В чем сложность работы, что вам лично приносит удовольствие в качестве уже руководителя такого уникального коллектива?
– Не хочется подводить своего педагога, ведь, если она надеется на меня и решила доверить коллектив, а управлять хором не так легко, – то нужно выкладываться на все 100 %. С ансамблем, в котором я работала до этого, проще было, численность солистов небольшая, и партии можно быстро распределить. В хоре, где такое многоголосие, намного сложнее. Сейчас мы стали больше брать такие программы, чтобы привлечь молодежь к хоровому искусству. То есть обращать внимание на популярную музыку. Попробовали – получается. В декабре прошлого года дали старт. Сделали предновогоднюю программу, куда вошли зарубежные хиты, шедевры, которые на слух знакомы каждому. Центральной композицией стала «Богемская рапсодия». Поэтому и такое название для концерта выбрали, ведь музыканты тоже, скажем так, являются богемой. Мы исполнили «Богемскую рапсодию» в переложении знаменитой американской а-капелла-группы Pentatonix, просто трансформировали ее на хор. Вещь очень грамотно сделана для акапельного состава, и мы решили: а почему бы и нам не исполнить ее. Благо найти партитуру к зарубежной музыке не так сложно, многие ноты есть даже в интернете в свободной продаже, причем недорого. Часто это символическая оплата, где-то 5 или 6 тысяч тенге всего. Это не так, как с заказными, когда просят бешенные деньги. Мы переделали партитуру для хорового состава, что-то перекинули, приспособили, что-то тембрально поменяли, где какая тема у кого-то из артистов лучше прозвучит, все отшлифовали, – вроде все получилось. Я довольна этим концертом, и было видно, что зрителю программа пришлась по душе.
– «Богемская рапсодия» – это было шикарно. Давно не помню таких концертов в Павлодаре. А как вам работается в карантин, как обстоят дела с кадрами, и потом, если вы берете зарубежную музыку, то как быть с английским языком, кто помогает с правильным произношением?
– У нас постепенно все идет, текучесть, к сожалению, тоже есть. Правда, она небольшая. Процесс, как и везде, неизбежный: кто-то уходит, часто это по семейным обстоятельствам, кто-то приходит. Женский состав часто меняется в связи с замужеством, с так называемым «декретным отпуском», то есть с рождением детей, – это приятные моменты. А вот с мужчинами все как-то проще и легче, с ними, как говорится, надежнее работать и идти в разведку. У меня ребята из ансамбля одно время уезжали в Астану, там, видимо, не сложилось, и они вернулись. И вот несколько мальчиков я пригласила в наш хор, в том числе солиста. У нас есть и артисты предпенсионного возраста. Мы же не можем заставить человека в 60 лет петь и танцевать под ту же зарубежную динамичную музыку. Такие расставания никому легко не даются. Потом за время карантина у нас многое поменялось, в том числе и в сознании людей, потому что началась индивидуальная работа. И каждый артист стал больше обращать внимания на себя. Работа перед камерой, например, тоже возлагает дополнительную ответственность: ты один, ты не в массе людей, и надо это побороть в себе и показать, что ты настоящий артист. Есть моменты, когда кто-то не справляется, индивидуальная работа же всегда показывает, на что ты способен, и, напротив, выявляет скрытые резервы и таланты. По английскому языку есть проблемы, но мы работаем. Коллектив же не только состоит из молодежи, есть старшее поколение. Им, конечно, сложнее. Приходится объяснять, о чем в тексте идет речь, работать над произношением. И здесь помогает молодежь, те ребята, кто хорошо владеют языком.
– Сейчас вы много экспериментируете, много новой современной музыки. А как насчет того фундамента, который был заложен прежними составами хора. Я имею в виду классические произведения?
– Я ожидала, что вы зададите этот вопрос, потому что сама постоянно тоже думаю над этим. Классическая музыка всегда остается, и мы регулярно возвращаемся к ней. Все-таки основы вокальные у нас были построены именно на классической вокальной школе. Просто сейчас во всем мире идет такое направление, что хор – это как театр, сейчас уже никого не удивишь тем, что артисты просто стоят как бы на станках, девушки в огромных строгих платьях-балахонах до пола, мужчины в темных костюмах, белых сорочках, а на шее бабочка. При этом как памятники, никто почти не двигается. Сейчас время требует движения, чтобы были элементы шоу, чтобы была изюминка, что-то притягивающее и взор и слух. Задача непростая, но интересная, потому что ты все время в поиске.

– Кто ищет, тот всегда найдет. И надеюсь, что у вас все получится. А мне вспомнилась история, когда пару лет назад после концерта один из зрителей обрушился с критикой. По-моему, даже официальную жалобу отправил в акимат, что вы распеваете церковные песни на сцене, и это якобы оскорбило его чувства. Я был на том концерте, и мне лично все понравилось: и аранжировка, и голоса, и то, как встретил зал ту же песню. Часто ли вам приходится с подобным сталкиваться, и как относитесь, когда кто-то делает замечания?
– Не хочется вспоминать о том случае, это была самая неприятная история, которая больно ударила по каждому из нас. Очень тяжело все пережили это. Хотя я тогда еще не работала в коллективе, но меня тоже коснулось. Хор исполнял O, happy Day, что в переводе значит «Счастливый день», ну или «Хороший день». Мы воспринимаем эту музыку не как церковную, а как хорошую хоровую музыку. В принципе, вся хоровая музыка вышла из церкви, и от этого никуда не деться. Многие, может, не знают об этом, но такова история. Да, и «O, happy Day» вышла из церкви, никто не отрицает. Но сейчас, в нашу эпоху, это мировой хит. Признанная всеми артистами композиция. В песне нет ничего плохого, хорошие слова, отличная мелодия. Но, вот так восприняли ее, к большому сожалению. А ведь артисты готовились, репетировали, столько сил и энергии было отдано, чтобы спеть эту песню на уровне не хуже известных зарубежных музыкантов. А в итоге мы получили такой болезненный удар за свое творчество.
Вообще, критику нужно воспринимать спокойно, и я сейчас отношусь нормально. Потому что, если тебя не критикуют, значит, ты неинтересен. Считаю, что критика здоровая всегда должна быть. И потом, у каждого человека всегда должно быть свое мнение, но, опять-таки, если это конструктивная критика. А мы люди искусства, и порой бывает, что ударят так больно, что долго потом приходишь в себя. Главное, адекватно реагировать на обвинения, брать то, что тебе нужно, а то, что не нужно, обходить стороной и не заморачиваться. С другой стороны, она еще подстегивает, дает какое-то движение вперед.
– Над чем сейчас вы работаете и чем готовитесь удивить своего зрителя и слушателя? Все-таки начинается новый концертный сезон, хоть и пока в онлайн-формате.
– Идей – море, сил и энергии тоже достаточно. Мы записывали ко Дню Конституции большую композицию. Это знаменитая песня «Атамекен» – правда, мы туда внесли некоторые свои фишки, и она впервые прозвучала в новой аранжировке. Программу для самых юных зрителей мы уже практически завершили, сейчас записываем. Так как время диктует новые условия, большие составы собирать нельзя, мы параллельно работаем: одним составом делаем композиции из диснеевских мультиков, а вторым – готовим казахскую музыку. Для детей, с учетом, что начался новый учебный сезон, потихоньку запускаем песни в онлайн. Выбрали самые красивые и добрые песни из мультфильмов. Центральная композиция из мультфильма «Король Лев». Казахские песни тоже хотим запустить в сентябре. Исполняем «Япурай», «Назқоңыр», «Маусымжан». Сделала сама обработку «Сүгірдің термесі», красиво очень получилось. Никогда еще хор не исполнял такую вещь, ее всегда пели сольно, а тут трансформация получилась. Добавляем горловое пение, народный ударный инструмент дауылпаз, домбра там еще присутствует. Сейчас как раз в работе, стараемся качественно все подготовить.
– Как коллектив воспринимает ваши эксперименты, скажем так, не устраивают бунт на корабле?
– Очень довольна ребятами. Вообще, для меня счастье работать с ними, потому, что каждый из них – это огромная вселенная, это прежде всего личность и талант. Когда глаза горят – это вообще кайф. Наш директор хора Тимур – отличный музыкант. Очень здорово помогает своими идеями, с репертуаром. Он очень тонко чувствует все. Я воспитана на классической хоровой музыке, как ни крути, а вот у него совершенно новые подходы. Когда репетируем, каждый артист что-то подсказывает, возникают какие-то предложения, просто фантастические вещи.
– Месяц назад вы порадовали всех победами на престижном международном конкурсе хоровиков в Москве и завоевали сразу два Гран-при. Чем вы лично гордитесь?
– Обожаю свой коллектив, это уже как моя вторая семья. В коллективе 35 человек, и все время переживаешь за каждого, как он выступит, стараешься дать возможность всем проявить себя, еще больше раскрыться. Главное, чтобы у него не было каких-то проблем дома, чтобы он не отвлекался лишний раз на другие вопросы, все-таки людям творческим нужно, чтобы его поддерживали всегда. Сейчас нашему самому молодому артисту Чингизу 21 год, помимо того, что прекрасно поет, он нам делает битбоксы, занимается гитарой, танцует. Очень талантливый парень. Только год назад закончил колледж, и вот приметили, позвали к нам. Сопрано, альты, тенора, басы, – у нас в хоре все голоса собраны. Кто-то очень хорошо поет народную музыку, у кого-то лучше получаются эстрадные произведения, кто-то академ поет. У всех разный диапазон, у кого-то больше, у кого-то меньше. У мужчин, конечно, сам по себе больше диапазон. У нас басы, например, самые низкие нотки берет Батырбек. У кого-то легче тембрально получается лирические, у кого-то драматические. У каждого своя краска. Есть Серикгуль, у нее классическая школа, и у нее такой тембр красивый, сопрановый. Но не металлика, а мягкий, бархатный, можно сказать. Есть кто звонко поет, а кто мягко, и они сглаживают, – то есть баланс должен быть во всем, и у нас также. Поэтому я горжусь, что работаю с такими прекрасными людьми. Пока карантин, работаем в онлайн, но очень соскучились по большим сценам и нашим зрителям. Надеемся, что скоро все снова встанет на свои места.
– Огромное вам спасибо за интервью, и желаем успехов вашему коллективу!